В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад В.И.Зоркальцева на Международной конференции `Православные идеи созидания бесконфликтного общества` Назад
Доклад В.И.Зоркальцева на Международной конференции `Православные идеи созидания бесконфликтного общества`
Доклад Президента ЕМАП, Председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и на Международной конференции `Православные идеи созидания бесконфликтного общества` (Астрахань, 3 октября 1995 года).

Уважаемые коллеги!

Наше общество находится на перепутье, в поиске пути бесконфликтного выхода из переживаемого кризиса. Оно обращается к своей истории, традициям, духовному наследию, пытается извлечь уроки прошлого. Сегодня мы обсуждаем роль и значение православия как духовного базиса воссоздания гармонично развивающегося государства.

История православия в России отсчитывает вторую тысячу лет. За это время бывало всякое. Взгляды людей, приверженных одной религии, также менялись вследствие переосмысления жизни под влиянием различных социальных потрясений.

Говоря о влиянии именно православных идей, православного мировоззрения на преодоление различных конфликтных ситуаций в обществе и государстве, следует четко разделять:

во-первых - основные, фундаментальные положения Православной Церкви, содержащиеся в Священном Писании и в Предании Церкви, не подлежащем сомнению: канонах церковных соборов, официальном вероучении, трудах наиболее авторитетных святых отцов;

во-вторых - реакцию официальной иерархии Церкви, духовенства и мирян на текущие события жизни;

в-третьих - идеи и поступки, совершаемые различными политическими и общественными деятелями, которые сами себя ассоциируют с Православием.


Что касается первого - основных идей официального православного вероучения, то в этой сфере Православие всегда мыслилось, как система взглядов и как социальная доктрина, которые способны оказывать умиротворяющее воздействие на сознание индивидуума и общества. В этом плане хотелось бы рассмотреть несколько ключевых положений.

И прежде всего - отношение верующих к государству. Священное Писание предписывает `отдавать Кесарю Кесарево`, почитать начальников, как Божьих слуг. А начальствующий, в свою очередь, призывается к тому, чтобы поощрять добро и быть орудием возмездия, `мечом карающим` для делающих зло. - Тем самым, церковное Писание освящает в сознании людей институт справедливой государственной власти, побуждает верующих подчиняться ей `не за страх, а за совесть`.

Не случайно поэтому православные всегда ставили общественное и государственное выше личного и особенно чутко относились к идее социальной справедливости. - Ведь социальная справедливость в конечном счете и есть оптимальный баланс различных общественных и личных интересов. А достижение такого баланса - есть самое надежное средство для предотвращения социальных конфликтов. В этом плане роль православия трудно переоценить. Значение его идей и влияния в нашем обществе возрастают.

Далее - отношение православных к другим религиям. Священное Писание и труды отцов и учителей Православной Церкви ставят свою религию, естественно, выше остальных. Однако христианский Новый Завет весьма терпим к людям с другими убеждениями. Центральной заповедью Нового Завета является заповедь о любви не только к ближнему, но и дальнему, даже к `ненавидящим и проклинающим Вас`.

`Заповедь новую даю Вам: да любите друг друга`, - сказал Иисус Христос и предписал помогать всем нуждающимся в помощи, независимо от их убеждений. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что в Царствие небесное попадут наравне с христианами и язычники, если будут `жить по совести`, ибо `их совесть` есть для них закон.

Сами апостолы шли с проповедью и словами мира и к иудеям, и к язычникам, а если их проповедь и их пожелание мира не принимались, то они не должны были впадать в гнев, а просто уходить из этого места.

Таким образом, Священное Писание, `Писания мужей апостольских` (т.е. учеников апостолов), история древней Церкви, творения многих святых отцов православия пронизаны духом миролюбия и веротерпимости, и в этом также мы видим залог сосуществования верующих различных религий в одном государстве, что, несомненно, имеет определяющее значение для нашей многоконфессиональной России. Гармония конфессий - залог социальной стабильности и политической крепости государства. Комитет Государственной Думы, который я здесь представляю, ставит своей целью и видит свою задачу в создании условий законодательных, моральных, этических способствующих гармонизации традиционных конфессий России, их миру и согласию. Тем самым закладывая основы взаимопонимания в обществе.

Важно точно определить отношение церкви к социальной и политической деятельности. Священное Писание и Предание православия не поощряют прямого участия служителей Церкви в политике, но не воспрещают этого другим. `Такова воля Божия, чтобы мы, делали добро, заграждали уста невежеству безумных людей`, - говорит апостол Павел.

