В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О работе Общественной приёмной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в 2002-2003 годах Назад
О работе Общественной приёмной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в 2002-2003 годах
Созданная в 2002 году Общественная приёмная Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации (далее Общественная приёмная), продолжила
свою работу с обращениями граждан в 2003 году. После решения Комиссии о
создании `Общественной приемной Комиссии` и утверждения Положения о ней,
приемная была укомплектована специалистами, имеющими опыт работы с
обращениями граждан. В полном объеме Общественная приемная начала работать с
января 2003 г.
Рассматривая обращения граждан сотрудники Общественной приёмной учитывают
особенности правового статуса Комиссии по правам человека, полномочия
которой учреждены Указом Президента Российской Федерации.
Сотрудники Общественной приёмной, как и все члены Комиссии, работают на
общественных началах, исходя из желания оказать помощь людям попавшим по
различным причинам в сложную жизненную ситуацию. Какое-либо вознаграждение
за работу в общественной приемной Комиссии юристы не получают.
Непосредственно на приёме граждан в Общественной приемной заняты юристы и
правозащитники с большим стажем и опытом работы: Владимир Григорьевич
Потапов, Геннадий Васильевич Володин, Людмила Демьяновна Иванова, Юрий
Иванович Кружилин, Елена Анатольевна Сухова, Татьяна Николаевна Карпова. Все
они являются членами различных общественных правозащитных организаций.
Учитывая, что Комиссия не наделена какими либо надзорными и
распорядительными полномочиями сотрудники Общественной приёмной, прежде
всего, оценивают документы представленные посетителями и разъясняют им их
права и особенности правоприменительной практики по тем конкретным вопросам,
которые они ставят в своих обращениях. По ряду из них готовят проекты жалоб
и заявлений в суд или обращений в органы исполнительной власти с просьбой о
рассмотрении заявления по существу.
Ими рассматриваются и готовятся проекты писем от имени Комиссии в различные
государственные и правоохранительные органы, судебные инстанции, в
общественные и иные организации и учреждения. Ряд их них направлялись с
контролем. По значительному числу обращений, в том числе и поступившим
непосредственно в Комиссию, заявителям подготовлены исчерпывающие ответы и
рекомендации.
Исходящие в адрес государственных органов из приёмной документы окончательно
дорабатываются и проверяются руководителем общественной приёмной Николаем
Федоровичем Дегтярёвым и его заместителями: Юрием Николаевичем Комлевым и
Андреем Николаевичем Корчененковым, имеющими большой опыт работы с
обращениями граждан.
Полученная в результате приёма граждан информация о систематических
нарушениях прав и свобод человека и гражданина анализируется и направляется
в отдел по обеспечению работы Комиссии для подготовки предложений в органы
государственной власти о совершенствовании механизма обеспечения и защиты
прав и свобод человека и гражданина в России.
В настоящее время личный приём граждан проводится три дня в неделю: вторник,
среда, четверг. Приём постоянно ведут шесть специалистов, один из которых
консультирует граждан по различным вопросам правового характера по телефону.
К работе с обращениями граждан привлекаются студенты старших курсов
юридических факультетов различных институтов и университетов.
Всего в общественную приемную Комиссии, в том числе и по телефону, за
разъяснениями законодательства обратилось в истекшем году 1518 граждан
Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Около 1000 из них
оставили письменные обращения.
Следует отметить, что география обращений граждан постоянно расширяется. На
прием приезжают граждане практически со всех регионов России. Чаще всего в
приемную обращались пенсионеры, ветераны и инвалиды (40, 3%).
По своему характеру обращения касались различных отраслей права, но больше
всего - 517 (каждое третье) по вопросам опротестования судебных решений, из
них: по гражданским (67%), уголовным (29,2%), арбитражным (2,1%) делам.
Следует отметить, что во многих жалобах отмечается волокита при рассмотрении
гражданских и уголовных дел судами. Некоторые дела рассматриваются годами.
Однако каких-либо мер к предотвращению таких фактов пока еще не выработано,
поскольку никто не в праве по закону вмешиваться в деятельность судебных
органов. Представляется, что эти негативные моменты должны быть изучены
специально созданной группой, и общественностью необходимо выработать
предложения по устранению таких моментов.
Каждый пятый из обратившихся ставил вопросы, связанные с нарушением,
неисполнением или неправильным применением закона `О ветеранах`. Много
обращений граждан (около 300) связано с несовершенством закона `О
гражданстве`, причем наибольшее число обратившихся отмечено до внесения
поправок в этот закон.
Четвертая категория по численности обращений связана с нарушением жилищного
законодательства - 115 обращений (7,5%).
Больше всего юристами на приеме гражданам давались устные разъяснения и
консультации о порядке разрешения поставленных вопросов тем органом, к
компетенции которого они относились. Это связано с тем, что обращения за
консультацией проходили еще до получения ответов от тех должностных лиц,
которым были направлены их жалобы.
Большое количество ответов связано с разъяснением компетенции Комиссии и
порядка обжалования решений, поскольку заявители ставили вопросы об отмене
судебных постановлений по гражданским и уголовным делам, с которыми они были
не согласны.
Около 30% поступивших обращений направлены в государственные,
правоохранительные и иные учреждения, к компетенции которых относилось
решение поставленных вопросов.
Следует отметить, что общественной приемной абсолютное большинство таких
обращений направлялось без контроля, что в определенной степени снижало
эффективность их рассмотрения. В последствии следует чаще направлять
обращения с контролем, с тем, чтобы изучить порядок их рассмотрения, иметь
информацию о подтвердившихся нарушениях прав граждан и практике
восстановления нарушенных прав.
Нередко специалисты дают практические советы по подготовке кассационных,
надзорных и иных жалоб, в том числе и в Европейский суд по правам человека.

