В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году Назад
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году
Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года Nо 43 `Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве` и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
Доклад составлен на основе изучения и обобщенного анализа поступивших к Уполномоченному жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками его аппарата домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, приютов, Центра временной изоляции несовершеннолетних ГУВД г. Москвы, других учреждений и организаций.
При подготовке доклада использовалась информация, предоставленная государственными органами, научными учреждениями, общественными правозащитными организациями.
Доклад не претендует на исчерпывающий анализ положения по соблюдению и защите прав и законных интересов ребенка в городе Москве. В нем обозначены основные проблемы и тенденции в данной сфере, проявившиеся в 2003 году, представлена информация о деятельности Уполномоченного и сотрудников его аппарата.
В докладе содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав, свобод и законных интересов детей в городе Москве. Названы государственные органы, организации и должностные лица, которые допустили нарушения прав несовершеннолетних, своими действиями или бездействием не способствовали их восстановлению и защите.

В 2003 году к Уполномоченному поступило 794 обращений и жалоб (в 2002 году - 412). Из них: 337 (42,4 %) - на личном приеме к Уполномоченному, 115 (14,5 %) - на приеме к сотрудникам аппарата, 342 (43,1 %) - письменных. Уполномоченным проведено 42 личных еженедельных приема населения. Сотрудники аппарата Уполномоченного оказали более 670 консультаций по телефону.
Более 60 раз Уполномоченный вмешивался в ситуации нарушения прав детей по собственной инициативе.
Характер обращений и состав заявителей в 2003 году мало чем отличался от 2002 года.
Состав заявителей:
- 59 % - родители,
- 18 % - иные родственники несовершеннолетних,
- 8 % - опекуны и попечители,
- 3 % - представители общественных организаций,
- 2 % - выпускники детских домов и школ-интернатов,
- 2 % - несовершеннолетние,
-1 % - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства,
- 2 % сотрудники детских учреждений,
- 5 % - иные лица.
Причины обращения к Уполномоченному:
- 49 % - жалобы на нарушения жилищных прав (отказы в улучшении жилищных условий; сделки с жильем; выселения при сносе домов; не признание за детьми права на жилое помещение; нарушение порядка ордерования общежитий; защита жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- 14 % - жалобы на нарушения прав ребенка на проживание с родителями, их воспитание и заботу (споры об определении места жительства ребенка, нарушение права отдельно проживающего родителя на общение с ребенком; незаконное удержание детей третьими лицами);
- 19 % - жалобы на нарушения имущественных прав ребенка (на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, выплаты денежных средств для детей, находящихся под опекой (попечительством); вопросы наследства);
- 12 % - жалобы на нарушение права на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрану здоровья (насилие по отношению к детям в семьях и в образовательных учреждениях всех видов; содержание и воспитание детей в социально неблагополучных или экологически неблагоприятных условиях);
- 16 % - жалобы на злоупотребление родителями родительскими правами (незаконное ухудшение качества жизни детей; жестокое обращение, в том числе, и психическое насилие; совершение умышленного преступления в отношении другого родителя);
- 20 % - иные жалобы (нарушение прав потерпевших; тяжелое материальное положение семей; отказы в паспортизации, и т.д.).
Фактически каждое четвертое обращение затрагивало нарушения нескольких различных прав несовершеннолетних.
По-прежнему, Уполномоченного очень беспокоит большое количество обращений (более 17 %) о нарушении прав детей-инвалидов и тяжело больных детей.
Анализ обращений к Уполномоченному свидетельствует, что в 2003 году среди государственных органов и учреждений, нарушающих права и законные интересы детей или не оказывающих необходимого содействия в защите и восстановлении этих прав, по-прежнему `лидируют` органы исполнительной власти и подотчетные им учреждения - 52 % случаев (в 2002 г. - 39,2 %), органы опеки и попечительства - 19 %, суды- 15 %, прокуратура - 6 %, иные органы и учреждения - 8 %.
Уполномоченному и сотрудникам его аппарата удалось добиться конкретных положительных результатов по 23 % обращений, принятым к рассмотрению.
По состоянию на 1 января 2004 года на контроле Уполномоченного осталось более 25 % обращений и жалоб, поступивших в 2003 году.

Прошедший год работы Уполномоченного показал, что защита прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве все еще не стала реальностью, не выполняются провозглашенные и гарантированные Конституцией, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы меры государственной поддержки детства.
Во многом это объясняется бюрократическим подходом к вопросам защиты прав ребенка, формальному отношению к их решению со стороны многочисленных государственных органов и учреждений, их должностных лиц, ответственных за данный участок деятельности.
Поступившие к Уполномоченному обращения граждан, а также ознакомление с деятельностью детских учреждений свидетельствуют о грубых нарушениях прав и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности, будь то образование, охрана здоровья, жилищные и имущественные права, занятость, право на воспитание в семье, заботу со стороны родителей, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства ребенка, право на судебную защиту. Особую озабоченность вызывают нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. наиболее социально незащищенных.

12 декабря 2003 года исполнилось 10 лет принятия Конституции Российской Федерации.
В Основном законе нашей страны основные права и свободы человека и гражданина продекларированы высшей ценностью и изложены как нормы прямого действия.
Однако существует огромный разрыв между содержанием статей Конституции Российской Федерации и реальными возможностями людей по их реализации.
Институт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве - это все еще новая, но уже признанная форма работы по защите прав несовершеннолетних граждан России.
Люди обращаются к Уполномоченному как в последнюю инстанцию, считая, что на этом уровне можно разрешить любую проблему.
Уставшие от беззакония, они полагают, что Служба Уполномоченного - это организация типа Европейского суда по правам человека, но только в Москве: независимая от местной власти, беспристрастная, справедливая, созданная ради детей и во благо детей.
Большинство обращений - это крик о помощи, мольба о сострадании, рассказ о том, как те, кто наделен властью, предают тех, кто этой власти верит.

