В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эффективность работы региональных КСП даст единая концепция финансового контроля, считает спикер парламента Кировской области Валерий Кайсин Назад
Эффективность работы региональных КСП даст единая концепция финансового контроля, считает спикер парламента Кировской области Валерий Кайсин
Повысить эффективность работы региональных КСП поможет единая федеральная концепция внешнего финансового контроля, считает спикер Законодательного собрания Кировской области Валерий Кайсин. Об этом он заявил в интервью корреспонденту `ФК-Новости`.

- Валерий Михайлович, как Вы оцениваете деятельность Контрольно-счетной палаты в вашей области?

- Прежде чем дать конкретные оценки деятельности такого контрольного органа должен сказать: создание правовой основы бюджетного процесса, установление единых правил, принятие необходимых законов сейчас одна из главных задач законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Это, если хотите, требование нового времени в России.

Но даже в `отдельно взятом` Приволжском федеральном округе, в который входит Кировская область, эта работа находится совершенно на разных уровнях.

Выиграли те субъекты Федерации, где контрольно-счетные органы созданы раньше, чем на вятской земле. Безусловно, контроль этих органов над движением бюджетных средств и других финансовых потоков повлиял на стимулирование работы исполнительных органов власти по совершенствованию бюджетного процесса.

В Кировской области сначала была создана Контрольно-счетная комиссия. В нее вошли депутаты областной Думы (позже - Законодательного собрания). Люди уважаемые, грамотные. Но они, работая не на постоянной основе и в условиях дефицита времени, объективно не могли разобраться в финансовых `хитросплетениях`. Поэтому, следующим шагом было создание в 2002 году Контрольно-счетной палаты в составе областного Законодательного собрания. Штат палаты составил 5 человек.

Первая же проверка отчета прежнего регионального правительства об исполнении областного бюджета показала, что оно в своей деятельности не всегда учитывало требования Бюджетного кодекса РФ. По результатам проверки было отмечено, что 35 процентов средств областного бюджета 2001 года израсходовано с нарушением федерального законодательства. Нарушалось бюджетное законодательство и в части отношений с нижестоящими бюджетами.

За непродолжительный период работы был подготовлен ряд аналитических материалов, в которых обострены вопросы соотношения собственности и бюджетных полномочий; необходимости оптимизации бюджетной системы. На примерах выявленного неэффективного использования государственных денег при закупках топлива внесены предложения о совершенствовании этой работы и обеспечения строгого соблюдения законодательства. Необходимость формирования средств целевых бюджетных фондов и контроля над их использованием в рамках бюджетного процесса, показана в том числе, на примере выявленных проверкой фактов нецелевого и неэффективного использования средств территориального дорожного фонда. Внесены предложения о повышении ответственности должностных лиц органов исполнительной власти за качество работы по формированию бюджета.

До начала деятельности контрольно-счетной палаты в течение года вносилось по 8-9 поправок в областной бюджет, которые на треть перекраивали первоначально утвержденный бюджет.Сейчас эта практика прекратилась.

По нашей оценке от 80 до 90 процентов предложений Контрольно-счетной палаты области принимается. Сократился срок реагирования на акты и замечания Контрольно-счетной палаты. Если раньше реакция следовала не ранее чем через год, то сейчас практически сразу принимаются меры по устранению нарушений.

Рассмотрев отчет о деятельности палаты за 2003 год, депутаты Законодательного собрания внесли изменения в ее Устав с тем, чтобы придать ей с 1 января 2005 года статус юридического лица. К этому сроку будет решен вопрос и об увеличении численности сотрудников палаты.

- Каковы отношения Законодательного собрания и областной Контрольно-счетной палаты?

- Сегодня без заключения КСП не рассматривается ни один вопрос, вносимый в Законодательное собрание по областному бюджету, по государственному территориальному фонду обязательного медицинского страхования, а так же по законопроектам, вязанным с расходованием бюджетных средств.

Контрольно-счетная палата взаимодействует в работе со всеми депутатскими комитетами и комиссиями, с аппаратом Законодательного собрания, с правоохранительными органами. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты рассматриваются на Совете Законодательного собрания. В прошлом году три материала палаты стали предметом рассмотрения на депутатских слушаниях с приглашением глав администраций районов и городов, 24 материала рассмотрено на заседаниях депутатских комитетов и комиссий. Председатель КСП принимает участие во всех заседаниях комитета по экономике, бюджету и налогам ЗС.

- Какие именно проверки и результаты деятельности Контрольно-счетной палаты области в последние год - два Вы считаете наиболее эффективными?

- Только по наиболее значимым вопросам в осуществлении бюджетного процесса реализовано 23 предложения палаты. Принят закон `О межбюджетных отношениях`, существенно дорабатывается закон `О бюджетном процессе`. Впервые в областной бюджет 2003 года были включены доходы от платных услуг бюджетных учреждений, что способствовало `легализации доходов` и усилению контроля над расходованием этих средств. По сравнению с планом доходы от платных услуг увеличились в 2003 году в 2 ,7 раза. Заслуга палаты и в том, что обеспечена высокая прозрачность при формировании бюджета.

Контрольно-счетной палатой была организована совместная с правоохранительными и другими контролирующими органами проверка использования средств территориального дорожного фонда за 2000, 2001, 2002 годы. Было установлено, что при формировании и расходовании средств фонда допускались нарушения законов, нецелевое расходование средств и искажение отчетных данных.

- На работу КСП расходуются бюджетные деньги области. Окупаются ли они?

- В 2003 году Контрольно-счетной палатой выявлены финансовые нарушения на сумму 1 млрд 614 млн рублей. В том числе раскрыты факты использования бюджетных средств с нарушением законодательства на 1 млрд 224 млн рублей. Нецелевое использование бюджетных денег составило 320 млн рублей. Возмещено в бюджет по представлениям палаты 500 млн рублей. Это ссуды и кредиты, выданные с нарушением Закона.

В 2002 году были выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 млрд 516 млн руб, в том числе нецелевое расходование средств - на сумму 581 млн рублей. Удалось возвратить в бюджет 174 млн рублей.

А вот расходы на содержание контрольно-счетной палаты в 2003 году составили 1,8 млн рублей. Как говорится, `почувствуйте разницу`. Уверен: с приданием Контрольно-счетной палате статуса юридического лица и увеличением ее численности будут созданы условия для еще более эффективной аналитической работе, шагам по предупреждению финансовых нарушений, а также для выработки предложений по рациональному управлению финансовыми ресурсами.

- Какова, на Ваш взгляд, должна быть схема взаимоотношений федеральной и региональных Счетных палат?

- В настоящее время назрела необходимость единой концепции финансового контроля в стране. Надо выработать принципы и реалии внешнего финансового контроля. Только при нем может быть дана объективная независимая оценка процессов, связанных с расходованием бюджетных средств. И, значит, эффективная политика, направленная на позитивные перемены в экономике.

`ФК-НОВОСТИ` - www.fсinfо.ru

КИРОВ, 6 апреля. /`ФК-Новости`/.http://nvolgatrade.ru/

27 апр 2004
Кировская область

Док. 204381
Опублик.: 27.04.04
Число обращений: 176


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``