В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Зоркальцева В.И. на 2-й конференции ЕМАП Назад
Доклад Зоркальцева В.И. на 2-й конференции ЕМАП
Доклад Президента ЕМАП, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на 2-й конференции ЕМАП (Москва, 10-14 июня 1995г.)

Уважаемые коллеги! Дамы и Господа!

Открывается еще одна страница замечательной истории Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. Салоники -Афины, и вот теперь Москва - таков путь становления этой организации.

Импульс, данный в Салониках парламентом Эллинов набирает ускорение. Движение приобретает новые формы, наполняется новым содержанием. Вот и сегодня конференция обсуждает актуальную проблему Православия.

Объединяющие процессы на Европейском континенте набирают силу. Это говорит о стремлении народов преодолеть губительную вражду и разделение, которые раньше ставили под угрозу и жизнь каждого человека в отдельности, и существование целых народов, и судьбу государств. Современная техника придает любому, даже, региональному конфликту весьма опасный характер.

Поэтому важно, чтобы творец новой техники и новых технологий видел в своих соседях не врагов, а собратьев. Вот почему обращение к своим духовным корням, к почве, к религии, к истории выглядит совершенно закономерным и в век фантастических научных открытий. Разве не объединяет людей известное библейское положение о том, что мы все - дети одного праотца Адама? А эту веру разделяют и христиане, и мусульмане, и иудеи.

Видимо, следует активнее искать такие доминанты общественного сознания, которые будут крепить в обществе идеи согласия и общечеловеческой солидарности.

Сегодняшняя реальность такова, что народы поствизантийского пространства все более явственно ощущают потребность в объединяющих началах, и высшим проявлением их общности выступает исторически сложившаяся принадлежность к православным культуре и традициям в их самом широком понимании. Это не только собственно религиозный фактор, но и неразрывно связанные с ним фольклор, обычаи, мораль, эстетика, отношение к хозяйствованию, - иначе говоря, общий уклад народной жизни. И осознание этого является залогом преодоления многих разногласий, а самое главное - недопущения перерастания частных споров и разномыслия во вражду и агрессию.

Необходимость единения во имя мира и согласия народов усиливается двумя обстоятельствами. Во-первых, через полвека после нашей Победы над Гитлером война вновь вернулась на землю Восточной Европы. Горят города и села Югославии, гибнут женщины и дети. Разбою на Балканах стремятся придать характер религиозной войны.

Во-вторых, православие дает нам и духовное оружие для решения этой ответственной задачи. Присущий православию дух соборности на основе свободы создает надежную основу для достижения согласия как между самими православными, так и между ними и гражданами другой конфессиональной принадлежности.

Так, одна из главных причин, в силу которых русских народ обрел в православии свою духовную стихию, заключается в том, что православие позволяло ему находить взаимопонимание с другими народами России, столетиями жить в рамках единого государства.

Мы ведем речь не о новых империях или блоках, а о над-политических и социокультурных надстройках, которые могли бы опереться на объединительные компоненты жизни народов, придать им новый импульс, по возможности, их структурировать на региональном уровне.

Сегодня хотелось бы особо отметить патриотическую роль православной церкви как хранительницы единства и традиций народов, защитницы их уникальной культуры, основанной на любви к ближнему, к народным идеалам, к человеку вообще.

Народы с благодарностью хранят память о тысячах подвижниках православия, защищавших честь, достоинство и целостность своих стран на полях сражений, сберегавших и обогащавших их общую, основанную на православии культуру. Примером общности такой культуры служит подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, уроженцев Салоник, великих просветителей славян, ставших символом духовного и культурного единения. Их чтят и греки, и болгары, и русские, и украинцы, и белорусы, и сербы, и все, кому дорога православная культура. Символично, что и путь нашей Ассамблеи начался в Салониках.

Православное единство опирается, прежде всего, на традиции православного просвещения и образования. Особенно это актуально для стран СНГ и восточно-европейских государств, в которых прерывалась практика православного обучения и воспитания. Очень важно, чтобы юноши и девушки, вступающие уже через 5 - 10 лет в общественную жизнь, получили гармоничное воспитание и образование, в котором современный интеллект и совесть дополняют и наполняют друг друга.

