В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аркадий ДВОРКОВИЧ: Нужно становиться открытыми компаниями Назад
Аркадий ДВОРКОВИЧ: Нужно становиться открытыми компаниями
- Основные цели и задачи организации изложены в ее стратегии, которая была одобрена на последнем заседании совета и правления Гильдии. Главных задач - две. Во-первых, добиться признания Профессионального стандарта деятельности финансовых аналитиков как внутри страны, так и на международном уровне. Во-вторых, обеспечить устойчивое, долгосрочное развитие организации, которая пока только встает на ноги, делает первые шаги, но хорошо ходить еще не умеет.

- Профессиональные стандарты деятельности финансовых аналитиков уже действуют в России?

- Практика развитых стран показывает, что такие стандарты необходимы для развития рыночной экономики и должны разрабатываться профессиональными сообществами. В настоящее время эти стандарты уже разработаны Гильдией, но пока не признаны окончательно, то есть еще не одобрены крупнейшими саморегулируемыми организациями (например, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей) и государственными органами (например, Минфином России и ФКЦБ России), а также международными организациями.

- Кто будет пользоваться этими стандартами?

- Это достаточно сложный вопрос. Как минимум ими будут пользоваться финансовые аналитики. Вот сейчас, например, за рубежом постепенно утверждается понятие invеsting рrоfеssiоnаl, то есть профессионал, работающий на инвестиционном или финансовом рынке. Он может заниматься как финансовой аналитикой, так и дилерской, брокерской, аудиторской деятельностью. Естественно, стандарты для разных видов деятельности отличаются. Но есть некий базовый стандарт, который затем дополняется для различных видов деятельности. Пока что подготовлены именно такая базовая часть стандарта и дополнение для финансовых аналитиков. После того как этот документ будет утвержден, начнем заниматься доработкой остальных частей.

- Одно из направлений деятельности Гильдии - разработка Кодекса профессиональной этики инвестиционных аналитиков. Какова его суть и как он перекликается с Кодексом корпоративного поведения?

- В 2002 году в сотрудничестве с профессиональными участниками фондового и финансового рынков при активной поддержке ФКЦБ России и на основе опыта Европейской федерации обществ финансовых аналитиков Гильдия разработала первый вариант Кодекса профессиональной этики инвестиционных и финансовых аналитиков. В этом году Кодекс будет окончательно доработан и принят в качестве обязательного для членов ГИФА. Введение Кодекса поддерживают многие участники рынка и их ассоциации (НАУФОР, НФА, ПАРТАД и др.)1. Кодексу профессиональной этики инвестиционных и финансовых аналитиков должны следовать профессионалы, работающие на рынке. Этим он отличается от Кодекса корпоративного поведения, который утверждается компанией. Вместе с тем в этих документах много общего: требования к поведению, к раскрытию информации и т. п.

- Кто должен утверждать Кодекс профессиональной этики?

- На государственном уровне Кодекс утверждать не нужно. Его должно принять общее собрание Гильдии. Мы предполагаем уже этим летом начать диалог с крупными саморегулируемыми организациями, такими как НАУФОР, НФА, РСПП, ТПП, о признании этого Кодекса их членами.

- Совершенно новое направление деятельности ГИФА - разработка и внедрение системы мониторинга исполнения российскими компаниями Кодекса корпоративного поведения под условным названием GIFА-Sсоrесаrd. Расскажите, пожалуйста, об этой системе.

- В 2002 году Гильдия на основе системы Sсоrесаrd Немецкой ассоциации финансовых аналитиков, которая используется для мониторинга национального кодекса корпоративного управления, организовала разработку российской системы Russiаn Соrроrаtе Gоvеrnаnсе Sсоrесаrd для оценки применения российскими компаниями Кодекса корпоративного поведения.

По сути, эта работа ГИФА близка к деятельности рейтинговых агентств. Только мы будем оценивать не финансовые показатели, а качество работы менеджмента или даже отдельного сотрудника на основе мониторинга соблюдения тех принципов, которые приняты компанией. Хочу подчеркнуть, что компании будут предоставлять информацию на добровольной основе. Причем оцениваться будут не только те организации, которые уже приняли этот Кодекс, но и те, которые выразят желание, чтобы их проверили на соответствие стандартам корпоративного поведения, даже если формально они Кодекс не принимали.