Не поощряя прямого участия священнослужителей в политике, Церковь, естественно, не призывает ни их, ни мирян быть равнодушными к судьбам Отечества. Никогда не забудется, как Святой преподобный Сергий Радонежский благословил Великого Князя Димитрия Донского и с ним своих схимников Пересвета и Ослябю на бранный подвиг во спасение Отчизны, как пламенная проповедь Святого Мученика Патриарха Гермогена будила народное сознание в лихую годину смутного времени, как Церковь развернула разностороннюю патриотическую деятельность в грозные годы Великой Отечественной войны.

Верная православному идеалу соборности, Церковь никогда не противопоставляла личный интерес общественному благу, общественному долгу. Она учит: для достижения гармонии в обществе и социальной справедливости не следует подавлять права социальных, национальных и религиозных групп, а мудро согласовывать их в духе любви и терпимости, учитывать и полнее разрешать их интересы.

Таким образом, в основных, фундаментальных положениях православия заложены идеи миролюбия, веротерпимости, любви, общественного служения и социальной справедливости.

Что касается реакции официальной иерархии Церкви и духовенства на текущие события жизни, то здесь в истории бывало разное. Как говорится в Библии, `нет человека, который бы жил и не согрешил`. К сожалению, именем Христа пытались освящать и войны, и конфликты. Однако в России иерархия Русской Православной Церкви в целом все же старалась следовать учению Христа в отношении и к государству, и к политике, и к инославным. Не случайно на Руси и на официальном, и на бытовом сознании с гордостью произносилось определение `православные`. Понятие же `славяне` больше отражало этнический характер.

На протяжении веков православные россияне соседствуют с мусульманами . Еще императрица Екатерина образовала в Уфе Духовное управление мусульман. Каждый мог воспитывать своих детей в своей вере - православный и мусульманин, и это было мудрым правилом, обеспечивающим мирное сосуществование двух крупнейших мировых религий.

Интересно, что мусульмане имели свою молитву за православного императора, в которой исповедовали его защитником и покровителем всех российских мусульман. Это весьма важное обстоятельство, о нем редко сегодня вспоминают, ибо без такого акта религиозного освящения в сознании верующих православный `помазанник Божий` воспринимался бы исключительно, как светская фигура, а значит, и все институты власти государства не были бы священны.

