В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад В.И.Зоркальцева на V конференции ЕМАП Назад
Доклад В.И.Зоркальцева на V конференции ЕМАП
Доклад Президента ЕМАП, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на V конференции ЕМАП (Варшава, 29 июня 1998 г.)

Уважаемый Генеральный Секретарь ЕМАП господин Папатемелис! Уважаемые парламентарии - участники Пятой Конференции Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия! Дамы и господа!

Мы с вами продолжаем встречаться в странах, история которых неразрывно связана с православием: Греция, Болгария, Россия. Теперь Польша, где вместе с католиками, которых в стране абсолютное большинство, в мире пребывает и Польская Поместная Православная Автокефальная Церковь. И это придает особый символический смысл нашей встрече: пять лет мы все вместе укрепляли свое братство изнутри. А сейчас, в преддверии 2000-летия Христианства, мы делаем в прямом смысле первый шаг, шаг навстречу другой Европе - Европе объединенной.

Мы благодарим руководство Польши за то, что этот первый шаг пятилетней организации окружен таким вниманием и теплотой со стороны гостеприимных хозяев.

Сегодня у нас юбилей. Ровно пять лет назад в Халкидики при активной позиции парламента Греции были сформулированы основные идеи, положенные в основу деятельности нашей межпарламентской неправительственной организации: осознание культурного, социального, исторического и духовного значения православных народов, составляющих примерно половину населения Европы, в формировании ее самобытности и современного облика, расширение участия православия в решении сегодняшних проблем Европы, а также использование всех преимуществ православия в наведении мостов между Западом и Востоком, между Европой и другими цивилизациями, тем самым способствуя консолидации мира.

Каковы итоги пятилетней деятельности?

Прежде всего расширения состав Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия, теперь в нее входят парламентарии Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, России, Румынии, Словакии, Югославии, Украины, Финляндии и Эстонии. Круг участников растет, в активную работу включаются парламентарии Албании, Чехии, Ливана и Сирии. Как видите, география влияния Ассамблеи расширяется как на Запад, так и на Восток.

Далее. Постепенно растет активность участников Ассамблеи. За последние годы мы сумели провести заседания Секретариата и Комиссий на Кипре, в России, Белоруссии, Грузии и Молдавии. Имеется приглашение от нашего коллеги - Николая Медведева - провести очередное заседание Секретариата в Литве, руководство которой благожелательно и с заинтересованностью относится к деятельности Ассамблеи Православия. Таким образом, все больший круг политических лидеров европейских государств прислушивается к голосу православной паствы, принимая участие в восстановлении и возрождении ее духовной культуры.

Хочу еще раз подчеркнуть, что до сих пор православные традиции не особенно учитывались в современной Европе, однако сейчас ситуация меняется. Меняется и представление об образе единой Европы. Почти все наши государства являются членами одной из европейских структур - Совета Европы. Думаю, что установление официальных связей на уровне Европейского Союза не за горами.

Президент Европейской Комиссии Жак Сантер в свое время дал оценку этим политическим и культурным изменениям:

`Духовное направление становится все более важным в отношениях между народами. Существенен и вклад церквей в этом сложном процессе установления дружеских отношений между различными экономическими моделями развития интегрированной Европы в целях создания правового порядка, в адаптации нашей социальной модели на фоне социальных изменений.`

Как вам известно, в конце прошлого года у нас с Генеральным Секретарем г-ном Стилианосом Папатемелисом прошли первые консультации с руководством Европейской Комиссии о перспективе взаимодействия наших организаций. Секретариат Ассамблеи наладил тесные контакты с различными структурами Комиссии, которые занимаются информированием, обменом идей, финансированием различных культурно-просветительских программ, в некоторых из них мы участвовали и будем наращивать свое присутствие. Это магистральное направление в деятельности Секретариата. Так, например, вы знаете о той большой помощи, которую нам оказывает Международный Фонд единства православных народов, он нам помог в финансировании и этой конференции. Все это способствует установлению межпарламентских и межцерковных диалогов, роль которых высока в процессе единения Европы. Идеи миротворчества и установления дружеских связей в Европе - это главная потребность строительства новой Европы.

