В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЮЛИЙ ГУСМАН: `НАС НЕ СЪЕДЯТ НА ГЛАЗАХ ПОЧТЕННОЙ ПУБЛИКИ` Назад
ЮЛИЙ ГУСМАН: `НАС НЕ СЪЕДЯТ НА ГЛАЗАХ ПОЧТЕННОЙ ПУБЛИКИ`
Почему Никита Михалков затаил обиду на `Нику` и чем это кончилось
Завтра в 17-й раз будут вручать `Нику`. Ей уже не нужны никакие эпитеты - `национальная`, `кинематографическая`. Все и так знают. Вот уже два года `Ника` работает в условиях жесткой конкуренции - образованная Никитой Михалковым еще одна кинопремия попыталась стать единственной легитимной. Но `Ника` выжила, хотя ее саму выжили из Дома кино вместе с уволенным с поста директора Дома кино Юлием Гусманом. Теперь церемонии вручения `Ники` проходят в Московском международном доме музыки. Накануне вручения обозреватель `НГ` встретился с основателем `Ники` Юлием Гусманом.

- Юлий Соломонович, почему в вашем новеньком симпатичном кабинете нет такой важной детали, как компьютер?



- Никогда не работаю на компьютере. Боюсь увлечься играми или интернетом. Я по молодости даже, зная свою азартность, на всякий случай отказался учиться играть в преферанс - знал, что, если сяду играть, уже никогда не встану. Между прочим, Гриша Горин в последние два года как утром уходил в интернет, так только ночью возвращался.



- А как же всякие списки академиков, например, или финансовые документы, сметы и прочее?



- Зачем? У нас для этого есть бухгалтер. Я, даже когда был директором Дома кино, никаких смет в глаза не видел. Но финансисты знали: украдут - сядут. На всякие сомнительные предложения я всегда отвечал: `Для Атоса слишком много, а для графа де ля Фер слишком мало`.Сейчас всеми организационными и финансовыми вопросами `Ники` ведают, слава богу, Игорь Шабдурасулов и его первый зам Тимур Вайнштейн, а я только знаю, что, в этом году мы можем потратить, например, сто рублей. И все.



- А шикарная усадьба, где теперь сидит `Ника`, - это ваше?



- Если бы. Арендуем несколько комнат. Купить бы рады, да дороговато. А какой клуб здесь можно было бы сделать! Слава богу, что хоть это есть. Мы еще несколько лет назад, пока в Доме кино сидели, начали для `Ники` что-нибудь подыскивать.



- Пути к отступлению готовили?



- Да нет, какие пути! Мы же никакой подлости не ждали! `Ника` прожила со страной 19 лет - с того момента, как я об этом начал думать, и 17-й раз уже будем ее вручать. `Ника` организованно была скромным придатком общественной организации - ну как клуб пенсионеров какой-нибудь. Я создал ее приказом по Дому кино, Союз кинематографистов тогда не захотел с этим хлопотным делом связываться, хотя, по сути, мы и были одно целое. Мне сказали: хочешь - ищи деньги сам, создавай свою премию. Благословляем. И я пошел, окрыленный, но безденежный. Первые пять лет `Ника` держалась на честном слове, мы даже не могли себе позволить делать красивые приглашения, буклетики и прочую такую ерунду. И бесконечно нас теребили - то новый устав нужен, то в соответствии с каким-то новым постановлением нужно новое положение и прочее. Мы только и делали, что переписывали устав. А после очередной перерегистрации случился дефолт и спонсоры перестали давать деньги.



- Анонимные спонсоры, добавим. Ведь главной претензией Михалкова к `Нике` было то, что вы скрываете своих спонсоров, которые якобы не хотят светиться, а значит, `Ника` нелегитимна.



- Такая чушь! Даже обсуждать это всерьез не хочется. Какие анонимные, почему анонимные? Они всегда печатались на наших буклетах, на наших пригласительных. Я, правда, скорее назвал бы их не спонсорами, а меценатами, они от нас ничего не требовали и не требуют взамен, не просят их громко и настойчиво рекламировать. С некоторых пор нам помогает Министерство культуры.



- Нет уж того министерства...



- Значит, Федеральное агентство. Мы раньше у государства ни копейки не брали. Наши друзья-соперники - я имею в виду `Золотой орел` - почему-то решили, что, если ты не запустил руку в бюджет, ты нелегитимен. Видя такое дело, мы тоже попросили у государства денег. Столько же, сколько им. И нам, естественно, пошли навстречу.



- В прошлом году все с интересом следили за отношением власти к двум национальным кинопремиям. Когда Путин прислал поздравительную телеграмму `Орлу`, все ждали, пришлет ли теперь `Нике`. Прислал, чем показал, что по крайней мере перед властью вы равны. А в этом году?