Православный же император выстроил в честь победы над Наполеоном и героизма татарского корпуса Историческую мечеть в Москве. На казенные деньги была построена и Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, и надо сказать, тогда это не вызывало таких споров и кривотолков, как сейчас относительно строительства мечети на Поклонной горе. Государство субсидировало паломничество мусульман наравне с православными, и отношение иерархии Православной Церкви с лидерами Ислама были уважительными. Нам следует учиться мудрости у наших предков. К сожалению, в начале XX века кризис, охвативший российское общество, не миновал и Церковь. Нетерпимое отношение к иноверцам, межнациональные конфликты легли черным пятном на авторитет некоторых представителей иерархии и клира, что, естественно, следует учитывать в практической работе и государственных органов, и властным структурам, и духовенству в наше время. В советский период, после отказа политического руководства государства от попыток вытеснить Православную Церковь не только из государства, но и из общества, она начала активную миротворческую деятельность. Начиная с 1948 года, в СССР регулярно проводились международные конференции с участием религиозных лидеров всего мира, посвященные борьбе против войн, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, за мир, за сохранение священного дара жизни на земле. Православная иерархия и духовенство, даже в неблагоприятных для себя внешних условиях старались и словом, и делом утверждать заповедь Христа о мире и любви. Что касается отдельных общественных и политических деятелей, которые сами заявляли о своей приверженности Православию, то ответственность за их деятельность не может быть возложена на Церковь в целом. Например, основатель одной из первых в России рабочих организаций священник Георгий Гапон отличался весьма неоднозначной деятельностью в сфере политики, а после расстрела возглавлявшейся им мирной демонстрации даже проклял царя. Противоречивой была деятельность и иеромонаха Илиодора Труфанова, весьма радикально менявшего свои политические пристрастия. Вряд ли способствовало достижению мира в России то обстоятельство, что Белая Гвардия активно использовала православную символику, хотя Патриарх Тихон официально заявил о неучастии Церкви в гражданской войне и о необходимости ее скорейшего мирного прекращения. После принятия в 1990 году новых законов о религии, Церковь получила полную свободу действий. И нужно со всей определенностью отметить, что высшее церковное руководство не раз демонстрировало стремление предотвратить возникающие в обществе конфликты. Всем известны миротворческие инициативы Церкви по войне в Нагорном Карабахе, в Югославии, а также в самой столице России - Москве в октябре 1993 года. К сожалению, отношения православных и инославных верующих в последний период несколько ухудшились. Во многом, это спровоцировано `крестовым походом` против России и Православной Церкви со стороны религиозных зарубежных организаций и их миссионеров. Далеко за рамки Закона стала выходить неконтролируемая никем деятельность новоявленных сект, типа `Аум Синрике`. А члены `Белого братства` прямо угрожали массовым террором против православного духовенства, что вызвало обратную, адекватную реакцию и практически привело к распаду этой псевдорелигиозной организации. Здесь весомое слово было сказано и украинскими властями, и Украинской Церковью. Но в целом самая большая и влиятельная в России религия - Православие - может и должна стать фактором общенационального примирения. Для этого имеются все основания. Так в 1989 году на встрече представителей различных религий в Свято-Даниловом монастыре в Москве, посвященной противодействию возрастанию национальных конфликтов, было провозглашено: `Нас объединяет общее признание понятий любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений и присущая последователям всех религий устремленность к познанию смысла бытия человека. Осознание нами единства рода человеческого и по происхождению, и по предназначению питает в нас чувство братской солидарности с другими людьми, ближними и дальними, углубляет сознание личной ответственности за их жизнь. Сознание этого, мы верим, способно оградить межнациональные отношения от проявлений вражды и жестокости, пробудить стремление к взаимопониманию, общению и взаимопомощи всех народов`. А в своем докладе на последнем Архиерейском Соборе 29 ноября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:` Русская Православная Церковь осуществляя контакты с инославием на территории СНГ стремится в первую очередь к преодолению таких негативных явлений, как конфессиональная нетерпимость. Хорошо известно, что межконфессиональная рознь порождает напряжение в обществе и может быть причиной серьезных нестроений. Мы убеждены, что наш диалог с инославными должен вдохновляться миротворческой идеей и служить гражданскому миру и согласию. Очевидно и другое: как верующие люди, мы обязаны использовать все средства, чтобы мирно решать возникающие между нами проблемы.` Эта взвешенная позиция представляется обнадеживающей. И если политическое руководство страны проявит такую же деликатность в сфере межнациональных и религиозных отношений, это будет верным шагом к созданию бесконфликтного общества. Путь к созданию максимальной общественной гармонии не легок и не прост. Лица, пытающиеся разжигать рознь в обществе, под прикрытием религиозных различий, берут на себя величайшую ответственность перед людьми. Одинаково далеки от православного идеала оказываются и те, кто из личных честолюбий или националистических амбиций начинают вносить в Церковь расколы и раздирать хитон Христов, и те, особенно из новообращенных верующих, которые сочиняют скороспелые проекты объединения конфессий, не зная хорошо ни вероучения, ни нравственных ценностей других исповеданий. Но столь же неправы и те непримиримые оппоненты Церкви, которые начисто отрицают ее роль в строительстве государства. И когда такие `критики` подвергают разносу таких, допустим, авторитетных церковных деятелей как митрополит Иоанн, то посрамленными от собственного невежества оказываются сами эти `критики`. Конечно, с некоторыми гражданскими позициями владыки Иоанна. я не могу согласиться в полной мере, но это не мешает мне с уважением относиться к благочестивому и авторитетнейшему архипастырю. Нельзя метить в некоторые мировоззренческие разногласия, а бить по престижу Родины, внося смуту в душевное состояние миллионов верующих - наших соотечественников. Только терпимость и взаимное уважение, при глубоком изучении представлений друг друга о социальном идеале открывает путь к социальной гармонии. Об этом следует помнить разжигая дискуссию и вовлекая в противоборствующий водоворот слабо подготовленных людей, создавая взрывоопасную обстановку в обществе. Сегодняшняя научно-практическая конференция - важная веха в деятельности Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. Это новая форма ее проявления - региональные встречи. Астраханская конференция явится хорошей базой для подготовки Секретариата ЕМАП в Софии в феврале 1996 года и очередной Конференции Ассамблеи в июне будущего года в Болгарии. Это первый шаг практического выполнения Московских резолюций, воплощения в жизнь Халкидикских и Афинских решений. Без сомнения дискуссия и выработанные на конференцией документы послужат делу упрочнения идей православия в наших странах и на этой основе созданию необходимых предпосылок для укрепления мира и согласия в обществе. Спасибо за внимание.


В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204252
Перв. публик.: 22.04.04
Последн. ред.: 15.02.05
Число обращений: 1095

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``