В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлий ГУСМАН: `Как можно устать от собственного ребенка?` Назад
Юлий ГУСМАН: `Как можно устать от собственного ребенка?`
Сегодня вечером в Доме музыки на Красных Холмах состоится 17-я церемония вручения кинематографической премии `Ника`, которая, по всей вероятности, обещает немало сюрпризов, главным из которых станет принципиальное отличие от `Золотого орла` - как по форме, так и по лауреатам.
Накануне основатель и художественный руководитель старейшей российской кинопремии Юлий Гусман дал интервью `МК`.

- Юлий Соломонович, а если откровенно: не устали от `Ники` за столько-то лет?
- Простите меня за банальность, но как можно устать от собственного ребенка? Я же помню `Нику` маленькой, годовалой девочкой, когда она только и могла говорить разве что `агу-агу`. Помню, как она пошла в школу, как ей исполнилось пятнадцать, наступило, так сказать, половое созревание. А сейчас?! `Ника` практически взрослая девушка, и все равно за ней нужен глаз да глаз. Ведь не просто так взять и провести церемонию вручения. Нужно, чтобы она еще и соответствовала уровню. Чтобы как минимум была не хуже, чем церемонии прошлых лет. Да и соперники наши, чего греха таить, не дремлют и расхватывают наши идеи на лету.
- Кстати о соперниках. Никита Михалков, основатель `Золотого орла`, прямого конкурента `Ники`, не скрывает того, что не всегда согласен с результатами голосования.
- Да я практически никогда с ними не согласен! Очень редко мое мнение совпадает с общим результатом. А с другой стороны, что я могу сделать? У меня же только один голос. Даже если я попрошу 10 своих друзей проголосовать как мне хочется, на результатах голосования это никак не отразится. У нас 592 академика! Остается подлог. Представьте, как я ночью вламываюсь в некий кабинет, вскрываю сейф... Смешная картинка? Вот то-то.
- Церемония вручения `Ники` в этом году пройдет под девизом `17 мгновений весны`. Из этих мгновений какое больше всего запомнилось?
- Дайте подумать... Думаю, первое. И церемония прошлого года. Первая - понятно почему. Те слезы Тенгиза Абуладзе я помню как сейчас. Про первую церемонию в двух словах не скажешь. Это как минимум книга. Что же касается 16-й церемонии... Она запомнилась, потому что это была первая `Ника` после того, как нас изгнали из Дома кино из-за гнусных и грязных наездов. В тот момент мы ощутили невиданную поддержку со стороны друзей и коллег.
- Сегодня у `Ники` вообще есть проблемы?
- Глобальных нет. А так... Ну мы же не можем научить наших великих и заслуженных красиво одеваться. Они же своими мятыми рубашками демонстрируют не свою бедность, а то, что они якобы выше всего этого... Вместе с тем на Каннском фестивале таких участников просто на первом кольце охраны завернули бы.
- Когда 19 лет назад вы придумывали `Нику`, она сразу получила это название?
- Да, там смешно все оказалось. Появилась идея сделать профессиональную премию. Учредили комиссию, в которую вошли я, Андрей Плахов, другие люди. У замечательного скульптора Сергея Микульского в запасниках нашли эту бронзовую крылатую статую, а вот с названием было тяжеловато. Даже объявили конкурс по всей стране. Получали самые разные, очень смешные названия. Например, кто-то предложил назвать премию `Крылья Советов`. Как, а? Еще, помню, были `Крылатый Серафим`, `Крылатый Элем`... Потом появился такой вариант - `Вероника`. Это по имени героини фильма `Летят журавли`. А непосредственно `Нику` предложил я. Почему? Потому что богиня победы, потому что с крыльями.
- Если `Ника`, как вы говорите, ребенок, девушка, то кто тогда вы? Мама или папа?
- Ха! И то и другое. А если серьезно, то `Ника` - дочь полка. Очень много людей о ней заботились. Это и Виктор Мережко - первый президент академии, Ирина Мышкина - мой заместитель в Доме кино, тот же Андрей Плахов, Эльдар Рязанов, Игорь Шабдурасулов, который в трудные времена позвонил и предложил свою помощь. Жаль, не могу назвать всех поименно...
- Юлий Соломонович, вы же сейчас параллельно с `Никой` затеяли снимать кино. Как успеваете?
- Сразу после нашего интервью еду на `Мосфильм`, где работаю над картиной `Парк советского периода`. Сами съемки, надеюсь, начну через месяц. Это веселая и одновременно грустная история о том, как молодой и талантливый тележурналист из мокрой ноябрьской Москвы вдруг попадает в некий американо-российский проект `Парк советского периода`. На огромной территории воссоздана советская власть в самых ярких ее проявлениях. Этакая смесь ВДНХ и Диснейленда. Мы же с вами часто видим, как люди забывают все плохое, что с ними было, и помнят только хорошее. Но на поверку все оказывается не так просто и не так весело.
- Интересно. Я бы сказал, на `Нику` тянет.
- Я не для премии это кино хочу снять. Поверьте, совершенно не лукавлю. Но если награда найдет героя...

Московский Комсомолец
от 23.04.2004
Андрей ТУМАРКИН.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204284
Опублик.: 23.04.04
Число обращений: 550

  • Гусман Юлий Соломонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``