В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Э.А.Памфиловой на 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека Назад
Выступление Э.А.Памфиловой на 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека
Выступление Председателя Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации Э.А.Памфиловой на 60-й сессии Комиссии ООН по правам
человека по пункту 18 повестки дня `Эффективное функционирование
правозащитных механизмов`


Уважаемый Председатель, уважаемые участники заседания!


К сожалению, за прошедший год ситуация с обеспечением прав человека во всем
мире не только не улучшилась, но породила новые угрозы, новые проблемы. Все
чаще мы наблюдаем, как искажается пространство международного права - оно
все менее защищает слабого от сильного, а сила права все более вырождается в
право никому неподконтрольной и фактически неподсудной силы. Именно поэтому
сейчас, может быть, как никогда, под эгидой ООН необходимо переосмыслить всю
практику применения международного права - в целях справедливости и
эффективности. Кризис в применении международного права, неоднозначности и
неоднородности подходов в решении международных проблем, столкновение
геостратегических интересов и давление политической конъюнктуры в ущерб
принципам защиты прав человека - еще более усложнило деятельность
правозащитных институтов во многих странах мира.
Что касается России, то несмотря на все более упорно распространяемые мифы о
тоталитаризме и возврате к прошлому, несмотря на все сложности и ошибки,
народ принял демократический путь развития и он - необратим.
Это подтверждают и последние социологические опросы населения, которые на
первое место по остроте и значимости поставили проблему преодоления бедности
(42%).
На втором месте - борьба с бюрократизмом и коррупцией во власти (41%).
Проблемы Чечни и борьбы с терроризмом отмечают 8%, и всего 2% отмечают
проблему развития демократических институтов и политических свобод граждан!
То есть основным источником бесправия россияне считают бедность людей,
коррупцию чиновников и произвол с их стороны, а не отсутствие
демократических институтов.
Свидетельством этому может служить и бурно идущий процесс развития в России
гражданского общества и правозащитного движения, которое, продолжая
заниматься выявлением нарушений прав человека, привлечением к этому внимания
и требовании к власти не допускать этого, в настоящее время все больше
влияют на законодательство и на политику государства в области прав
человека.
Как успех правозащитников, можно отметить принятие и введение в действие
закона <Об альтернативной гражданской службе>. Несмотря на то, что это -
плод компромисса и к нему осталась масса претензий, но сам факт того, что в
России введена альтернативная гражданская служба, дорогого стоит. Хотелось
бы поблагодарить наших коллег из Германии за огромную помощь, которую они
оказывают нам в становлении АГС.
Мы благодарны и другим международным правозащитным организациям, которые
работают в России и искренне желают нам помочь - надеюсь, что наше
сотрудничество с ними будет развиваться и дальше.
Что касается Комиссии по правам человека при Президенте России, которую я
представляю, она, как порождение общественных инициатив, стала реальным
каналом связи между гражданским обществом и высшей властью в лице
Президента. В Комиссию входят лидеры ведущих правозащитных организаций
страны, ее деятельность осуществляется исключительно на общественных
началах. И это гарантирует ее независимость от власти. Именно поэтому
Комиссия сосредоточилась на выявлении самых острых и болезненных проблем,
предлагая их решение не на основе государственно-ведомственных интересов, а
на основе общественных потребностей и прав личности.
За полтора года работы Комиссии в ее новом качестве удалось добиться
изменения законодательства о гражданстве, что облегчило получение
гражданства более чем миллиону человек, и мы продолжаем работать по
дальнейшему изменению миграционной политики. По инициативе Комиссии, которую
поддержал Президент, в первом чтении принят закон <Об общественном контроле
за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о
содействии общественных объединений их деятельности>, подготовлен проект
закона <О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения>. Также
при участии Комиссии подготовлены поправки в Уголовный кодекс, направленные
на гуманизацию уголовной политики. Президентом был внесен в Государственную
Думы и принят ею внушительный пакет поправок, в результате которых
значительная часть осужденных получила право на смягчение наказания или
полное освобождение от него. В результате, заключенными уже подано более 30
тысяч ходатайств об освобождении. Проанализировав правоприменительную
практику в этой сфере, Комиссия обратилась в Верховный Суд с требованием
обеспечить своевременное рассмотрение этих ходатайств, и в первую очередь -
несовершеннолетних. За последние три года существенно сократилось тюремное
население. Все более широко вводятся альтернативные меры наказания, но
по-прежнему остро стоит проблема больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных,
не развита система социального сопровождения, реабилитации и адаптации
освобождающихся из тюрем. И именно на решении этих острых проблем сегодня
направлены совместные усилия правозащитников и власти.
Комиссии удалось организовать общественную экспертизу законодательства и
правоприменительной практики на предмет соблюдения прав человека. В
результате были отвергнуты ограничительные поправки в закон <О средствах
массовой информации>, а также подвергнут резкой критике проект закона <О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях>, в котором