По итогам мониторинга проверяемые компании получат `корпоративные карты` с объективной оценкой различных аспектов их корпоративного управления в соответствии с требованиями Кодекса. Поскольку система формирует оценку автоматически, показывая не только окончательный общий балл, но и промежуточные результаты по отдельным аспектам корпоративного управления, это позволит компаниям увидеть свои слабые и сильные стороны, то есть увеличить эффективность бизнеса. Кроме того, компании смогут успешно использовать корпоративные карты для повышения инвестиционного имиджа и привлекательности.

Пользователями системы, конечно же, должны быть инвесторы и акционеры, желающие иметь удобный и простой механизм мониторинга состояния корпоративного управления в компаниях, куда они уже вложили или планируют инвестировать свой капитал.

Данная система может быть использована и биржами для унификации и упрощения оценки применения Кодекса эмитентами перед включением их в листинг, а также регуляторами рынка и другими учреждениями для мониторинга развития корпоративного управления российских компаний.

Сейчас ГИФА совместно с партнерами тестирует и дорабатывает эту систему, а также готовит методику ее применения. Публикацию результатов мониторинга мы планируем начать уже со следующего года.

- Как Вы считаете, многие ли российские компании будут применять Кодекс корпоративного поведения?

- Я думаю, что все зависит от компании. Если она смогла наладить свою работу без всяких кодексов, то он ей и не понадобится, ведь, например, в относительно небольших компаниях можно непосредственно контролировать работу персонала. Но чем крупнее организация, тем больше вероятность того, что Кодекс будет принят, потому что в таких компаниях нужны общие стандарты поведения, чтобы, приходя на работу, сотрудники просто следовали им.

- Поскольку наша основная аудитория - финансовые директора, то нам интересно, как часто Вы встречаетесь с финансовыми руководителями российских компаний и о чем они Вас спрашивают?

- Встречи проходят достаточно регулярно, а волнуют финансовых директоров больше всего налоги. Однако в последнее время они все чаще начинают интересоваться вопросами финансовой политики: выпуском облигаций, привлечением кредитов, выходом на публичный рынок.

- Как бы Вы ответили на вопрос финансового руководителя: что выгоднее - взять кредит или выпустить облигации?

- Сейчас выгоднее кредитование. Однако главная проблема при этом - сроки, на которые предоставляются кредиты. Получить кредит на срок более трех лет очень трудно, поскольку в основном он доступен только крупным компаниям. Средние компании могут рассчитывать на кредиты до двух лет. Самыми же распространенными сейчас являются кредиты от полугода до года. А вот размер кредита - не проблема, денег в банках сейчас достаточно.

- Значит, выпуск облигаций сегодня - менее доступный для компаний способ привлечения средств?

- Да. Во-первых, потому что облигации требуют гораздо больше открытой информации, к чему предприятия чаще всего не готовы. Во-вторых, сама система налогообложения больше благоприятствует кредитованию, чем выпуску облигаций. Векселя используются еще реже, поскольку грамотно организованный рынок векселей пока отсутствует. Для устранения этих `перекосов` наше министерство подготовило и представило в ФКЦБ России рекомендации к проекту выпуска краткосрочных коммерческих бумаг, облигаций с упрощенным порядком выпуска.

- Что бы Вы хотели посоветовать нашим читателям?

- Во-первых, оставаться оптимистами. Во-вторых, стараться продумывать стратегию компании уже не на полгода и даже не на год вперед, а на три-пять лет. В-третьих, стремиться к тому, чтобы их компании становились открытыми. Стать действительно публичными - означает не только платить налоги, но и иметь доступ к кредитным ресурсам. Но для того чтобы предприятия платили налоги, государство должно идти навстречу бизнесу.

Беседовала Наталья Забелло

________________________________________
1 НАУФОР - Национальная ассоциация участников фондового рынка, НФА - Национальная фондовая ассоциация, ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев. - Примеч. редакции.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204196
Опублик.: 21.04.04
Число обращений: 1072

  • Дворкович Аркадий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``