В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герман Греф: Государство должно принимать решения только после их обсуждения с представителями бизнеса Назад
Герман Греф: Государство должно принимать решения только после их обсуждения с представителями бизнеса
Задача Правительства РФ - обеспечение устойчивости экономического роста. В этом году следует обеспечить те темпы роста, которые были достигнуты в 2002 году (4%). В ближайшие же 3-5 лет темпы роста необходимо увеличить до 6-8%, иначе возрастет риск резкого снижения деловой активности и экономического спада.

Основной задачей экономической политики 2003 года является привлечение инвестиций в Россию. Чтобы инвесторам, как иностранным так и российским, было выгодно вкладывать средства именно в российские предприятия, необходимо в кратчайшие сроки начать и завершить ряд структурных реформ.

Отмечу лишь те реформы, которые напрямую влияют на доходность бизнеса. В 2003 году планируется дальнейшее изменение налоговой системы.

Во-первых, отменены неэффективные оборотные налоги. Во-вторых, предполагается снижение налоговой нагрузки.

Прежде всего, речь идет о налогах с фонда оплаты труда. Сегодня ни единый социальный налог с регрессивной ставкой, ни низкий подоходный налог не стимулируют повышение заработной платы и ее легализацию на большинстве российских предприятий. По нашему мнению, государство может снизить ставку ЕСН. Рассматриваются два варианта ее уменьшения. Первый - это снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6% до более низкого уровня, например 30%. Однако это приведет к прямым бюджетным потерям. С другой стороны, возможно, появится некоторый стимул к тому, чтобы фонд оплаты труда `вывести из тени`. Второй вариант - это максимальное снижение порогового уровня зарплаты (по предложению Минфина России - до 70 тыс. руб.), позволяющего применять ставку ЕСН, равную 20%. Однако, по нашему мнению, и этот порог необходимо снизить, поскольку он не соответствует уровню зарплат в регионах. Мы готовы обсуждать с представителями российского бизнеса те варианты, которые отвечают их потребностям.

Что касается НДС, то в первую очередь необходимо прекратить практику кредитования государства за счет налогоплательщиков. Речь идет о налогообложении авансов и возвращении экспортного НДС. Мы предложили Правительству РФ конкретные способы решения этих проблем и надеемся, что они будут приняты в кратчайшие сроки, с тем чтобы НДС применялся именно к добавленной стоимости. В среднесрочной же перспективе (2005-2006 год) можно говорить о существенном снижении ставки НДС (на 3-4 процентных пункта в течение 3-4 лет). Мы надеемся, что такое решение будет также принято.

Кроме того, следует упомянуть о валютном регулировании. Мы будем настаивать на том, чтобы отказаться от ограничений по большинству валютных операций, связанных с движением капитала, в более короткие сроки, чем предусмотрено в соответствующем законопроекте (то есть до 2007 года), и таким образом обеспечить полную конвертируемость российской валюты, сделать ее более привлекательной для того, чтобы в Россию вкладывали капиталы как резиденты, так и нерезиденты.

На доходность бизнеса напрямую влияет и инфляция. Даже при более высокой доходности инвестирования в Россию (минимум на 5 процентных пунктов) по сравнению с восточно-европейскими странами вкладывать средства в нашу страну по-прежнему рискованно, что объясняется высокой инфляцией и тем, что определить ожидаемую реальную доходность достаточно трудно. На 2003 год уровень инфляции прогнозируется в пределах 10-12%. Факторами, влияющими на рост потребительских цен в этот период, можно назвать следующие: дальнейшее повышение цен на энергоносители, опережающие темпы роста заработной платы, приток импортных товаров в условиях снижения степени защиты российской экономики.

Кроме того, в России все еще остаются высокими как политические риски, так и риски, связанные с собственностью. Речь идет не только об акциях и предприятиях, но и о недвижимости, финансовых активах, валюте. Эти риски так высоки потому, что наша экономическая система по-прежнему достаточно непрозрачна и потенциальный риск трудно измерить. Однако тот факт, что бизнес все же инвестирует в Россию, в российские активы, указывает на наличие благоприятных условий развития и огромного потенциала российской экономики.

Чтобы все перечисленные задачи решались максимально быстро, процесс принятия решений должен быть публичным. Закрытое, без обсуждения с представителями бизнеса, принятие решений ведет к некачественной работе, которую потом приходится переделывать. Поэтому надеюсь, что представители бизнеса, в том числе и финансовые директора, в 2003 году будут активно продвигать решения, направленные на развитие российской экономики. Желаю всем финансовым директорам продуктивного сотрудничества с органами власти.



2002-2004 ООО `Бизнес Медиа Коммуникации`http://nvolgatrade.ru/

Док. 204203
Опублик.: 21.04.04
Число обращений: 756

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``