В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И.Зоркальцев: Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия - восемь лет: итоги и перспективы Назад
В.И.Зоркальцев: Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия - восемь лет: итоги и перспективы
Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Уважаемый господин А.Какламанис! Уважаемый господин СА..Папатемелис!. Уважаемые члены национальных делегаций!

Избранная нами сегодня тема приобретает большую актуальность в этом святом для всего христианского мира месте на острове Патмос. Именно здесь святой апостол Иоанн Богослов явил миру свое откровение, призывающее народы, преисполнившиеся светом Христовой истины, хранить любовь, мир друг с другом, предостерегая от греха разделения и вражды. Как никогда актуальны эти слова в связи с обсуждением на нашей конференции темы: `Роль и значение восточнохристианской духовной традиции в политическом и культурном процессе современной европейской интеграции`.

Идея проведения очередной конференции ЕМАП в этом сак-ральном месте всецело принадлежит нашим греческим коллегам, уже в третий раз радушно принимающим на своей земле нашу Ассамблею. Благодаря греческим парламентариям, которые постоянно привносят в наше движение большой гуманитарно-культурный смысл, участники Ассамблеи смогли посетить такие величайшие христианские святые места, как Сало-ники, Афины, Крит, и вот сегодня мы здесь, на Патмосе. Я еще раз хочу (наверное, это в третий раз за полчаса нашей работы) отметить высокое значение парламента Греции в нашем движении, его постоянное участие в наших делах, я бы сказал, некую опеку, помощь, содействие. И сегодняшнее прибытие, и от-крытие нашей конференции Председателем Парламента ярчайшие этому доказательство и пример. Мы сердечно благодарим вас, господин Какламанис, за этот шаг. Поверьте, этот шаг внесет новый смысл в наше движение. Спасибо вам большое.

Выступая перед вами с отчетом о деятельности ЕМАП, начиная с ее основания, хотел бы отметить следующее. Нашей организации исполнилось семь лет. Традиционно семерка считается счастливым числом и тот факт, что мы дожили до семилетнего возраста должен наполнять наши сердца определенной гордостью. Я это говорю еще и потому, что в начальный период существования было достаточно много скептиков предрекавших нам скорую гибель. Но, видимо, у нас была вера в наше дело, а как говорится в Евангелии ее достаточно иметь хоть с горчичное зерно.

Прошедший период явился одним из важнейших в ХХ веке, стал своеобразным рубежом, находясь на котором мы четко понимали, что наступает новый этап мирового развития. Глубоко символично, что он совпал с важнейшим событием знаковым для христианского мира - 2000-летием от Рождества Христова. Современники не всегда четко видят всю глубину и важность процессов и событий свидетелями (и даже участниками) которых они являются. Великое видится на расстоянии скажу я, перефразируя поэта.

И в нашей Ассамблее происходят серьезные перемены. Я надеюсь, что к лучшему. Приходят новые люди, включаются в нашу деятельность новые силы, выдвигаются и завоевывают признание новые идеи. Требуется осмысление и анализ того, что мы уже сделали. Нужно остановиться и оглянуться... Чтобы наметить правильный путь дальнейшего развития необходимо четко определить и обозначить то, что есть в наличии. Только рассказав и объяснив, что и зачем мы делали, можно ожидать, что те, кто продолжат наше дело будут во всеоружии.

Какие важнейшие уроки из пройденного необходимо извлечь?

То, что наша организация не только сохранилась, но и активно развивается свидетельствует о настоятельной общественной потребности в такой организации, особенно учитывая отсутствие материальной поддержки со стороны большинства государств-участников. Это означает, что то, что мы делаем находит отклик в душах и умах людей в наших странах.

Развитие Ассамблеи от организации, предназначенной только для обмена информацией и мнениями идет в направлении придания ей большей действенности, выработки новых подходов, приближающих нас к попыткам влияния на политическую и социальную реальность наших стран. Это необходимо обдумать и обсудить.

Намечаются также и процессы территориального расширения, что так же следует внимательно проанализировать с целью выработки оптимальной позиции и в этом вопросе.

В общем, сделано немало, но еще больше - впереди.

Поэтому, наряду с отчетными докладами Генерального секретаря и Президента ЕМАП предполагается заслушать и развернутые сообщения руководителей Комиссий. Такой подход, на мой взгляд, гарантировал бы высокий уровень конференции, позволил бы вынести и обсудить широкий спектр проблем нашего Движения и не суживал бы дискуссию определенной темой, как это было ранее.

Ассамблея созрела для такой широкой дискуссии. Да и необходимость ее диктуется и временем, и задачами, стоящими перед нами. Мы стоим на пороге нового этапа нашего Движения, и требуется взвешенный подход для определения новых ориентиров. Мы должны коллегиально провесить этот путь. И на это не надо жалеть времени.

Возникновение в Восточной Европе политико-религиозных организаций в начале 90-х годов стало одним из проявлений разнообразия политической жизни восточно-христианского мира в конце века.

На сегодняшний день существуют более тридцати международных региональных религиозно-общественных и политических организаций православной направленности, среди которых, кроме ЕМАП наиболее известны: СИНДЕСМОС - Всемирное братство православных молодёжных организаций, ИМКА, Ассоциация православных писателей и журналистов, Международный фонд единства православных народов и Православная Академия Крита, а также различные братства, сестричества и союзы, создаваемые для реализации конкретной цели, например благотворительности в отношении сирот, стариков или инвалидов.

Большинство подобных организаций православной направленности следовали правилам, в целом опиравшимися на уже существующие принципы политико-религиозных организаций Западной Европы. Членами таких организаций могли стать как видные общественно- политические деятели своих стран, так и иерархи, и клирики.

Деятельность же подобных католических организаций развивалась в основном в рамках содействия в информационном, финансовом или людском ресурсах конкретным конгрегациям, например католические банки, миссионерские центры, всевозможные журналы, газеты, теле- и радиоканалы и так далее.

В то же время сходная картина наблюдалась в этот период и в мусульманском мире. В начале 90-х годов ХХ века в одной только Европе официально действовали более десяти `всеисламских ассоциаций` с центрами в Лондоне, Марселе, Бонне, Сараево, Анкаре, Москве и других крупных европейских городах. Они, несмотря на известные догматико-литургические разногласия между исламскими направлениями, ясно декларировали свои принципы достижения религиозного единства. В дальнейшем все это привело к созданию в 1997 году Исламского межпарламентского союза в рамках организации Исламская Конференция, в который также вошли мусульманские представители европейских парламентов.