- Я думаю, что и академия, и Эльдар Рязанов, который в трудную минуту подставил ей плечо, и весь наш кинематограф ни в коем случае не заслужил, чтобы `Нику` вот так взяли и уничтожили на глазах почтенной публики после 15 лет успешной деятельности. До последнего момента мы, как правило, не знаем, пришлет президент нам телеграмму или нет. Обычно это становится известно утром в день церемонии. Чего уж скрывать, внимание властей порой приятно. Когда мне в прошлом году исполнилось 60 и я получил послание от президента, так я был очень рад. И не потому, что я такой суетный и тщеславный, а потому, что таким образом понимаю, что во властных структурах знают о ситуации вокруг Дома кино и киноакадемий.



- Похоже на то, что теперь в течение долгого времени просто будут уживаться на одном пространстве две национальные премии. Вы с этим смирились?



- По крайней мере я перестал быть на грани потери веры в человечество. Когда мы оказались во всем виноваты, когда нас называли наперсточниками и требовали отдать `Нику`, я искренне не понимал: что же это такое? Я ведь умудрился сохранить Дом кино, в то время как все остальные Дома уже давно в чьем-то ведении. А я бил себя кулаком в грудь и доказывал, что нельзя отдавать последний оплот кинематографистов. Хотя на меня здорово наседали: давай приватизируй - и все тут. Но прошло время, и теперь все те события я воспринимаю как маленький эпизодик в огромной борьбе за передел собственности. Если ты пытаешься в этом не участвовать, тебя считают либо жуликом, либо придурком. Как почему-то у нас принято считать, что проститутки - страдающие Сонечки Мармеладовы, а они на самом деле смеются над приличными женщинами, над нашими женами, которые готовят обед, стирают белье. А проститутки-то (я имею в виду дорогих проституток) великолепно устроились - хорошие машины, прекрасные презервативы, джакузи, денег полно, а если она еще и сексом любит заниматься... И еще на вас смотрят, как на дурочку. Так же и на меня смотрели, когда я не хотел приватизировать Дом кино.



- Впечатление такое, что в последнее время ситуация как-то утряслась. По крайней мере со стороны `Ники` никаких выпадов против конкурентов не видно...



- Это правда, все настроены очень миролюбиво. Мы же не для того в свое время организовались, чтобы с кем-то воевать. Худой мир лучше доброй ссоры. Самое противное и ужасное во всей этой истории то, что эти люди одним махом разрушили то хрупкое сообщество, которое создали кинематографисты - по натуре своей страшные индивидуалисты и жители террариума. Менялись режимы, президенты, а мы держались своим островком. И из-за каких-то жалких кусочков собственности все это было вмиг разрушено. При этом про кино, разумеется, забыли, и это ужасно. Мы до сих пор говорим про наше кино через губу, с презрением, а ведь когда-то давно мы для того и создавали `Нику`, чтобы все-таки наше кино хоть как-то уважали, не пинали его кто ни попадя. Пока этого не произойдет, мы будем оставаться моськами, лающими на проходящий поезд, радоваться, что сосед в дерьме, что американцам наподдали в Ираке.



- Скажите, пожалуйста, а почему наши, отечественные премии так не похожи на западные. Каждый год награды распределяются таким образом, что, простите, кое-кто может заподозрить в необъективности. Такое впечатление, что просто раздают всем сестрам по серьгам.



- Ничего подобного, такое случается только тогда, когда нет явного фаворита. Но вспомните, как, наоборот, многие были недовольны, когда два года назад чуть ли не все призы забрал сокуровский `Телец`. Или еще раньше - `Покаяние` Абуладзе, например. Даже на `Оскаре` не всегда есть такие явные фавориты, как `Титаник` или `Властелин колец`. В этом году претендентов на `Нику` много, но ни одного явного фаворита, так что будет большой разброс. К тому же так устроены люди - они придумывают себе игру: давай-ка в этом году я не буду голосовать за Хрюкина, потому что в прошлом году он много получил, а проголосую я лучше за Пупкина, которому в прошлом году ничего не досталось. Мне недавно позвонил приятель, глава одного уважаемого музыкального сообщества, в возмущении: как это в номинацию `лучшая музыка к фильму` попал Шнур?! Безобразие, мол. Я говорю: `А если он `Нику` получит, нас вообще расстреляют?` Голосование есть голосование - никакие подтасовки невозможны. Нужно уважать мнение своих 580 коллег!



- Это можно проверить?



- Конечно. Если кто-то сделает официальный запрос, мы покажем протоколы и таблицы счетной комиссии. Они хранятся в качестве документации строгой отчетности в течение года. Я потерял добрые отношения с Михалковым из-за того, что его `Урга` не выиграла в номинации `Лучший фильм`, а Владимир Гостюхин не был назван `Лучшим актером`. Как я ему ни клялся, что мы здесь ни при чем, что так проголосовала Академия, он так и не поверил, решил, что это козни врагов. А результатом стало то, что мы имеем.



- Кстати, в условиях конкуренции церемония `Ники` стала строже, красивее.



- Спасибо! Семнадцать лет все-таки. Возраст расцвета, возраст любви!

Екатерина Барабаш
материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204244
Опублик.: 22.04.04
Число обращений: 501

  • Гусман Юлий Соломонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``