Более того, возможности ЕМАП уже используются самими участниками в решении международных и внутринациональных проблем. За прошедшие годы Ассамблея и ее Секретариат приняли ряд заявлений и обращений, в том числе и по ситуации, сложившейся на оккупированной территории Кипра, вокруг войны в Югославии в 1995 году, по проблеме Косово и другие.

Не так давно мы направили обращение в адрес Директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Федерико Майора в связи с незаконными планами турецкого оккупационного режима на территории северного Кипра по перестройке христианского армянского монастыря 10 века в гостиницу. Наши кипрские коллеги, вероятно, раздадут вам для обсуждения проект резолюции по этому вопросу.

В марте этого года на заседании Секретариата выступил представитель Иерусалимской Православной Церкви Митрополит Тимофей, отвечающий за подготовку на Святой Земле празднования 2000-летия Христианства. Он проинформировал нас о планах по организации паломничества и приема в Иерусалиме более 10 миллионов предполагаемых гостей и участников столь знаменательного события. Его Высокопреосвященство обратился к членам Секретариата ЕМАП с тем, чтобы мы оказали содействие организаторам в проведении всех намеченных мероприятий.

Каким образом? Возможностей у нас не так мало: от консультаций в своих парламентах и правительствах, а также с главами наших государств по формированию официальных делегаций, до поиска финансовой помощи в финансово-коммерческих кругах. Нам будет также предоставлена возможность проведения очередной 7-й Ежегодной Конференции Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия в 2000 году в Иерусалиме. А 6-ю, ближайшую Конференцию, мы предлагаем провести в России. Если нам удастся, то мы бы хотели провести конференцию в двух российских городах - Москве и Санкт-Петербурге, официальную часть - в столице официальной, а культурную - в `культурной` столице России. Эту просьбу высказали многие наши коллеги. Были проведены соответствующие предварительные консультации с губернатором Санкт-Петербурга, а также с московскими властями, которые приветствуют деятельность Ассамблеи Православия.

Я думаю, что все эти факты говорят о том, что мы уже сложились как единая, прочная организация со своей структурой и идеологией. Этому во многом способствовала атмосфера открытости и искренности, сложившаяся в движении во время обсуждения самых острых и насущных вопросов духовного становления наших государств в рамках Европы.

На наших конференциях обсуждались такие сложнейшие и актуальнейшие вопросы современности, как `Развитие православной культуры и духовно-нравственного просвещения и образования`, `Социальная деятельность православной общественности`, `Православие в европейской культуре: история и будущее` и, наконец тема, которой посвящено наше собрание в эти дни `Проблемы новых ересей и сект в странах ЕМАП и пути их эффективного преодоления`.

Последняя тема особенно актуальна для государств - членов Европейского союза. Так Европейский парламент в феврале 1996 года в постановлении о сектах призвал все государства-члены Европейского Союза `не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а, в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту,` и далее `проверить, являются ли действующие у них налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий`, а также `быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи`.

Тема Конференции в Варшаве продиктована в том числе и большой законодательной работой, проводимой нами в парламентах. Мы ощутили насущную необходимость в постоянных контактах и консультациях по законотворческой и правоприменительной деятельности. Так, например, в работе над российским законопроектом `О свободе совести и религиозных объединениях` нам помогали наши коллеги из Беларуси, Армении и Грузии.

Конечно же, информационное пространство нами еще не используется в полной мере.

Мы имеем на сегодня высококачественно изданный бюллетень ЕМАП, хотя, на мой взгляд, в области информационного обеспечения, одного этого издания явно не достаточно. Очень хорошо, что нам в этом плане много помогает Международный Фонд единства православных народов. Вам роздан очередной том прекрасно изданных материалов IV-й конференции в Салониках и нашей конференции в Кишиневе. Фонд постоянно размещает материалы о ЕМАП в своих журналах - `Россия молодая` и `Встреча`.

Вновь обращаюсь к ранее обозначенной неоднократно мною теме. Необходимо всем нам использовать возможности у себя в странах для привлечения внимания журналистского корпуса к нашей работе. Например, некоторое время назад к нам обратились из немецкой издательской группы `А. Саттер`, выпускающей серию биографических энциклопедий за информацией о нашей Ассамблее и её участниках. И такие возможности необходимо сполна использовать.