Поэтому тенденция к появлению новых общественно-политических организаций, имеющих в основе религиозный или даже конфессиональный признак, стала такой же неоспоримой с начала 90-х годов ХХ столетия, как и курс на общеевропейскую политико-экономическую интеграцию.

В этой связи появление Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия было в известной мере закономерным требованием временем. Однако особенность заключалась в том, что до этого не существовало межгосударственных организаций, отстаивающих на политико-законодательной основе интересы православия. В то же самое время ЕМАП всегда оставалась светской, политической организацией, которая отстаивает общие идеи духовных основ православия, их включения в современную политическую деятельность.

Вопрос - почему была избрана именно модель межпарламентской организации имеет несколько объяснений. Прежде всего, парламент - это не только законодательный, но и представительный орган, что определяет высокий уровень участия - народных избранников - в Движении, отстаивающем важную роль и значение восточнохристианской традиции в процессе современной европейской интеграции и координации усилий внутри православного сообщества, опираясь и выражая мнение широкого слоя общественности, представленного избирателями.

Во-вторых. Срок деятельности депутатов парламентов, как правило, несколько лет, что должно стать залогом стабильности этой организации.

В-третьих. Идея создания православной организации парламентариев принадлежала Греции - родине парламентаризма и демократии, что должно было стать ярким знаковым моментом для других государств, демонстрирующих открытый и миротворческий характер этого нового Движения.

Впоследствии ЕМАП, в лице депутатов греческого парламента, обратилась к депутатам Государственной Думы Российской Федерации, ПАСЕ, Европарламенту, Европейской Комиссии с просьбой поддержать это международное политическое Движение в контексте усиливающейся европейской интеграции, с целью войти в это сообщество, не теряя своей самобытности, православной культуры и Традиции.

3 июля 1993 года в Греции, в городе Ормилия в Халкидики, по предложению Комиссии Парламента Греции по вопросам православия и вероисповеданий собралась инициативная конференция православных парламентариев европейских стран. Приглашение направить делегатов на конференцию получили парламенты Белоруссии, Болгарии, Грузии, Кипра, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Румынии, Словакии, Украины, Эстонии и Югославии. Главным достижением этого собрания стало документальное оформление намерений православных депутатов организовать Европейскую межпарламентскую комиссию православия (ЕМКП). В Халкидики были выработаны и опубликованы цели ЕМКП и определены время и место проведения Учредительной конференции.

Цели ЕМКП были предположительно определены следующим образом:

1. Выявлять и оценивать события, происходящие в Европе.

2. Аргументировано показать роль православия в рамках Европейского Союза как значительной и необходимой культурной составляющей в формировании новой европейской реальности.

3. Способствовать с помощью экуменического и объединяющего духа православия преодолению межрелигиозных и межхристианских противоречий.

4. Наладить взаимодействие с международными организациями как в плане уважения культурной и религиозной самобытности Восточной и Западной Европы и защиты от всякого рода прозелитизма, так и во избежание явлений конфессионального или религиозного антагонизма или действий, оскорбляющих социальные или политические традиции и возбуждающих среди европейских народов религиозную ненависть и национально-расовый фанатизм.

5. Всемерно поддерживать роль православной культуры как традиционно созидательной и миротворческой силы и служить связующим элементом для объединенной Европы в её отношениях с другими культурами.

6. Информировать мировое сообщество о происходящих внутри православного социума процессах, его проблемах и достижениях. Защищать права человека и религиозную свободу как христиан, так и верующих других религий, проживающих в странах Европы и во всём мире, обращаясь в международные организации и местные государственные власти.

7. Всесторонне использовать роль Греции и России в Европейском Союзе и в Совете Безопасности ООН в деле выявления и подтверждения значительной роли православия в мировом сообществе.

8. Способствовать контактам между политическими и духовными институтами и общественными деятелями как в деле развития православного культурного наследия, так и в оценке его вклада в современный международный диалог о правах человека и о мирном сосуществовании народов, диалоге их религиозных мировоззрений.

9. Усилить участие православия в поиске решений фундаментальных проблем современного общества.

Одним из самых важных итогов этой встречи стала договорённость её участников координировать свою законотворческую деятельность и добиваться принятия законов, отвечающих интересам православия в обществе, в котором оно стало культурно - и этнообразующим фактором.

Учредительная конференция ЕМКП состоялась год спустя после Халкидикийской встречи в начале ноября в Афинах и была призвана официально оформить достигнутые договорённости. Конференция, во-первых, попыталась переименовать организацию в Европейский межпарламентский совет православия, а во-вторых, уточнила состав участников Движения, пригласив в Афины представителей парламентов Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Кипра, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, России, Румынии, Словакии, СР Югославии, Украины, Финляндии и Эстонии.

Большим позитивным фактором стало внимательное отношение к ней со стороны государственного руководства Греции, России, Болгарии, Белоруссии и Югославии, направивших в адрес участников свои приветствия и пожелания. В церемонии открытия конференции приняли участие глава Элладской православной церкви, Блаженнейший архиепископ афинский Серафим, а также иерархи и клирики от Константинопольской и Русской православных церквей .

Решающим действием стало принятие Учредительного акта этой организации, определившего, что в работе Движения имеет право участвовать православный депутат национального парламента с санкции национального парламента; из стран, в которых имеется поместная православная церковь, но в их законодательных собраниях нет православных депутатов, приглашались наблюдатели от этих национальных парламентов .

Таким образом, в первые годы своей работы ЕМАП создавалась как специфическая депутатская организация, находящаяся в процессе своей деятельности в тесном контакте с руководством восточноевропейских стран и поместных православных церквей, учитывая их стремление к выработке общих путей поиска адекватного ответа на актуальные вызовы мирового сообщества.

Главной задачей Учредительной конференции в Афинах было принятие Устава организации и создание её структуры.

Основой для учредительных документов Ассамблеи стала декларация инициативной встречи 1993 года `О Халкидике`, предложившая принципы совместной деятельности православных парламентариев Европы в рамках православной идентичности народов с целью выработки рекомендаций по решению насущных проблем православного сообщества.

Во время дискуссий в Афинах, был поднят вопрос о переименовании организации в Ассамблею. В итоге эти предложения были приняты и Движение православных парламентариев получило своё окончательное название - Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия (ЕМАП).

