В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Любимов: Ленин не дал снести Таганку Назад
Юрий Любимов: Ленин не дал снести Таганку
Сегодня легендарному Театру на Таганке 40 лет. О сцене, битой властями и любимой зрителями, вспоминает известный режиссер

Любимов с актерами на сцене после спектакля `До и после`. Это одна из последних постановок - `бриколаж` по русской поэзии Серебряного века.



- Юрий Петрович, многие не любят отмечать сорокалетие...

- Я думаю, на театр это не распространяется. Отмечать дату будем, хотя обычно празднуется пятидесятилетие. К 40-летию выпускаем спектакль `Идите и остановите прогресс`. Будет выставка сценических костюмов, в которых играли Высоцкий, Золотухин, другие наши звезды...

Гражданки, поганки и бабы с Таганки

- Московскому вождю Гришину у меня в кабинете не понравились строчки Андрея Вознесенского на стене: `Все богини - как поганки перед бабами с Таганки`. Он собрал актив и заявил: `У Любимова размалеван весь кабинет. И там оскорблены все женщины`. Правда, Гришин перепутал и сделал рифму лучше: `Все гражданки - как поганки перед бабами с Таганки`.

Я пообещал стихи закрасить, если мне придется навсегда покинуть кабинет, и оставить стены чистыми. Не зная, что сказать, он вдруг обратил внимание на японские иероглифы Куросавы: `Китайцы? Ага, перевести немедленно!`

...А от сноса театр главным образом спасла памятная доска Ленину на фасаде. Ильич ведь выступал когда-то в этом здании... Хотя был даже момент, когда машина с шаром приехала, такими раньше сносили здания. Мы в это время сидели с артистами в зале и говорили: `Если хотите, ломайте! Но с нами!`

Фонарь системы Станиславского

- Раньше вы пользовались военным трехцветным фонариком, чтобы указать актерам, плохо они играют или хорошо. Фонарик работает до сих пор?

- Вот он стоит! Только теперь это фонарь для подводной охоты, более мощный. Я с ним плавал, когда был помоложе. А раньше был мой фронтовой. Тоже где-то тут должен быть. Вы не поверите, его уже и артисты похищали, но я находил. Фонарик их раздражает, но они благодаря ему становятся более живыми. Он - как дирижерская палочка, а я - как дирижер за пультом... В старом фонарике были цветные окошечки. Зеленый - хорошо, красный - так плохо, что тут же будет репетиция.

- Говорят, раньше вы любили цитировать Станиславского: `Актеры - шельмы, им верить нельзя, если хотите поставить хороший спектакль`...

- С ними, с актерами, надо очень жестко. Есть табель о рангах, и без нее жизни не бывает. А превратное понимание свободы приводит к хаосу, что мы и продемонстрировали - все развалили, впали в нищету и теперь с трудом выбираемся из нее.


Гамлет - Владимир Высоцкий. Клавдий - Александр Пороховщиков. Гертруда - Алла Демидова. Какая история Таганки без этих имен?

С Высоцким на `вы`

- Как только мы разломали канон социалистического искусства, строго ограниченный во всех рамках, нам сразу прилепили ярлык политического театра. Но это не так, дело тут серьезнее, дело в новой эстетике, новом взгляде на вещи, на конкретный угол зрения.

На `10 дней, которые потрясли мир` Джона Рида мы провели анкетирование. Вывесили черный ящик - `против`, красный - `за`. А какие бывали разгневанные отклики! `Безобразие! Так про революцию!` - написали нам женской помадой. Но на спектакль было не попасть.

Был у нас и такой странный опыт - сделать вечер поэзии в театре: так появился спектакль `Антимиры` по Андрею Вознесенскому. Он тогда с Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко и Булатом Окуджавой собирал стадионы. И спектакль прошел 700 раз, а мог и 800...

Зато спектакль `Берегите лица` не состоялся. Написали донос, что я издеваюсь над нашими неуспехами в космосе. Тогда как раз американцы высадились на Луну... Потом так же запретили и `Бориса Годунова`.

- Раньше на Таганке что ни актер - талант. Вот и талант Высоцкого вы разглядели сразу. Даже обращались на `вы`...

- Да, я и сейчас часто перехожу на спокойный тон и говорю: `Будьте добры, уйдите с репетиции`. Так было и с Высоцким. Как-то я его вызвал в кабинет и сказал: `Володя, уходи, ты мешаешь театру, ты разлагаешь актеров своими загулами`. Потом я же отвозил его насильно в больницу, хотя он кричал на меня, шумел. Но его дар нельзя было не заметить. И я никогда не думал, что он поэт кухни и подворотни, как считали наши начальники.



ВЫПИСКА ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Любимов Юрий Петрович. В марте 84-го освобожден от должности худрука, а 11 июля того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным К. Черненко, лишен советского гражданства. Вернулся в страну и в родной театр спустя 7 лет. Вместе с женой-венгеркой Каталин. Сын Петр говорит на пяти языках, по-русски пишет, но говорит хуже, чем по-английски.



5 САМЫХ ЯРКИХ СПЕКТАКЛЕЙ В ИСТОРИИ ТАГАНКИ

`Антимиры`
`Гамлет`
`10 дней, которые потрясли мир`
`А зори здесь тихие...`
`Мастер и Маргарита`


Виталий БРОДЗКИЙ


ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 204282
Опублик.: 23.04.04
Число обращений: 409

  • Любимов Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``