Интерпретировать православные ценности современным языком, показать их непреходящий характер - именно эта идея изначально и стала основой нашей общей межпарламентской инициативы.

Особенно хотелось бы сказать о возрастающем воздействии православия на формирование нравственных основ народной жизни. Любовь к ближнему, к благородному, к возвышенному, к свободе и справедливости - вот что всегда было основными нравственными началами наших предков. Православие же добавило к ним соборность, что слилось с гражданственностью и нашим исконным общинным сознанием, и положило начало новой, православной цивилизации.

Можно, конечно, спорить с И.Кантом о том, что нравственность вырастает из религии или же религия из нравственности. Но прямая зависимость и взаимосвязь этих базовых элементов культуры всех времен и народов прослеживается.

На протяжении многих веков именно православная религия освящала на территории Восточной и Юго-Восточной Европы нормы народной нравственности. Дальнейшее ослабление позиции православия грозит непредсказуемыми последствиями в нравственной сфере для всего нашего региона. Думается, что именно православной церкви принадлежит важнейший вклад в формирование народной нравственности.

Россия, в отличие от ряда других стран - участниц нашей Конференции, представляет собой многонациональную и многоконфессиональную страну. Из 148 млн. россиян примерно 20 млн. традиционно являются мусульманами. Несколько веков в России живут буддисты и иудеи. Последние 100 лет активно развиваются протестантские конфессии: баптисты, евангельские христиане, адвентисты. За счет некоторых национальных меньшинств устойчиво существуют католические и лютеранские общины. Но все же Православие остается самой большой и массовой религией. Православных общин в России больше, чем всех остальных вместе взятых. Однако в сфере духовного просвещения и образования Русская Православная Церковь столкнулась с серьезными трудностями объективного и субъективного характера.

Всевозможные дельцы от религии, например, из так называемой `церкви Муна`, имея огромные финансовые возможности, шире чем православные пользуются дополнительными факультативами для религиозного обучения. Этому способствует также и то обстоятельство, что сектанты не ставят целей дать детям серьезное образование, их проникновение в школы носит стремительный характер в расчете на мгновенное вовлечение детей в свою орбиту, а Православию свойственно спокойная, академическая, углубленная работа, рассчитанная на комплексное и долговременное обучение.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

На сегодня оптимальным представляется следующий путь: развитие государственного дополнительного образования, что придаст факультативному обучению концептуальный характер и поставит определенные рамочные условия, при которых духовное просвещение и образование в государственной школе не нарушит светскости государства, не столкнет конфессии между собой и при этом будет ориентировано на православные ценности в их современной интерпретации.

В Министерстве образования России уже ведется напряженная работа по обеспечению гибкой стыковки светского и церковного: государство дает учащимся объективные знания по истории религии, религиоведению, духовной истории России, привлекая при этом наиболее подготовленных преподавателей из Православной церкви и других традиционных конфессий, которые дополняют общее религиоведение специальным изучением Библии и богословской мысли.

В Комитете Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций пришли к пониманию необходимости разработки целостной комплексной государственной программы духовно-нравственного просвещения, которая, по нашему мнению, включала бы следующие составляющие. Это:

а) учебный курс, ориентированный на студентов педагогических вузов, знакомящий с основами европейской общехристианской и русской православной культуры как составной части общехристианского и общеевропейского духовного наследия;

б) курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с точки зрения указанных целей и задач;

в) примерные планы и порядок проведения тематических научно-практических конференций, семинаров и круглых столов;

г) порядок организации конкурсов авторских программ, выделения поощрительных премий и стипендий;

д) учебные программы, факультативы, спецкурсы, ориентированные на учащихся всех возрастов.

Но во главу угла при этом ставится мягкое формирование стройной системы мировосприятия, обеспечивающей единство знания и чувства, интеллекта и совести, традиции и современности, овладения ультрасовременной техникой и любви к окружающей природе.