Из заявления А., опекуна 13-ти летней Ольги:
`Я являюсь опекуном своей племянницы с 1992 года. Опекунство назначено в г. Кашире, где Оля жила со своими родителями.
Ее отец Н-ин С.В. в 1994 году был осужден за развратные действия в отношении несовершеннолетних мальчиков к лишению свободы. Занимался он этим в течение двух лет. Моя сестра, к несчастью, стала очевидцем одного из многочисленных эпизодов, после чего исчезла. На следствии Н-ин признался, что убил жену, а ее труп выбросил в Оку. Даже показал, где спрятал вещи убитой. В дальнейшем он отказался от своих показаний, и уголовное дело по обвинению в убийстве в апреле 1993 года прекратили.
О том, что девочка живет со мной в Москве, Н-ин прекрасно знал с самого начала, но жизнь Оли его не интересовала. После освобождения Н-ин имел другую семью. То, что Олю растила я, его вполне устраивало. За 12 лет Н-ин ни разу не видел дочь, не говорил с ней, ничем ей не помог в жизни.
Муниципалитет `Ясенево` предложил мне свою помощь в сборе документов о лишении Н-на родительских прав в Кашире, где он живет. Однако, под давлением Н-на и администрации г. Каширы, специалисты органа опеки и попечительства теперь отказываются мне помогать и уговаривают девочку проживать вместе с отцом.
Н-ин хочет забрать Олю, чтобы избежать лишения родительских прав.
Оля категорически отказывается жить вместе с ним. Переезд в Каширу к отцу сломает всю ее жизнь. Девочка называет меня мамой с 2-х лет, а мужа - папой. Другой семьи она себе не представляет. Я считаю, что Н-ин опасен не только для моей дочери, но и для общества. Прошу помочь мне лишить его родительских прав`.
Из письма Комитета социальной защиты населения Каширского района Московской области в муниципалитет `Ясенево` г. Москвы:
`С отцом Оли проведена беседа, и он имеет намерение наладить контакт с дочерью и оказывать ей материальную помощь. Н-ну С.В. сделано предупреждение... В случае дальнейшего уклонения Н-на С.В. от выполнения своих родительских обязанностей, Вы можете обратиться в Каширскую городскую прокуратуру, представив необходимые документы`.
Из заявления Н-на С.В. главе администрации Каширского района Пузрякову Е.Ф.:
`Через год и три месяца после того, как при неясных обстоятельствах пропадает моя жена, я узнаю, что моя дочь взята под опеку А. и увезена в Москву. Я предпринял попытку разыскать дочь и дважды (с 1993 г.) обращался в органы опеки с устной просьбой о возврате дочери, но находясь в психологически подавленном состоянии, я тогда не решился настаивать на возвращении дочери, полагая к тому же, что это неправильно расценят. На сегодняшний день мне стало известно, что моя дочь, проживая в семье опекуна плохо обеспечена, так как они материально стеснены. Я могу дать ей все необходимое`.
Из письма ведущего специалиста по охране прав детей муниципалитета `Ясенево` опекуну А.:
`В орган опеки и попечительства поступило заявление от гражданина Н-на С.В. об определении времени общения с дочерью Н-ой О.С. Для решения данного вопроса Вам надо явиться в Муниципалитет `Ясенево` с несовершеннолетней Н-ой Ольгой`.
Из заявления Ольги, 13-ти лет, в муниципалитет `Ясенево`:
`Я отказываюсь от встреч с гражданином Н-ым, так как я его не знаю, с ним не встречалась, недавно узнала, что он был судим за развращение малолетних. Я его очень боюсь`.
Итак, опекун А. и несовершеннолетняя Ольга на сегодняшний день остались один на один не только с отцом-извращенцем, но и с поддерживающими его структурами по защите прав детей, как в Кашире, так и в Москве.
Опекун А. пришла к Уполномоченному, потому что не может рассчитывать ни на муниципалитет `Ясенево`, ни на Каширскую прокуратуру, ни на Комитет социальной защиты населения того города, где родилась Ольга и где она фактически стала сиротой.
Вместо того, чтобы добиться лишения Н-на родительских прав, несовершеннолетней Ольге, не знающей других родителей, кроме супругов А. и любящей их от всего сердца, предлагается переехать к совершенно чужому человеку, который искалечил судьбы не одного ребенка и за это был наказан именем Российской Федерации. К человеку, который в течение полугода неоднократно признавался в убийстве жены и сокрытии следов преступления. К отцу, который не видел Ольгу с 1992 года и потребовал свидания с тринадцатилетней дочерью, вспомнив о том, что ее надо содержать, только после вызова на беседу в городской Комитет социальной защиты двенадцать лет спустя.

Личная трагедия несовершеннолетней Ольги, беззащитной перед отцом-преступником и чиновниками, закрывающими на это глаза, - это трагедия большинства населения, которое уже не верит в возможность отстаивания и восстановления своих даже самых очевидных прав с помощью государства, и вынуждено обращаться к Уполномоченному, чтобы добиться справедливости.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204166
Опублик.: 21.04.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``