Что касается российской стороны, то мы предприняли попытку взаимодействия с Российским телевидением, корреспонденты которого организовали съемку работы одного из последних заседаний Секретариата в рамках программы о Православии. Надеюсь также, что господином Мигдалисом будет скоро предложено решение вопроса о присутствии ЕМАП в сети ИНТЕРНЕТ. Для нас это очень актуально и перспективно.

Наряду с внешними изменениями, происходят и перемены внутри нашего движения: окончательно сформировались исполнительные органы Ассамблеи, создано шесть рабочих комиссий: по финансам, по Регламенту, по правам человека, по социальной активности, по православному образованию и по культуре. За последний год комиссиям удалось провести действительно серьезную работу: Финансовой комиссией подготовлен для вашего рассмотрения проект Бюджета ЕМАП, а комиссией по Регламенту - проект Регламента. Надеюсь, что предложения, вошедшие в оба эти проекта, найдут поддержку у Ассамблеи.

Масштаб Ассамблеи, расширение ее влияния на международной арене ставит перед нами новые сложные и более объемные задачи как общественно-политического, так и организационно-практического плана.

К ним я бы отнес следующие:

- Повышение качества нашей работы. Этому будет способствовать и утвержденный сегодня Регламент нашей внутренней жизни и создание Дирекции - финансового и организационного начала нашего Движения. Здесь мы явно запаздываем.

- Усиление работы по разъяснению целей и задач нашего движения.

- Укрепление контактов с другими традиционными религиями как в России, так и в Европе.

- Укрепление связей с парламентскими, правительственными и влиятельными неправительственными общественными организациями, структурами Европейского союза.

-Инициативная подготовка и участие в праздновании 2000-летия Христианства.

- Содействие миротворческой миссии нашего движения.

- Активное отстаивание интересов православия на континенте.

Эта работа знаменует собой завершение процесса поиска общих интересов и подходов в решении вопросов Православия и переход к активной работе в качестве полноправной неправительственной организации со своим бюджетом, штаб-квартирой, дирекцией, банковскими реквизитами, известной самостоятельностью и независимостью от настроений в парламенте и соответствующим авторитетом на европейской арене.

Думаю, все со мной согласятся, что мы уже вплотную подошли к формированию правовой и финансовой основы нашей деятельности.

И теперь самое главное - действовать вдумчиво, основательно, не принимать скоропалительных решений, поскольку сегодня мы закладываем фундамент для тех, кто займет наши места завтра.

Остановлюсь и на ряде проблем по основному вопросу нашей сегодняшней конференции.

Тема борьбы с так называемыми `тоталитарными сектами` волнует сегодня общественность многих стран. Случаи массового самоубийства, агрессии по отношению к своим адептам и к посторонним людям, прямой ущерб физическому и нравственному здоровью - это далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться, когда речь заходит о той или иной новой секте. Отношение в обществе к ним складывается негативное, если не сказать больше.

К сожалению, при обсуждении этой темы зачастую происходит смешение двух принципиально различных вопросов: компетенции церкви и компетенции государства.

Россия, как и большинство современных стран, - светское государство, в котором действуют несколько мировых религий, а также велик процент неверующих граждан. И поэтому государство не может подменить собой то, что входит в компетенцию церкви, а именно: проповедь самого религиозного учения, обличение сект и ересей с религиозно-мировоззренческой, канонической, догматической, апологетической точек зрения. Хотя при этом государство, следуя воле своих граждан, вправе и должно создавать благоприятные условия для деятельности Православия и других признанных обществом религий.

Поэтому, как представитель государства, я хотел бы посвятить свое выступление не конфессиональной апологетике, чтобы не отнимать хлеб у наших богословов и священников, а рассмотрению деятельности религиозных новообразований с правовой и политической точек зрения.

Для государства проблема сект - не мировоззренческий вопрос, а проблема нарушений закона, защита подрастающего поколения и прав всех законопослушных граждан, это защита общественной нравственности. Мы не можем запретить секту или наказать ее адептов только лишь за то, что их учение не совпадает с учениями укоренившихся религий - свобода совести и свобода вероисповедания охраняется законом.