Отзывы посетителей о работе Общественной приемной Комиссии самые
благоприятные.
В Общественную приёмную в марте 2003 г. обратилась жительница г. Москвы
Боронина Е.А. с просьбой оказать помощь в восстановлении справедливости в
отношении её сына Боронина Павла Викторовича, осужденного по приговору
Бутырского районного суда г. Москвы на четыре года лишения свободы, с
отбыванием в исправительной колонии общего режима.
По мнению экспертов Общественной приёмной Комиссии, суд при постановке
приговора, не учёл личности осуждённого Боронина П.В., его активную роль в
раскрытии группового преступления, содействие в изобличении соучастника,
глубокое раскаяние в содеянном. Назначенный по приговору судом срок лишения
свободы Боронину П.В., по мнению экспертов, чрезмерно суровый и
несправедливый.
Председатель Комиссии Э.А. Памфилова обратилась к Генеральному Прокурору
Российской Федерации В.В. Устинову с просьбой изучить дело, и с учётом
доводов заявительници и экспертов Общественной приёмной Комиссии рассмотреть
вопрос о принесению надзорного представления на приговор суда.
После изучения материалов уголовного дела заместитель Генерального прокурора
РФ Кехлеров С.Г. внёс в Президиум Московского городского суда надзорное
представление об отмене приговора и последующих судебных постановлений.
Коллегия по уголовным делам Московского городского суда удовлетворила
надзорное представление и смягчила наказание Боронину П.В.
Обратившаяся на прием Ефименкова З.А. при доставлении дополнительных для
изучения документов сообщила, что такого благожелательного и
профессионального подхода к обратившемуся, кроме как в Общественной приемной
Комиссии, она нигде не встречала.
Васильев А.Н. в своем благодарственном письме сообщает: `С 2002 года
неоднократно обращался в различные государственные органы по вопросам
приобретения гражданства, но ничего утешительного и реальной помощи не имел.
И только после обращения в Комиссию по правам человека, а именно к Володину
Г.В., лед тронулся и я получил паспорт гражданина РФ: 2 года ушло на то, что
бы после возвращения на Родину получить паспорт гражданина РФ и я не знаю
сколько бы еще длилось это ожидание. Поэтому хочу выразить благодарность и
признательность всем членам Комиссии по правам человека:`
И это не единичные случаи.
Вместе с тем в работе Общественной приемной имеются и серьезные недостатки.
В частности, приемная не укомплектована техническим работником для ведения
делопроизводства, осуществления записи граждан на прием, печатания
подготовленных проектов документов, что снижает эффективность работы.
Необходимо установить еще один городской телефон, поскольку при разъяснении
законодательства по телефону другие не в состоянии дозвониться до приемной.
Следует улучшить условия приема граждан, поскольку в представленных
помещениях МГСУ в зимне-осеннее время холодно, в связи с чем специалисты
нередко страдают простудными заболеваниями. Отсутствует необходимая
юридическая литература, на приобретение которой средств нет, как и для
приобретения канцелярских принадлежностей. Общественной приемной не во всех
необходимых случаях жалобы направляются с контролем.
Руководитель Общественной
приемной Комиссии,
Заслуженный юрист
Российской Федерации Н.Ф. Дегтярев


Отчёт о работе Общественной приёмной Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации в 2002 году.

26 ноября 2002 году по распоряжению Эллы Александровны Памфиловой начала
свою работу с обращениями граждан Общественная приёмная Комиссии по правам
человека при президенте Российской Федерации (далее Общественная приёмная).

До создания этой структуры приём граждан осуществлялся 1-2 раза в месяц
лично Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской
Федерации в сотрудничестве с приглашёнными юристами и правозащитниками.

Общественная приёмная находится в здании Московского государственного
социального университета, в соответствии с указанием члена Комиссии И.В.
Жукова, по адресу Москва Стромынский переулок д. 18 кор.4., Общественная
приёмная расположена в четырёх комнатах первого этажа и оборудована мебелью
и соответствующей орг.техникой.
Торжественному открытию Общественной приёмной Комиссии предшевствовала
большая работа по подготовке соответствующей документации и библиотечки
нормативно - правовых актов а так же подбору кадров, способных работать на
личном приёме граждан.