законодатели пытались ограничить целый ряд конституционных прав. Президент
также высказал свое негативное отношение к данному законопроекту. Следует
отметить, что практически все предложения, которые Комиссия подготовила
совместно с правозащитным сообществом, были обсуждены совместно и поддержаны
Президентом.
Так как одним из основных направлений нашей деятельности является
обеспечение доступа к правосудию, Комиссия проводит сейчас общественную
экспертизу хода судебной реформы, выводы и предложения которой также будут
представлены Президенту. Несмотря на усилия власти в области судебной
реформы введение института мировых судей, судов присяжных и признание
необходимости создания ювенальной юстиции, российское общественное мнение
продолжает крайне негативно оценивать качество и доступность судебной
системы.
Продолжает поступать много жалоб от граждан на нарушение их прав, а также
жестокое обращение со стороны сотрудников милиции, других правоохранительных
органов, на нарушение прав военнослужащих. При этом много претензий к
прокуратуре, которая практически не возбуждает уголовные дела против своих
коллег из других ведомств. Наша правовая система пока плохо защищает людей,
наоборот, люди нередко страдают от произвола сотрудников самих
правоохранительных органов.
Именно поэтому Комиссией подготовлены, а Президентом поддержаны, предложения
по созданию механизмов общественного, государственного и судебного контроля
за соблюдением прав человека самими правоохранительным органами. Решению
этих проблем была посвящена беспрецедентная встреча Президента с
правозащитниками, на которую были приглашены министры и руководители всех
силовых структур, а также руководители Конституционного и Верховного Судов.
В течение более чем четырех часов обсуждались самые горячие проблемы в
правозащитной сфере, а также опыт взаимодействия между правозащитниками и
правоохранительными структурами. Несмотря на четко выраженную волю
Президента, взаимодействие это складывается непросто, т.е. очень тяжело и
медленно меняется сознание сотрудников силовых структур от репрессивного - к
правовому. Особенно негативно это сказывается на предпринимательской
деятельности представителей малого и среднего бизнеса, т.к. значительная
часть работников правоохранительных органов, особенно прокуратуры, мыслят
экономическими категориями вчерашнего дня, что и проявляется в процессе
уголовного преследования бизнеса. В связи с этим Комиссией подготовлены
предложения по ограничению и упорядочению вмешательства силовых структур в
финансово-экономическую деятельность предприятий. В ближайших планах
Комиссии, помимо судебной реформы, рассмотрение ситуации со свободой слова и
состоянием средств массовой информации.
Что касается самой острой проблемы России - Чечни, то после обсуждения ее на
одной из встреч Президента с Комиссией, по его поручению, Комиссия постоянно
осуществляет общественный контроль за ситуацией с внутренне перемещенными
лицами из Чечни, пытаясь предотвращать произвол чиновников тех или иных
ведомств по отношению к этим людям. Удалось не допустить принудительного
переселения их из Ингушетии в Чечню. Всем, кто решился остаться в Ингушетии,
будет предоставлено вместо палаток более благоустроенное жилье. По ситуации
в Чечне готова предоставить дополнительную информацию, но, как человек, с
самого начала, еще с 1994 года выступавший против развязывания вооруженного
конфликта, и который ездит туда регулярно на протяжении 10 лет, могу со всей
ответственностью сказать, что за прошедший год ситуация там изменилась
кардинальным образом. Да, еще далеко небезопасно, да, еще продолжают
пропадать люди и нарушаются другие права мирных жителей, но масштабы и
характер этих нарушений не носит массовый характер и не сравним с тем, что
было еще несколько лет назад. В Чечне сформированы из местных жителей
практически все структуры власти. Грозный оживает, сейчас туда многие
возвращаются и возвращаются добровольно. Уже сейчас - свыше 200 тыс.
жителей, из них - более 20 тыс. - студенты. Сейчас, помимо безопасности,
самая острая проблема - создание рабочих мест и оказание медицинской помощи
детям. Мы благодарны УВКБ ООН, МККК, <Врачам без границ> и другим
международным организациям за их огромную помощь в налаживании мирной жизни
в Чечне.
Мы искренне признательны всем, кто делится с нами опытом правозащитной
деятельности, помогая нам решать такие сложные проблемы. Но люди в России
недоумевают, когда под предлогом защиты прав человека на нас пытаются давить
и вместо помощи ставят палки в колеса. Кто знает, как лучше и быстрее, чем
мы сами это делаем, наладить мирный процесс - подскажите, но при этом учтите
наши национальные особенности. Когда перед глазами - негативный пример
решения проблемы Косово, Афганистана, а теперь и Ирака, есть над чем
задуматься тем, кто привык поучать весь мир. Поэтому я хочу вернуться к
мысли, высказанной в начале своего выступления. Необходимо переосмыслить
механизмы принятия резолюций и последствия принятия этих резолюций. Что они
дают в сегодняшней ситуации - помогают решать проблему или загоняют ее
вглубь, отторгая некоторые народы от правозащитных идеалов?
Мы не скрываем самые острые и болезненные проблемы в правозащитной сфере, мы
сами себя ругаем за них больше, чем кто бы то ни было, и мы решительно
настроены на их решение. Для этого есть политическая воля руководства
страны, есть огромная общественная потребность, и есть надежда, что
совместными усилиями общества и власти мы с ними справимся.
Благодарю Вас, господин Председатель!http://nvolgatrade.ru/

Док. 204134
Перв. публик.: 20.04.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 11


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``