Высшим органом ЕМАП было провозглашено Общее собрание (конференция), а главным исполнительным органом - Международный Секретариат в составе семи членов, избираемых на конференции Ассамблеи, по одному представителю от страны-участницы Движения. При этом за Россией и Грецией Учредительный акт закрепил места постоянных членов Секретариата ЕМАП.

Штаб-квартира Международного Секретариата находится в Греции, в Афинах. Работой Секретариата руководит Генеральный секретарь, являющийся одним из семи членов Секретариата. Так как штаб-квартира организации находится в Греции, то на должность Генерального секретаря, который организовывает порядок функционирования Секретариата, назначается представитель Парламента Греции. Первым Генеральным Секретарем был избран Орестис Папастратис, один из самых авторитетных политиков Греции, неоднократно избиравшийся в парламент и известный как последовательный сторонник активизации православного сообщества в процессе политической и культурной общеевропейской интеграции.

Членами Международного Секретариата ЕМАП были избраны:

Василиос Корахаис (Греция) - заместитель Генерального секретаря,

Валерий Подмаско (Россия),

Раймонд Йонитис (Латвия),

Иусик Тер-Лазарян (Армения),

Владимир Кулинич (Украина).

Президентом - Ассамблея избрала представителя России.

Несмотря на то, что кульминацией деятельности ЕМАП являлись ежегодные Ассамблеи, собирающие полный состав участников, все же стратегическая работа велась на заседаниях Международного Секретариата ЕМАП, проходивших два-три раза в год в период между ежегодными конференциями. На этих заседаниях определялись тема, а зачастую и место, предстоящих конференций, повестка дня, круг дискуссионных проблем, а также вопросы финансирования деятельности Ассамблеи.

В рамках подготовки Московской конференции Президент ЕМАП и члены российской делегации посетили Стамбул, где провели встречу с Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем I, который еще в 1991 году горячо поддержал зарождающуюся идею создания подобного общеевропейского православного Движения.

Одновременно Секретариатом ЕМАП было принято решение об организации встречи руководства Ассамблеи с представителями католической церкви в Ватикане с целью разъяснения задач нового Движения, не носящего конфронтационного характера. Такая встреча состоялась за месяц до открытия Московской конференции - в начале мая 1995 года. Кардинал Анджелини - руководитель Отдела межцерковного сотрудничества Ватикана - принял Президента ЕМАП и российскую делегацию. Итогом встречи стала договоренность сторон о взаимном информировании друг друга в отношении наиболее значимых мероприятий, проводящихся силами этих двух организаций.

Вторая конференция ЕМАП открылась 10 июня 1995 года в Москве. Ее тема звучала следующим образом: `Развитии православной культуры, просвещения и образования в жизни духовно близких народов`.

Как и на учредительной конференции в Афинах к работе Московской Ассамблеи был проявлен большой интерес со стороны государственных руководителей России. В адрес участников поступило приветствие Президента Российской Федерации и Председателя Правительства России. А в открытии работы конференции принял участие Председатель Государственной Думы Российской Федерации И.П. Рыбкин.

Работа Ассамблеи прошла при самом заинтересованном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который выступил перед участниками и гостями конференции с содержательной речью подчеркнув актуальность и важность совместного обсуждения православными депутатами Европы вызовов времени, с которыми сталкивается весь мир. Он заявил, что будучи открытыми остальной Европе и миру, развивая сотрудничество на общее благо со всеми людьми доброй воли, православные народы призваны хранить единство, разрешать в мире и сотрудничестве возникающие между ними проблемы, заботиться о сохранении многовековой православной культуры.

В работе конференции приняли участие представители парламентов: Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Украины, Финляндии, Эстонии и Югославии. Тема влияния православия на формирование культуры и государственности народов этих стран и Европы в целом была обсуждена широко и обстоятельно. Участники конференции отмечали, что их народы, пройдя через угрозы потери национальной независимости, веры, языка, порабощения другой культурой, получили решающую помощь именно от соседних православных стран.

Конференция завершилась принятием важных документов. 13 июня 1995 года была принята Резолюция `О развитии православной культуры и духовно-нравственного просвещения и образования`. Она отражала задачи и цели ЕМАП в сфере духовного просвещения в:

? выявлении роли Православия как значительного и необходимого фактора развития и выражения культуры, традиций в формировании новой европейской реальности;

? поддержке православной культуры как объединяющей силы в Восточной Европе и моста между восточной и западной культурами;

? сотрудничестве с международными организациями в деле составления и реализации культурных, культурно-просветительных, образовательных и научных программ, направленных на изучение и распространение культурного наследия Православия;

? разработке и создании учебных курсов и пособий, ориентированных на студентов педагогических вузов, знакомящих с основами православной культуры как составной части общехристианского и общеевропейского культурного наследия;

? содействии развитию общеобразовательных, религиоведческих курсов и программ в системе дополнительного образования;

? организации конкурсов авторских программ, выделении поощрительных премий и стипендий, в том числе в средствах массовой информации, разработке факультативов, спецкурсов, ориентированных на учащихся всех возрастов.

ЕМАП обратилась к делегации парламента Эллинов с призывом шире использовать роль Греции в Европейском союзе для оказания содействия в составлении и реализации программ православного религиоведения в рамках государственного образования.

ЕМАП также обратилась к делегации парламента России с призывом использовать роль России в ООН как постоянного члена Совета Безопасности в интересах ЕМАП для обеспечения необходимой помощи православным народам, в отношении которых нарушаются права человека или которых ущемляют по причинам религиозного характера, а также явившимся жертвами агрессивных устремлений иных стран.

Таким образом, показывалась историческая и правовая обязанность восточноевропейских стран укреплять православную культуру. И, пожалуй, впервые со стороны межгосударственной политической организации было выдвинуто требование к крупнейшим международным организациям реагировать на факты осквернения памятников православия и нарушения прав верующих в зонах конфликтов.

На II-й Московской конференции была достигнута договоренность о создании в ближайшее время шести постоянных комиссий ЕМАП:

· по регламенту,

· финансовая,

· по правам человека,

· по социальной активности,

· по культуре,

· по образованию.

По предложению болгарской делегации, следующая IV конференция ЕМАП должна была состояться в июне 1996 года в Софии и обсудить тему: `Социальная деятельность православной общественности`.

Спустя месяц, в июле 1995 года в преддверии 50-летия создания ООН по просьбе руководства ЕМАП Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился в Женеве с Генеральным Секретарём ООН Бутрасом Гали и передал ему материалы Московской конференции ЕМАП. Руководство ЕМАП, в свою очередь, было приглашено в Нью-Йорк на торжественные мероприятия, посвящённые юбилею ООН. Что, таким образом, свидетельствовало о высоком международном признании ЕМАП.