Опыт истории учит, что вмешательство государства в мировоззренческие вопросы вредит, в первую очередь, самим же традиционным религиям и дает ореол мученичества преследуемым новым религиозным образованиям, сектам, которые в таких условиях растут, как на дрожжах. Государство вправе карать только за конкретные преступные деяния, за нарушения законов и традиций общества, от кого бы они ни исходили. Поэтому я хотел бы выделить два направления совершенствования государственной политики в религиозной сфере: законодательную и информационную.

Закон должен предупреждать правонарушение, создавать определенный фильтр для легализации новопоявившихся религий, лишь фильтр и никаких запретов, чтобы общество могло лучше ознакомиться с тем, что ему предлагают от имени вечности, и должен карать за совершенное правонарушение, если такие выявлены и будут доказаны судом.

Информационная же политика должна просвещать всех граждан относительно реального учения и практики религиозных новообразований. Молодой человек, любой гражданин, которого на улице хватают за рукав и предлагают пойти посмотреть `живого бога`, вправе получить от государства объективную информацию для того, чтобы принять осознанное решение о той религии, в которую его пытаются вовлечь.

Обратимся сначала к законодательной сфере. В РФ система законодательства выстроена так, что деятельность негосударственных объединений регулируется не одним законом, исчерпывающим все аспекты их существования, а системой законов и актов исполнительной власти, регулирующих какую-то одну сторону деятельности негосударственных корпораций: например, налоговое законодательство, законы о некоммерческой и благотворительной деятельности. И лишь для отображения специфических особенностей, присущих только одному виду негосударственных объединений, принимаются или разрабатываются специальные законы, например, о свободе совести и религиозных объединениях, о фондах, об общественных объединениях и т.д.

В новом российском законе `О свободе совести и религиозных объединениях`, принятом в сентябре прошлого года, не ставится цели охватить все стороны жизни верующих граждан. А критика, звучавшая в адрес закона, основывалась на ошибочном представлении, что права граждан в религиозной сфере больше ни в каких других актах не регулируются. Именно поэтому нас упрекали даже в том, что упоминание в преамбуле закона традиционных религий якобы ущемляет права верующих нетрадиционных направлений.

Однако само название нового закона говорит лишь об обеспечении фундаментального права на свободу совести и о гарантиях деятельности объединений граждан, которые имеют религиозную деятельность в качестве основной и профессиональной. Признание или непризнание их `религиозного статуса` не является условием публичной деятельности граждан - все граждане у нас свободны, но и общество через институты государства свободно в определении тех социальных групп, которые могут освобождены от конкретных видов, скажем, налогообложения или иных льгот. Механизм признания организации религиозной, установленный в новом законе, нужен не для запретов, а лишь для учета интересов общества, налогоплательщиков, которые в массе своей не хотят финансировать из своего кармана деятельность скандальных сект или сомнительных по их мнению новых религиозных образований.

Поэтому Российское государство и распространило налоговые и иные льготы только на те объединения, которые прошли процедуру общественного признания в качестве религиозных и законопослушных. Одновременно, это и фильтр против псевдорелигиозного мошенничества.

В целом же деятельность граждан, реализующих свое право на свободу совести в Российской Федерации, регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, законом `О некоммерческой деятельности`, законом `О благотворительной деятельности`, а также рядом норм налогового, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законами об образовании, о средствах массовой информации, о госслужбе, воинской службе и т.д. Поэтому при оценке нового российского закона о свободе совести необходимо рассматривать его в совокупности с вышеуказанным блоком законов и норм, образующих единое правовое поле.

Сейчас в России узаконены два статуса религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация. Именно в этом и заложен эффективный механизм правового противодействия псевдорелигиозному экстремизму и мошенничеству.

Дам некоторые пояснения. `Религиозная группа` - этот термин лишь констатирует просто факт объединения граждан по религиозному признаку, когда сами граждане в статусе юридического лица не нуждаются, но манифестируют свою веру совместно и публично. Это корпорация без юридического лица, она не есть субъект гражданских отношений, члены группы никак не должны о себе публично заявлять, регистрироваться, получать какое-либо разрешение и т.п. Государство никоим образом не понуждает верующих образовывать, учреждать, легализовывать какую-либо `группу`, скорее наоборот, оно обязывает местные власти беспрепятственно обеспечивать право граждан на публичное совершение культа и религиозное обучение. Таким образом, термин `религиозная группа` не суживает право человека на свободу религии, а наоборот расширяет его в правоприменительной практике. Тем самым, верующим, не нуждающимся в статусе юридического лица, термин `религиозная группа` гарантирует режим наибольшего благоприятствования для свободного выражения их отношения к избранной ими религии.