За 2 месяца 2002 года в Общественной приёмной Комиссии было принято 38
человек по различным правовым вопросам, причём все эти граждане представили
письменные обращения. Непосредственно приём осуществляется тремя юристами
юридической консультации `Коллегия` - гильдии Российских адвокатов
возглавляемых заведующим Костаянцем А.Г., и группой юристов Межрегионального
общественного учреждения `Объединённая общественная приёмная` под
руководством Генерального директора Дегтярёва Н.Ф..
После приёма граждан предложения о принятии мер по обращениям были доложены
Э.А. Памфиловой и по ним были подготовлены проекты ответов гражданам или
письменных обращений в государственные органы в том числе в судебные,
прокурорские инстанции.

Отчёт о работе Общественной приёмной Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации в 2003 году.

Созданная 2002 году Общественная приёмная Комиссии по правам человека при
президенте Российской Федерации (далее Общественная приёмная), продолжила
свою работу с обращениями граждан в 2003 году.
Рассматривая обращениями граждан сотрудники Общественной приёмной учитывают
особенности правового статуса Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации (далее Комиссия), учреждённая и наделённая полномочиями
в соответствии с Указом Президента, как совещательный и консультативный
орган при главе государства в форме общественного объединения без
образования юридического лица, в которой члены Комиссии, включая и
председателя, работают на общественных началах. В связи с этим Общественная
приёмная лишена каких либо надзорных и распорядительных полномочий.
Сотрудники Общественной приёмной так же работают исключительно на
добровольных началах, исходя из желания оказать помощь людям попавшим по
различным причинам в сложную жизненную ситуацию и не имеющими финансовых
возможностей получить квалифицированную юридическую поддержку.
Непосредственно на приёме граждан заняты юристы и правозащитники с большим
стажем и опытом работы:
Владимир Грегорьевич Потапов
Геннадий Васильевич Володин
Людмила Дементьевна Иванова
Юрий Иванович Кружилин
Елена Анатольевна Сухова
Татьяна Николаевна Карпова
Учитывая, что Комиссия не наделена какими либо надзорными и
распорядительными полномочиями сотрудники Общественной приёмной прежде
всего, оценивают документы представленные посетителями и разъясняют им их
права и особенности правоприменительной практики по тем конкретным вопросам,
которые они ставят в своих обращениях, готовят им проекты жалоб и заявлений
в суд или обращений в органы исполнительной власти с просьбой о рассмотрении
заявления по существу.
Исходящие, в адрес государственных органов, из приёмной документы
окончательно дорабатываются и проверяются руководителем Общественной
приёмной, заслуженным юристом Российской Федерации, Николай Федоровичем
Дегтярёвым и его заместителями: заслуженным юристом Российской Федерации
Юрием Николаевичем Комлевым и Андреем Николаевичем Корчененковым.
Полученные в результате приёма граждан информация о систематических
нарушениях прав и свобод человека и гражданина систематизируется и
передаётся в отдел по обеспечению работы Комиссии, который готовит
предложения в органы государственной власти о совершенствовании механизма
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в России.
В настоящее время личный приём обращений граждан проходит три дня в неделю -
вторник, среда, четверг, приём ведут постоянно три специалиста, один из
которых консультирует граждан по различным вопросам правового характера по
телефону.
За период 2003 года специалистами приёмной побывало 1570 посетителей, из них
489 оставили письменные заявления требующие ответа или обращения в иные
органы государственной власти.
В общественную приёмную Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации в марте 2003 г. обратилась жительница г. Москвы
Боронина Е.А. с просьбой ходатайствовать перед Генеральной Прокуратурой о
рассмотрении в порядке надзора дела в отношении её единственного сына,
Боронина Павла Викторовича, который приговором Бутырского районного суда г.
Москвы от 24 апреля 2002 г. осуждён по п.п. `а`,`г`,`д,` ч .2 ст. 161УКРФ на
четыре года лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии общего
режима.
По мнению экспертов Общественной приёмной Комиссии, суд при постановке
приговора, не учёл личности осуждённого Боронина П.В., его активную роль в
раскрытии группового преступления, содействие в изобличении соучастника и
раскаяние в содеянном в ходе судебного разбирательства.
Назначенный по приговору судом срок лишения свободы Боронину П.В., по нашему
мнению, был чрезмерно суровым и несправедливым.
Председатель Комиссии Э.А. Памфилова обратилась к Генеральному Прокурору
Российской Федерации В.В. Устинову с просьбой изучить дело, и с учётом
доводов заявительници и экспертов Общественной приёмной Комиссии рассмотреть
вопрос о принесению надзорного представления на приговор суда.
Изучив материалы уголовного дела заместитель Генерального прокурора РФ
Кехлеров С.Г. 28 мая внёс в президиум Московского городского суда надзорное
представление об отмене приговора и последующих судебных постановлений.
Рассмотрев материалы дела коллегия по уголовным делам Московского городского
суда удовлетворила надзорное представление и смягчила наказание Боронину
П.В. до трёх лет лишения свободы.


Руководитель Общественной
приёмной Комиссии,
Заслуженный юрист
Российской Федерации Н.Ф. Дегтярёв

107076 г. Москва, Стромынский пер., д. 18, корп. 4, тел/факс 268-13-21, тел.
287-60-66http://nvolgatrade.ru/

Док. 204092
Опублик.: 16.04.04
Число обращений: 3


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``