Перед Софийской конференцией ЕМАП, состоявшейся 7-10 июня 1996 г., помимо обсуждения основной темы, стояло несколько задач. Необходимо было сформировать состав постоянных комиссий ЕМАП, провести новые выборы Президента и Генерального секретаря, внести изменения в Учредительный акт Движения и при необходимости принять окончательно согласованный Устав Ассамблеи, а также определить план действий на предстоящий период.

Факт рассмотрения основной темы - такой объемной и сложной - затрагивал серьёзный догматический принцип христианства - о социальном служении церкви и, таким образом, создания соответствующих общественно-религиозных объединений в структуре церкви. Вообще тема социального служения в православной церкви почти не разработана и это налагало на участников конференции ЕМАП в Софии дополнительную ответственность.

Рассмотрение политической и общественной роли православия в современном мире доминировало в каждом выступлении на Софийской конференции. Причём важным стало то обстоятельство, что такое внимательное и заинтересованное рассмотрение совсем не было похоже на теоретико-научную дискуссию, а явилось продуктом реального желания активизировать деятельность православной общественности в странах-участницах ЕМАП.

По итогам рассмотрения основного вопроса была принята Резолюция III-й конференции ЕМАП, в которой участники Ассамблеи, напоминая, что историческое существование православных народов есть развитие их духовного мира, веры и религии в тесной связи с историей церкви, решили:

? активизировать совместные усилия в деле поощрения развития и распространения в обществе православного учения в целях лучшего познания христианского религиозного учения как системы ценностей;

? взаимно сотрудничать с церковью в работе по снижению деградации и дегуманизации общества в целом, и устранения последствий социальных потрясений, выпадающих на долю детей, безработных, пожилых, беженцев;

? работать совместно для формирования стратегии усиления и присутствия православия в общественной жизни, достижения конкретных социальных результатов, для возрождения человеческих ценностей милосердия, доброты, сопричастности к проблемам ближнего.

Конференция рекомендовала правительствам и поместным православным церквам разработать национальные программы совместной социальной деятельности, направленные на создание действенной системы социальной защищённости наших народов, обеспечение их духовного и культурного развития.

Были сформированы составы шести Комиссий ЕМАП:

? по регламенту (председатель Н.Кацарос (Греция), члены: М.Гигиноишвили (Грузия), С.Плева (Польша);

? по культуре (председатель Е.Миленова (Болгария), члены: Д.Теодору (Кипр), К.Букур (Румыния) ;

? по социальной активности (председатель И.Котляров (Белоруссия), члены: И.-Т.Лазарян (Армения), В.Стати (Молдова);

? по образованию (председатель Н.Медведев (Литва), члены С.Еньков (Россия), В.Кулинич (Украина);

? по правам человека (председатель Х.Визовитис (Греция), члены: Н.Маспанов (Эстония), Р.Богданович (Югославия);

? финансовая (председатель В.Медведев (Россия), члены: Г.Димитриос (Греция), Д.Теодору (Кипр).

Конференция также приняла два Заявления: по ситуации на Кипре и в Югославии и определила место проведения следующей IV-й конференции ЕМАП - в Никосии (Кипр).

Кроме того, Софийская конференция являлась отчетно-выборной, поэтому в руководящем составе произошли изменения. На пост Генерального секретаря ЕМАП греческой делегаций был предложен и утвержден на Ассамблее депутат Греческого парламента Константинос Папанайоту. Членами Секретариата стали:

Василиос Корахаис (Греция) - Заместитель Генерального секретаря,

Игорь Котляров (Белоруссия),

Владимир Медведев (Россия),

Елисавета Миленова (Болгария),

Владимир Кулинич (Украина),

Корнелий Букур (Румыния),

Дорос Теодору (Кипр).

Однако провести конференцию на Кипре не представилось возможности, так как ее сроки совпадали с выборами в Законадательное Собрание Кипра. Поэтому на заседании Секретариата ЕМАП в Афинах, прошедшего в ноябре 1996 года, с особой остротой обсуждались два вопроса - о месте проведения очередной конференции и о новой кандидатуре Генерального секретаря, так как недавно избранный на эту должность К.Папанайоту сложил с себя депутатские обязанности. Исполняющим обязанности Генерального секретаря, до решения Ассамблеи был назначен Стилианос-Ангелос Папатемелис, один из самых известных и авторитетных политических лидеров Греческого парламента, руководитель парламентской Комиссии по вопросам Православия и вероисповеданий, кроме того стоявший у истоков основания ЕМАП, будучи инициатором его создания.

В период, предшествующий проведению конференции, в реализации решений Секретариата ЕМАП об интенсивном взаимодействии с международными общественными и политическими движениями и организациями постоянные эксперты Секретариата В.Алексеев и К.Мигдалис, осуществили визиты к руководителям таких авторитетных международных структур как Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Европейская Комиссия, Парламентская ассамблея Совета Европы, отдельных европейских департаментов Евросоюза, а также встретились с главами парламентов Франции, Болгарии, Молдавии, Дании, Польши, Украины, Белоруссии, Югославии, проявивших большую заинтересованность в развитии конструктивного диалога с ЕМАП.

IV конференция ЕМАП вновь состоялась в Греции в Салониках. Выбор в пользу Салоник также был не случаен. Во-первых, ЮНЕСКО провозгласило Салоники культурной столицей года, а во-вторых, ЕМАП по сути возвращалось на место своего создания - в северную Грецию, где у истоков Движения в 1993 году стоял нынешний Генеральный секретарь Ассамблеи С.Папатемелис.

Ко всему прочему тема конференции: `Православие в европейской культуре: настоящее и будущее` очевидно перекликалась с местом проведения конференции - ведь члены ЕМАП собрались именно во Фракии - земле апостольского служения св. Андрея и св. Павла.

Салоникийская конференция собрала рекордное число делегаций участников - 18 стран: Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Сирии, Украины, Эстонии и Югославии. Кроме того в ее работе приняли активное участие наблюдатели от ряда авторитетных европейских организаций, например министр Европейской комиссии Марк Луйк, а также видные ученые, богословы и историки православия.

На повестке дня стояли также вопросы о создании единого православного информационно-аналитического центра, отслеживающего все самые значимые культурно-религиозные события на поствизантийском пространстве и информирующего о них общественность.