Граждане России как физические лица, не вступая ни в какие объединения или же образовывая религиозные группы, могут совершать единолично или совместно с единоверцами любые общие и частные ритуалы, могут ездить за рубеж с религиозными целями и приглашать частным образом иностранных граждан, изготавливать предметы культа и издавать религиозную литературу, учреждать средства массовой информации, содержать частным образом помещения или участки для проведения религиозных мероприятий, учреждать частные образовательные учреждения с религиозной спецификой и любые благотворительные организации, службы социальной помощи. Все это гарантирует верующим новый российский закон - полная свобода выбора и действий. Может быть её избыток, это один из недостатков закона.

Если при этом верующие граждане нуждаются в статусе юридического лица, то они столь же свободно могут создавать любые некоммерческие организации, в которых могут вести религиозную деятельность в полном объеме прав, предусмотренных международными договорами.

Специфический же термин `религиозная организация` - это объединение верующих, получивших правоспособность юридического лица для осуществления религиозной деятельности в качестве основной и профессиональной (трудовой). Государство оказывает религиозным организациям содействие через предоставление различных налоговых и прочих льгот, но независимо от характера вероисповедания. Этим и подчеркивается равноправие религиозных объединений России перед законом.

Статус религиозной организации отличается от статуса общественной некоммерческой организации только в нижеследующих компонентах. Религиозная организация:

а) имеет дополнительные налоговые льготы;

б) представляет религию в отношениях с государственными органами, с армией, милицией, с государственными школами, вузами, тюрьмами, поскольку государство допускает туда священников лишь по просьбам граждан и на основании подтверждения религиозного статуса.

Данные положения исчерпывают собой все различия в статусе общественной и религиозной организации в отношении права человека на свободу совести и религии.

Вызвавший большую международную полемику вопрос о введении 15-летнего срока существования религиозной организации в России для ее государственного признания затрагивает исключительно только те права, о которых я только что сказал: налоговые льготы и представительство в специфических государственных организациях. Если сравнить эти положения с общепринятыми в мире документами о правах человека и религиозных свободах, то нетрудно убедиться, что данные положения не входят в содержание терминов `свобода совести` и `свобода религии` и никак не противоречат ни Европейской Конвенции по правам человека, ни Итоговому документу Венской встречи 1989 года, ни иным международным правовым актам и полностью совпадают с рекомендацией Парламентской Ассамблеи Совета Европы о сектах.

Таким образом, российский закон предусмотрел объективный фильтр для религиозных новообразований, не дискриминирующий граждан по признаку отношения к религии, поскольку эти требования равны для всех без исключения. Во многом это стало ответом на Постановление Европарламента 1996 года о сектах в Европе. И нам представляется, что это максимум того, что можно сделать в законодательстве для профилактики религиозного экстремизма.

Сейчас мы в Думе готовим другой закон - о защите общественной нравственности, который бы установил более четкие правовые рамки, по которым было бы возможно отделить `зерна от плевел`, религии от патологических и криминальных явлений. Остальное - за исполнительной и судебной властью.

Несколько слов об аналогах национальных законов других стран. Во многих европейских странах в конституциях или в законах прямо называются укорененные или признанные обществом религии и религиозные организации. Как институты, они имеют более развитые контакты с государством, что не влечет дискриминации верующих иных направлений.

В США, как известно, обеспечивается абсолютное равенство всех корпораций в их отношениях с федеральной властью. Однако и там для признания религиозного статуса, без которого любая организация может быть признана коммерческой и задушена налогами, требуется заполнение особой анкеты по форме Nо 1023, где верующие должны описать свое вероучение, культ, дать полные сведения о священнослужителях и т.п. Мне представляется, что российское законодательство в этой сфере находится где-то на стыке американского и европейского законодательства.