Начиная с эпохи Просвещения, долгое время господствовало представление, что достаточно объяснить человеку этические нормы, и он автоматически станет нравственным. Религиозные же корни совести вытеснялись рациональными представлениями. В итоге совесть вообще стала `мешать` интеллекту, не разбиравшему средств для покорения внешней природы. Крайнее свое выражение эта тенденция нашла в идеологии фашизма. Адольф Гитлер пообещал освободить истинных арийцев от `химеры совести`, чтобы не брезговать ничем для тотального господства над другими народами.

В новой российской системе дополнительного образования в области морали специалисты предложили выразить нашу философию тремя словами - любовь, свобода, правда. И мы рассчитываем, что такая концепция духовного просвещения и образования позволит гармонично соединить лучшее, что было в прошлом и есть в настоящем, с тем, что должно иметь место в будущем.

При изучении истории Православия в России наши учащиеся будут лучше постигать и общеправославные корни, связывающие Россию с Византией, откуда православие пришло на Русь, и с другими народами. Например, многими забыт тот факт, что большинство религиозных книг на славянском языке поступало в первые века Православия на Русь из Болгарии, и то, что церковнославянский язык представляет собой язык староболгарский.

Совесть только тогда станет реальной доминантой человеческого поведения, когда она будет восприниматься не как внешняя дидактическая установка, а как внутренняя потребность, когда подрастающий человек будет видеть ее онтологические корни, ее связь с духовной историей человечества, в целостной картине мироздания. И православные традиции показывают такую встроенность нравственного начала, совести, в общую картину мира. Человек, испытывающий угрызения совести от того, что вредит окружающей среде, приносит зло людям, проливает кровь, присваивает чужое, разрушает семью, будет стремиться не к избавлению от этой `химеры`, а к исправлению собственного поведения, своих внутренних установок.

В достижении этой цели заинтересовано все общество. Современная концепция Православия в новой реальности - это взаимодействие, социальное партнерство государства с православной церковью, при котором церковь сохраняет свою внутреннюю свободу и соборность. И не втягивается в решение текущих политических вопросов. Церковь активно и свободно осуществляет миссию своего общественного служения, в котором на первом месте стоит православное просвещение и образование.

Помимо системы государственного дополнительного образования, о котором только что шла речь, необходимы конкретные государственные стимулирования собственно религиозного просвещения - налоговые и иные льготы для православных и иных традиционных конфессий, помощь в методических разработках и многое другое, способное стимулировать эту деятельность. Все это также должно найти отражение в единой государственной Программе духовно-нравственного просвещения и образования. В той или иной мере эта проблема стоит и перед большинством стран, представители которых присутствуют в этом зале. Поэтому мы предлагаем отразить позицию ЕМАП в итоговом документе, в специальной Резолюции, которая может оказать существенное влияние на парламенты наших стран и дать дополнительные стимулы для скорейшего решения этого важнейшего вопроса.

На последнем Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 1994 года говорилось: `Учительское звание в его высшем смысле Христос навсегда удержал за собой - не пышное царское звание, не карающее и грозное судейское, а скромное учительское: `Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите` (Евангелие от Иоанна, гл.13, стих 13). Последователей своих Господь называл учениками и мир покорил не силою власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. И апостолам Он заповедовал быть прежде всего и больше всего учителями`.

Позитивным опытом состыковки государственного и православного образования стало ежегодное проведение Международных Рождественских образовательных чтений. На архиерейском Соборе отмечалось, что чтения проходят под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и имеют своей целью налаживание тесного сотрудничества между Церковью и государством в сфере образования на различных уровнях: общецерковном, епархиальном, благочинном, приходском; формирование общественного мнения о важности духовного просвещения и религиозного образования; ознакомление с существующим опытом епархий; противостояние нашествию на Россию тоталитарных сект и лжерелигий.