Дискуссия по вопросу о месте православной культуре в Европе согласовала общую позицию всех участников, которую можно сформулировать следующим образом: для того, чтобы говорить на равных с Западной Европой, православные страны должны осознать, что прежде всего им необходимо защитить и сохранить свою православную сущность, свою культуру, которая является одной из основ всей европейской культуры.

К важнейшим документам, принятым конференцией в Салониках, нужно отнести Резолюцию конференции и Постановление о плане действий на следующий год. Резолюция `Православие в европейской культуре: история и будущее` в основном отразила ход дискуссии и зафиксировала основные точки согласия её участников: об основополагающей роли православия в развитии европейской культуры, о необходимости вхождения в культурное пространство континента со своими ценностями и достижениями.

Кроме того, участники этого форума заявили, что наступающее 2000-летие от Рождества Христова должно стать временем активного влияния православия на решение всех вопросов, волнующих современного человека (общественных, экологических, политических и других). В этом же документе конференция поручила Президенту и Секретариату ЕМАП решить вопрос о проведении в 2000 году VII-й конференции в Иерусалиме.

Программа действий ЕМАП на 1997-1998 годы также предусматривала начало работы по подготовке встречи 2000-летия от Рождества Христова и организацию соответствующих мероприятий (конференций, семинаров) в национальных парламентах с целью выработки общих рекомендаций для глав государств и правительств в свете приближающегося великого христианского юбилея.

На заседании Секретариата ЕМАП в Афинах в марте 1998 года был сформулирован активный лозунг - `Мы идём к вам с миром`. С миром ЕМАП пришла в Польшу - страну с преобладающим католическим населением. И именно Варшава, а не Белосток или Щецин, была в 1998 году избрана местом очередной V-й конференции Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия, в чем немалая персональная заслуга принадлежала одному из самых активных участников ЕМАП, депутату Верховного Сейма Польши Сергею Плеве, не просто добившегося конструктивного диалога руководства Сейма с Секретариатом ЕМАП, но и заметно способствовавшего заинтересованности в ее проведении со стороны христианских общественных кругов Польши.

28 июня 1998 года в одном из залов польского Сейма торжественно открылась V-я конференция ЕМАП, обсудившая актуальную тему: `Проблемы законодательного противодействия деятельности тоталитарных сект, деструктивных религиозных и псевдорелигиозных новообразований`.. Конференцию открыл митрополит Варшавский и всея Польши Савва, благословивший начало работы и выразивший пожелания, чтобы: `итоговые документы отразили понимание православного подхода к такому пагубному явлению ХХ века, как секты`.

С самого первого доклада стало ясно, что Варшавская конференция будет сильно отличаться от всех предыдущих.

Во-первых, впервые в Варшаве собрались представители уже 22 стран: помимо депутатов из 16 государств присутствовало много экспертов-религиоведов и юристов в области новых религиозных образований из стран Западной Европы.

Во-вторых, в конференции участвовали представители других европейских организаций - Европейской Комиссии и Европейского Парламента.

И, в-третьих, едва ли не все выступления были аргументированы ссылками не только на национальные законодательства в области религиозных отношений, но и на решения европейских структур, в том числе, скажем, на Постановление Европейского Парламента от 11 февраля 1996 года о деятельности сект. В этом Постановлении Европарламент призвал все государства - члены Европейского Союза:

· не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идёт о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определённую правовую защиту;

· проверить, являются ли действующие в этих странах налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий;

· быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи.

Таким образом, Варшавская конференция стала весьма продуктивной и прагматичной деловой конференцией, где преобладали конкретные законодательные предложения, а не только политические заявления и идеологические призывы. Это должно говорить о переходе ЕМАП на новый уровень - конкретного постояннодействующего межпарламентского православного органа. Не случайно на конференции так много говорилось о необходимости постоянного действия ЕМАП, что на практике должно было быть выражено в создании оперативных информационных служб во всех странах-участницах Движения, активизации работы постоянных Комиссий ЕМАП.

Используя данные этих служб и структур, а ими могли бы быть в том числе и национальные общественные православные организации, ЕМАП информировала бы ведущие международные организации о современном положении Православия и обращала внимание на нарушение прав православных верующих. К таким нарушениям ЕМАП должна привлекать внимание и крупнейших информационных агентств мира.

Таким образом в Варшаве деятельность ЕМАП стала выходить на новый уровень. И одной из заслуг Варшавской конференции стал срыв планов оккупационных турецких властей на Кипре перестроить под гостиницу православный женский монастырь святого Макария. Заявления по этому поводу, направленные в ПАСЕ, ЕС и ООН, и реакция этих органов помешала осуществить задуманное.

В процессе обсуждения основной темы на конференции выступили 23 человека, и все они, информируя участников ЕМАП о законодательных механизмах противодействия распространению `лжеучений`, согласились с предложением создать для этого единый информационный центр при Секретариате ЕМАП. В целом большинство предложений нашли своё отражение в Резолюции Варшавской конференции, где участники рекомендовали национальным парламентам закрепить положения Постановления Европарламента о сектах в национальных законодательствах.

В Варшаве было определено место следующей июньской конференции 1999 года. Открытие и торжественная часть должна была пройти в Москве, а рабочая - в Санкт-Петербурге.

Участники конференции одобрили работу Президента и Генерального секретаря ЕМАП, единогласно проголосовав за продление их полномочий еще на два года.

Кроме того прошли выборы руководящих органов Ассамблеи - Секретариата и Комиссий, в результате которых в Международный Секретариат были избраны:

Николас Кацарос (Греция) - заместитель Генерального секретаря,

Владимир Медведев (Россия),

Игорь Котляров (Белоруссия),

Дорос Теодору (Кипр),

Милютин Стойкович (Югославия),

Заруи Аревшатян (Армения),

Николай Медведев (Литва).

Постоянные комиссии ЕМАП возглавили:

? финансовую - Владимир Медведев (Россия), Кассир - Димитрис Георгакопулос (Греция);

? по регламенту - Николас Кацарос (Греция);

? по правам человека - Христас Визавитис (Греция);

? по социальной активности - Игорь Котляров (Белоруссия);

? по образованию - Ион Роман (Румыния);

? по культуре - Борислав Китов (Болгария).

В четвертый раз подряд были подтверждены полномочия Председателя Редакционной комиссии Ассамблеи Нины Марковской (Украина).