Таким образом, Россия не вводит никаких запретительных мер, но обязывает объединения граждан заявить о своем вероучении и культовой практике на протяжении последних 15 лет, если они претендуют на освобождение от налогов и на право заниматься воспитанием военнослужащих. К примеру, как для получения лицензии на частную медицинскую практику требуется свидетельство об образовании и сведения о предшествующей медицинской деятельности, в чем никто не усматривает нарушения прав человека, так и право на лечение человеческих душ в масштабах всего общества должно быть обосновано, чтобы права человека надежно защитить.

И здесь я подхожу ко второму аспекту данной проблемы: информационному. Граждане имеют право на получение всесторонней и объективной информации, в том числе и в религиозной сфере, и государство обязано это право обеспечить. Тем более, что далеко не все так называемые секты считают нужным регистрироваться в качестве религиозных организаций: многие, если не большинство из них, предпочитают сегодня действовать в привязке к общественным организациям, благотворительным фондам, медицинским учреждениям, а иногда и просто в частном порядке.

Например, так называемая церковь сайентологии имеет в России только три зарегистрированных организации, а на самом деле их встречаешь в Москве на каждом шагу, идут тысячи писем от граждан с требованиями принять санкции против этой организации. `Церковь объединения` Муна имеет 10 зарегистрированных общин, а на практике число их адептов в России не менее 30 тысяч человек. Сатанисты и вовсе не регистрируются, но существуют и действуют.

Налицо искусная мимикрия сект, которым есть что скрывать от государства и общества и которые поэтому предпочитают прикрывать свои подлинные цели и практику псевдоблаготворительной или медицинской деятельностью. Это обстоятельство, разумеется, усложняет решение проблемы полного информирования граждан.

Но российский закон сделал шаг и в этом направлении: государство обеспечивает проведение светской религиоведческой экспертизы, результатом которой должно быть компетентное заключение о наличии признаков религиозности в деятельности корпораций граждан. Экспертиза требует широкой информационной базы, и это дает основания для ознакомления общества с объективными данными по тем или иным малоизвестным или неизвестным религиозным объединениям. Это очень важно, так как Россия многоконфессиональная страна.

О религиозном многоцветии России можно судить по официальным данным. На январь 1998 года в России зарегистрировано 16 тысяч религиозных организаций. Из них три крупнейших конфессии:

8 тысяч 600 приходов Русской Православной Церкви - это свыше половины от общего числа;

около 3 тысяч мусульманских общин;

около 3 тысяч зарегистрированных и 1 тысяч незарестрированных протестантских общин, из которых крупнейшими являются евангельские христиане баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня.

Римокатолики имеют две епархии и свыше 200 приходов, недавно к двум епископам добавились два викария.

Буддисты имеют 160 общин, иудеи 90.

Из новых сект наибольший рост отмечен у `Свидетелей Иеговы` - 205 общин, и у `Общества сознания Кришны` - 120 общин.

Пользуясь случаем, я хотел бы от имени нашей делегации внести предложение: о создании под эгидой ЕМАП международного общественного экспертного совета, который бы, привлекая лучших специалистов из стран-участниц, занялся бы разработкой рекомендаций для принятия норм, позволяющих объективно зафиксировать тонкую грань, отделяющую религию от нерелигии и законопослушную религию от религиозного экстремизма и фанатизма. Если бы Вы согласились с таким предложением, то мы общими усилиями, возможно, внесли бы существенный вклад в решение проблемы `тоталитарных сект` в рамках международного сообщества.


И в заключение хотел бы сказать следующее. Обсуждая эту деликатную тему религиозной деятельности, нам необходимо соблюдать в высшей мере такт и внимательность по отношению ко всем религиозным течениям и вероучениям. Ибо проблемы веры, проблем совести - это очень тонкие проблемы, приватные, но носящие личностный характер, и здесь грубое вмешательство недопустимо.

Наше обсуждение этих важных проблем и наша деятельность в последующем должны преследовать главную цель - не навредить.

Я призываю Вас к этому.

Спасибо за внимание.


В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204256
Перв. публик.: 22.04.04
Последн. ред.: 06.10.05
Число обращений: 1157

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``