Чтения проводятся по следующим направлениям: теоретические проблемы православной педагогики; православное просвещение и образование в различных типах образовательных учреждений: детских садах, начальной и в средней школе, гимназиях, лицеях, училищах, вузах; православное просвещение в воскресных школах, образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, инвалидов, детей-сирот; православное просвещение в армии и на флоте; православное просвещение в тюрьмах и колониях; православное просвещение в учреждениях культуры; православное просвещение в органах массовой информации; православный подход в преподавании духовных, вероучительных, духовно-нравственных, гуманитарных, естественнонаучных, эстетических дисциплин; православное просвещение в дополнительном образовании; организационно-информационное обеспечение системы религиозного образования; подготовка православных педагогов и руководителей православных образовательных учреждений; о деятельности лжерелигий и тоталитарных сект в России и многое другое.

Словом создается определенная система, рассчитанная на долговременную перспективу и позволяющая надежно соединить усилия церкви и государства в православном просвещении общества.

В заключении хочу сказать несколько слов о проделанной ранее работе. Нужно отдать должное Парламенту Эллинов, Комитету по религии и православию, господам Орестису Папастратису и Василию Корахаису, внесшим большой вклад в организацию и учреждение ЕМАП. Фактически все начиналось с нуля, требовалась и личная инициатива и энергия, и организаторские способности, и умение согласовать самые различные позиции и, что особенно важно, найти непростой консенсус.

Успех и плодотворность первой, организационно еще не оформленной Конференции в июле 1993 г. в Халкидике позволил выработать и принять текст Декларации, ставшей краеугольным камнем всего дальнейшего развития.

Совместная работа над непростым текстом Декларации г-на Корахаиса и г-на Мигдалиса с представителями Верховного Совета России и Парламента Армении позволила представить участникам документ, объединивший и сплотивший вокруг себя 16 государств.

В ноябре 1994 года Парламент Эллинов, любезно пригласивший в Афины своих православных единомышленников, обеспечил благоприятные условия для работы участников и гостей. Халкидикийская Декларация обрела новую плоть в Учредительном акте ЕМАП, что стало событием геополитического масштаба.

После ноябрьской конференции и сформирования постоянно действующего международного Секретариата ЕМАП работа стала обретать тематическую направленность. Нынешняя, московская конференция посвящена очень актуальной теме просвещения в русле православного менталитета народов наших стран. В мае с.г. в Афинах прошло заседание Секретариата, и вот теперь мы встретились в Москве.

В эти дни нам предстоит напряженная и целенаправленная работа. Для того, чтобы эта работа велась плодотворнее, чтобы мы не теряли время на преодоление процедурных сложностей, которые возникают лишь из-за нечеткости самой процедуры работы, наша делегация предлагает принять Временный Регламент ЕМАП, а также внести ряд редакционных уточнений в Учредительный Акт ЕМАП и, возможно, принять его в качестве Устава ЕМАП.

Первое принципиальное уточнение, касающееся регламентных норм, относится к порядку принятия итоговых документов от имени ЕМАП: резолюций, заявлений, обращений, протестов и других документов. Совершенно очевидно, что политические заявления от имени ЕМАП требуют консенсуса, и это нашло свое отражение в предложенном нами проекте Временного Регламента. В то же время Резолюции ЕМАП, как например, и по теме нынешней Конференции, могут приниматься по образцу международных пактов и конвенций: большинством голосов стран-членов ЕМАП, но список оставляется открытым.

Требует уточнения и статус самих делегаций. Когда национальный Парламент дает официальные полномочия своей делегации, ситуация очевидная. Но когда в Парламенте депутаты, изъявившие желание защищать интересы православного электората, оказались в меньшинстве и решили участвовать в работе ЕМАП без официальных полномочий своего Парламента, это уже более сложная ситуация.

Поэтому необходимо уделить внимание рассмотрению этих процедурных, регламентных норм.

Уважаемый коллеги!

Велика объединяющая сила православия. Мы, представители разных стран, национальностей и политических направлений собрались в этом зале, объединенные благородными идеалами добра, согласия и справедливости.

Дух взаимного уважения культурных традиций разных народов, столь органически присущий православию, является залогом прочности этого единения.

С пожеланиями успехов в этом благородном деле я благодарю Вас за внимание.


В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204259
Перв. публик.: 22.04.04
Последн. ред.: 15.02.05
Число обращений: 1143

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``