20 июня 1999 года в Москве открылась очередная VI-я конференция ЕМАП, для рассмотрения темы `Пути законодательных решений защиты традиционной семьи как важнейшей социальной и нравственной ценности`. Свои приветствия направили Президент Российской Федерации Б.Ельцин, Председатель Правительства России С.Степашин, Председатель Государственной Думы Г.Селезнёв и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также Константинопольский Патриарх Варфоломей I и другие предстоятели поместных православных церквей. И хотя открытие Ассамблеи прошло в торжественной обстановке, но события в Югославии наложили свой отпечаток на весь её ход. Во время молитвы перед началом работы конференции её участники помянули всех жертв этой жестокой агрессии со стороны НАТО в Косово и против Сербии.

На следующий день, 21 июня, в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце, конференция продолжила свою работу. Утреннее заседание открыл своим выступлением митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Он особенно отметил сложность обсуждения этой темы, ибо по сути участникам предстояло обсудить тему любви, вне которой не может быть семьи. `А сейчас, когда поруганию предаются все основы христианской морали и любви, образ традиционной семьи переживает кризисные моменты`, - отметил в своём выступлении митрополит Владимир.

Им была выражена надежда, что именно православные депутаты своими законодательными инициативами начнут процесс оздоровления общества, оградив от нападок его основу - семью.

На этой конференции православные парламентарии, заручившись поддержкой глав поместных православных церквей, открыто выступили с осуждением внедрявшегося в обществе безразличия к ситуациям, когда нормальным признавалось существование неполных семей, а средства массовой информации замалчивали современные реалии: брошенные и лишённые заботы старики, существование тысяч бездомных детей при живых родителях. Поднимались вопросы, для кого в восточноевропейских странах осуществляются демократические преобразования в политике и экономике, если государство не уделяет внимание названным проблемам. Обозначалась и главная причина этого - отсутствие четких ориентиров в социальной политике государств, в которой важнейшими приоритетами должны стать поддержка традиционной семьи как основы формирования нравственно здоровой личности.

Большую часть времени парламентарии посвятили не простой констатации положения дел в своих странах, но глубоко проанализировали и продемонстрировали и состояние законодательной базы в области защиты семьи. Состоялись плодотворные дискуссии по вопросам выработки совместной хартии по защите традиционной семьи.

В конференции впервые принял участие наблюдатель из Австралии, который также выступил по основной теме. Кроме того, вновь был поставлен вопрос о необходимости преобразования Ассамблеи из европейской в мировую. Это тем более важно, отмечалось на этом форуме, что следующая конференция ЕМАП в 2000 году по приглашению Иерусалимской Патриархии пройдет в Иерусалиме - сердце мирового христианства, что уже прямо означало выход ЕМАП за пределы Европы.

Новым стало проведение выездных сессий Секретариата, которые прошли в 1997 году в Минске, 1998 - в Вильнюсе и 1999 - в Москве. Важно отметить и роль Православной академии Крита, организовавшей в 1999 году выездную сессию Комиссии по образованию, пригласив на нее руководителей профильных министерств образования восточноевропейских стран.

Знаковым моментом в деятельности Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия стала Иерусалимская конференция. Темой VII конференции ЕМАП, открывшейся при личном участии Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора I, несмотря на его продолжительный тяжелый недуг, в зале Иерусалимской Патриархии 18 июня 2000 года, стала дискуссия о роли и значении православия в восточнохристианских странах в конце двадцатого века. Поэтому названием конференции стали евангельские слова `За кого люди почитают Меня` (Мф. 16,13).

Главной задачей проведения этой конференции изначально виделся процесс выхода ЕМАП за границы Европы и расширения своего присутствия в тех странах, где в парламентах работают православные депутаты. С этой целью руководство ЕМАП накануне открытия конференции посетило Иорданию и Палестинскую автономию, где было принято Председателем Парламента Иордании Абдель Хади Междали и Председателем Парламента Палестинской Автономии Гази Ханани.

Прошедшая в русле мирного диалога и глубоких дискуссий о развитии православной межпарламентской Ассамблеи, конференция определила новые горизонты своей деятельности, охватывающие каноническое и традиционное православное пространство, активное взаимодействие с поместными православными церквями и крупнейшими культурными, политическими гуманитарными международными организациями.

Что изменилось после Ирусалимской конференции?

Хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что, начиная с Халкидики в 1993 году и с Афин 1994 г., когда состоялась первая конференция, Ассамблея набирала силу и влияние на волне подготовки к празднованию 2000-летия христианства.

Для нас это была благоприятная ситуация. Мы попали в русло глобальных процессов. Весь мир стремился широко отметить эту дату, и наша деятельность совпала с мировыми настроениями. Мы везде испытывали внимание и поддержку.

Сейчас ситуация изменилась. 2000-летие стало историей. Эмоциональный накал спадает, жизнь входит в обычное русло. Обнажаются противоречия между конфессиями, затушеванные юбилеем, духовный ренессанс, взлет христианства достиг своего апогея и маятник может качнуться (как это не раз было в истории) в другую сторону. Не учитывать это в нашей деятельности - значит допустить непростительный просчет.

Осложняются отношения с инословными конфессиями. Пример тому - Югославия. Сербская армия снова входит в Косово, что еще раз подтверждает тщетность попыток решить национальные и религиозные проблемы силами извне.

Создалось напряжение в ряде поместных церквей в части единства православных верующих, набирают силу ереси и секты, религиозные новоделы и тоталитарные объединения различных верований.

ЕМАП, ряд поместных православных церквей ждут не простые времена, требующие перемен. Необходимо своевременно осуществлять назревшие перемены. Думается, что больше светскости, больше парламентаризма, больше гибкой позитивной политики должно быть в нашем Движении.

Гибче должны строить свою пасторскую деятельность и поместные церкви. Ведь на самом деле, религиозные традиции - одни из самых устойчивых и древнейших в жизни человеческого общества. И борьба с ними бессмысленна, как и борьба со многими другими привычными представлениями, глубоко укоренившимися не только в сознании, но и в подсознании миллиардов людей. Это и есть наш потенциал сегодня. Но его надо беречь, разумно и своевременно использовать. Иначе он иссякнет по мелочам, израсходуется вхолостую.

Приведу три примера из деятельности Русской Православной Церкви. Архиерейский собор утвердил социальную программу церкви. Документ привлек внимание общественности своей новизной, прорывными положениями программы. Интерес к ней настолько велик, а гражданское звучание настолько значимо, что Государственная Дума по инициативе нашего Комитета готовит парламентские слушания, на которых эта программа будет скрупулезно обсуждена уже со светской точки зрения.

Второй пример. В мае прошел съезд православной молодежи России. Создан Синодальный отдел по делам молодежи. Как отмечается в материалах съезда: `Сегодня существуют все необходимые предпосылки для построения качественно новых отношений во взаимодействии Церкви, Государства и Общества в деле традиционного духовно-нравственного воспитания молодежи`.

Третий пример. В ознаменование 2000-летия Рождества Христова осуществляется уникальное издание `Православной энциклопедии` в 25 томах большого формата. Главный редактор - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Научный коллектив, готовящий энциклопедию, насчитывает сотни авторов из разных стран мира. Среди них группы: Константинопольского Вселенского Патриархата, Александрийского и всея Африки Патриархата, Антиохийского и всего Востока Патриархата, Иерусалимского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви, Элладской Православной Церкви, Польской Православной Церкви, Чехословацкой Православной Церкви, Американской Православной Церкви, Православной Церкви Финляндии, Православной Церкви Японии, Сирийского Патриархата.

Уже вышел первый том, и становится очевидным, что эта работа носит не только научный, просветительский, но и общественно-значимый характер, способствует объединению всех православных.

А вот пример из деятельности Армянской Церкви. Член Синода Церкви, бывший активный участник нашего Движения, г-н Папаян выступил с уникальным сообщением, в котором отразил библейские источники современного гражданского права Армении. Это открытие, прорыв. И мы сочли необходимым опубликовать его в российских газетах.

В современной России, как и в других странах Движения, религиозные деятели - общепризнанные авторитеты. К их голосу прислушиваются миллионы граждан, их позицию поддерживают тысячи общин, на их стороне не только не сопоставимая с другими современными идеологическими влияниями духовная сила, но и крепкая материальная база.

Религия сегодня - это тысячи храмов, монастырей, мечетей, синагог, духовных академий, семинарий, медресе, издательств, газет, журналов, значительная часть ведущих сотрудников светских учебных и научных учреждений, военнослужащие, представители творческой интеллигенции.

Опираясь на организационные и материальные возможности своих конфессий, выражая духовные начала Традиции и отстаивая насущные интересы мирян, духовные пастыри резонируют настроения большинства населения, отстаивая его жизненно важные, повседневные чаяния.

Весомо и набатно, когда это требуют интересы России, звучит голос предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, глав поместных церквей в странах-участниц ЕМАП.

Регламент не позволяет широко раскрыть эту тему, но очевидно одно: церковь становится общественно значимой силой, фактором, который необходимо учитывать в политических и государственных делах.

Сейчас в бедствующей России, как и в других наших странах, политика, в полной мере учитывающая человеческий фактор, должна тесно соприкасаться с религией, в то же время религия, представляя миллионы граждан, защищая их духовные и материальные потребности сама активно врывается в политику. Поэтому и наше Движение должно учитывать эти жизненные реалии, эти глобальные изменения, стремительно происходящие в мире и в нашем православном ареале.

О прошедшей конференции на Святой Земле хотелось бы сказать особо. Мы как-то не подвели итоги этой уникальной конференции - мероприятия, к которому готовились, которое ждали. Ведь оно было запланировано за два года до этого.

Пройдет время, и мы еще оценим то, что состоялось в Иерусалиме. Именно в год 2000-летия Рождества Христова, именно на Святой Земле, в намеченные сроки, с хорошей программой и глубоким содержанием в рамках участия ЕМАП в юбилейных торжествах, было проведено это мероприятие.

От Халкидики до Святой Земли и Гроба Господня, где мы участвовали в торжественной литургии - таков путь ЕМАП с 1993 года до 2000-летия. И мы его прошли. Это делает всем нам честь, но и накладывает определенную ответственность.


В чем же суть этой ответственности? Это ответственность за судьбу нашего Движения, за его целостность, за динамизм его развития, за его крепость и единство. Я верю в то, что так оно и будет.

За период своей деятельности ЕМАП охватила своим непосредственным присутствием практически все европейские государства, где существуют зарегистрированные православные общины, а в парламентах которых работают, или работали православные депутаты. Исключение составляют только Албания, Румыния и Финляндия, ограничивающиеся лишь нерегулярным направлением на Ассамблеи своих парламентариев. В отношении Румынии, где действует самостоятельная поместная православная церковь, подобное упущение представляется тем более огорчительным, что визит в эту, преимущественно православную страну, к конце 90-х годов ХХ века осуществил даже Римский папа Иоанн Павел II.

На прошедших конференциях ЕМАП обсуждались такие сложные и актуальные вопросы современности, как развитие православной культуры и духовно-нравственного просвещения и образования, социальная деятельность православной общественности, законодательная защита традиционной семьи и противодействие тоталитарным и псевдорелигиозным деноминациям. Можно с уверенностью говорить, что ЕМАП сложилась как единая прочная организация со своей структурой и идеологией, чему во многом способствовала атмосфера открытости и искренности, сложившаяся среди участников, даже во время обсуждения острых и насущных вопросов духовного и политического развития православных народов единой Европы.

Несмотря на очевидную самоценность регулярных встреч европейских парламентариев, консолидации их взглядов и позиций по проблеме будущего развития православного сообщества, ЕМАП выполняет исключительно полезную задачу - обозначает и укрепляет восточнохристианское духовное пространство. Одним из главных факторов этой задачи выступает то, что в работе Ассамблеи принимают участие действующие политики своих стран.

ЕМАП активно занималась вопросами оказания помощи в преодолении негативных настроений среди православных в ряде стран, выступала в поддержку канонических церковных структур, участвовала в разрешении экологических, гуманитарных, образовательных и культурных проблем Европы, что нашло одобрение и признательность у многих руководителей европейских государств и священноначалия православных церквей.

Таким образом, анализируя деятельность ЕМАП, можно сделать несколько теоретических и практических выводов.

Первый. ЕМАП всё отчетливее стала двигаться в сторону создания конкретной рабочей структуры.

Второй. Из политического Движения, где первоначально депутаты собирались, для обмена мнениями и информировали друг друга о положении и проблемах православия в восточноевропейских странах, ЕМАП постепенно преобразовалась в некий исследовательско-интеллектуальный центр где вырабатывались рекомендации по решению многих проблем, и выделялись средства для проведения специальных программ в этих целях.

Третий. ЕМАП стали доверять иерархи православных церквей и через депутатов национальных парламентов доводили свои позиции, причем это как церковно-светский диалог.

Четвертый. Наряду с конференцией Ассамблеи, которую мы проводим один раз в год в июне, желательно еще проводить раз в год тематические конференции с привлечением ученых, политиков, представителей творческой интеллигенции, духовенства, расширенные заседания Секретариата по заранее запланированной теме, научно-практические конференции на базе ведущих вузов наших стран или духовных академий и многое другое.

Интенсивная работа участников Ассамблеи острее поставит перед нами задачу издательской деятельности, переводов на рабочие языки Ассамблеи. А это уже тот продукт нашего труда, который будет постоянно работать на наши цели. Практически это и есть конечная цель нашего Движения. Именно на это необходимо направить наши основные финансовые и организационные ресурсы.

Пятый. Как уже говорилось, политическая ситуация в мире изменилась, что оказывает она влияние и на нашу деятельность. Нам необходимо обновить, где они есть, и создать, где это необходимо новые связи с заинтересованными организациями.

Я бы видел необходимым провести следующие встречи:

? непременно побывать в Страсбурге (справка: в это объединение парламентов входит ХХ стран, у нас - гипотетически - 22);

? повторно нанести визит в Совет Европы (Брюссель). После нашей прошлой встречи прошло несколько лет. Изменились люди, ситуация. Необходимо возобновить контакты;

? нанести визит Константинопольскому Патриарху Варфоломею I;

? побывать в Ватикане и разъяснить наши позиции;

? считал бы возможным (по особому плану) провести ряд встреч с главами парламентов и поместных церквей стран-участниц ЕМАП. Это и взаимная информация, и довольно действенные рабочие связи, контакты, позволяющие поднять авторитет и значимость нашего Движения.

В принципе необходимо в перспективе побывать во всех странах, где имеются поместные церкви.

Судя по хорошей организации поездки в Брюссель в прошлые годы, за это дело мог бы взяться г-н Мигдалис. Средства сейчас позволяют, было бы время. Но дело это, еще раз хочу подчеркнуть, чрезвычайно важное.

Шестой. Очевидно, что процесс изменения международного статуса ЕМАП идет в правильном направлении. Он может замедлиться, но может быть и ускорен. Все зависит от нашей работы. Но это фактор субъективный. Объективный - стремление православных объединиться. Этому стремлению противостоят известные силы. Наша задача - соединить эти два фактора и тогда противостояние будет в определенной степени снято.

Но, в целом процесс пойдет по этому пути. Как поступать? Без сомнения, идти навстречу этому стремлению. Объединять. Принимать в движение всех желающих.

Но имеет ли смысл менять название? Думаю, что нет. И вот какие соображения:

Во-первых. Европа - это 90% православного ареала.

Во-вторых. Это большинство поместных церквей.

В-третьих. Это мощные государства, а значит и их влиятельные парламенты.

В-четвертых. Компактное расположение. Единые коммуникационные средства связи. Почти сопряженные границы.

В-пятых. ЕМАП и сейчас является международной организацией. Речь ведь идет лишь о выходе ее за европейский континент.

В-шестых. Уже раскручена аббревиатура `ЕМАП`. А это многое значит. Это наш товарный знак, наша марка. И о нем уже знают в мире политики

Поэтому, вовлекая иные государства в нашу Ассамблею, целесообразно оставить то же название, внеся поправки в наш Устав, если сочтет нужным Уставная комиссия.

В процессе становления деятельности ЕМАП большую роль сыграл Международный Фонд единства православных народов. Созданный в 1995 году для всесторонней поддержки проведения в июне 1995 года II конференции ЕМАП в Москве, Фонд впоследствии сыграл важную роль в процессе обеспечения непрерывности деятельности ЕМАП, организовав и проведя восемь международных конференций в рамках ЕМАП. Эти конференции, прошедшие, как правило в зимние месяцы, в период с 1995 по 2001 год в Астрахани, Минске, Тбилиси, Кишиневе, Одессе, Нови Саде и Ереване объединили не только видных политиков и священнослужителей, но и обеспечили участие как бывших, так и вновь избранных депутатов парламентов православных стран. Что стало залогом преемственности и значительно облегчило работу ЕМАП, так как вследствие неизбежной ротации депутатского состава, требовалось бы много времени для введения новых участников Ассамблеи в курс дела. На `зимних` же конференциях этот процесс шел органично, путем передачи опыта от прежних депутатов-участников новым.

В то же время благодаря этим конференциям выстраивалась новая непрерывная схема работы Ассамблеи: ежегодная конференция - заседание Секретариата - конференция Фонда - второе заседание Секретариата - очередная ежегодная конференция.

Кроме того нельзя не отметить большую работу Фонда, и его Президента, постоянного эксперта Секретариата ЕМАП, профессора Валерия Алексеева, по информационной поддержке Ассамблеи. На собственные средства Фонд издавал стенограммы и документы всех ежегодных конференций, начиная с 1995 года.

В отличие от ЕМАП Фонд единства православных народов - организация общественная, имеющая свои зарубежные отделения и представительства в Белоруссии, Болгарии и на Украине, одной из задач которого стала необходимость объединения видных православных учёных и писателей, политических и религиозных деятелей, а также предпринимателей для укрепления духовного единства стран и народов восточнохристианского ареала.

Образовывалась своего рода православная элита, среди которой было место и для парламентариев ныне действующих и уже не участвующих в работе законодательных органов. Свою деятельность под попечением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на международной арене Фонд начал строить через активную работу с православными политиками, в том числе и депутатами участниками ЕМАП. И практически все они откликнулись на предложения Фонда участвовать в проводимых им многочисленных мероприятиях, в том числе ежегодных конференциях в развитие деятельности ЕМАП.

И так, подводя итог всему восьмилетнему опыту существования ЕМАП, необходимо отметь тот факт, что в формировании высокого авторитета в мире этой организации следует отметить ее последовательный гуманитарный и миротворческий курс при обсуждении злободневных вопросов, волнующих мировое сообщество.

Православная доктрина стала основой идеологии поствизантийского межгосударственного консенсуса, залогом стабильности в этом сложном восточноевропейском регионе и, благодаря конструктивному диалогу между светскими и духовными властями, важнейшим элементом укрепления единства православных народов в конце ХХ - начале ХХI века, когда глобальные угрозы всему человечеству стали вполне очевидными.

Спасибо за внимание.


В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204257
Перв. публик.: 22.04.04
Последн. ред.: 15.02.05
Число обращений: 1119

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``