Предложения экспертов комиссии по интенсификации защиты прав реабилитированныхНазад
Предложения экспертов комиссии по интенсификации защиты прав реабилитированных
В отношении прав, предоставленных Законом `О реабилитации жертв политических репрессий`, в течение нескольких лет наблюдаются резистивные тенденции. Примеры - отмена (или приостановление) беспроцентных ссуд, многочисленные трения в жилищной области, в предоставлении других льгот.
В такой ситуации прагматичной была бы опора на существующий закон.
Практические действия - по двум уровням: приведение закона и нормативных документов в соответствие с Конституцией и с современными правоотношениями в обществе, реализация предоставленных прав на индивидуальном уровне.
ВОЗМОЖНЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
1. Право на бесплатный проезд.
Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года Nо 419, установлена отложенная компенсация расходов на проезд: нужно сначала купить билет за свои деньги, совершить поездку, а затем отчитаться в пенсионном учреждении, которое возместит расходы.
Председатель Комиссии по правам человека Э. А. Памфилова в марте 2004 года уже обратилась к Председателю Правительства РФ с просьбой рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Вместе с тем, это Постановление следовало бы обжаловать непосредственно в Верховном Суде РФ.
Чтобы выиграть такое дело, необходимо учесть позицию Верховного Суда РФ по таким спорам: суд ссылается на полномочие Правительства устанавливать правила реализации льгот и компенсаций, предоставленное Правительству законом. Верховный Суд исходит из этого формального обстоятельства и не рассматривает содержание жалоб на Постановления Правительства по их существу.
При последующих обжалованиях следует опираться на статью 19 Конституции РФ, которая запрещает дискриминацию граждан.
Предоставление Правительству полномочий устанавливать правила реализации льгот и компенсаций не снимает с Правительства обязанности соблюдать Конституцию страны при разработке правил.
Положение о бесплатном проезде можно рассматривать именно как дискриминационное, как нарушающее статью 19 Конституции: другим гражданам, которым также предоставлено право на бесплатный проезд, разрешено не производить предварительную оплату проезда. Отношение Правительства к гражданам, обладающим одинаковыми правами на бесплатный проезд, различно в одинаковых условиях, то есть, может рассматриваться как дискриминационное.
2. Право на компенсацию утраченного имущества и жилья.
В статье 16.1 Закона `О реабилитации жертв политических репрессий` установлен потолок компенсации за утраченное имущество - 10000 рублей.
Эта норма также дискриминационна.
Другим лицам, также утратившим имущество, но в Чечне, установлена компенсация в 250000-350000 рублей, то есть, в 25-35 раз выше.
Более того, эта компенсация установлена с учетом местных условий, а утрата имущества в крупных городах России, что имело место при репрессиях, может потребовать даже более крупных компенсаций.
3. Право на компенсацию за время нахождения в местах лишения свободы.
Статьей 15 Закона `О реабилитации жертв политических репрессий` установлен тот же потолок единовременной компенсации за время лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения - 10000 рублей.
Однако известный предприниматель Сергей Михайлов, отсидевший в Швейцарии два года, получил компенсацию, равноценную десятку-другому миллионов рублей, по миллиону в месяц, а наши отсиденты могут получить лишь по 75 рублей, но не более 10000 рублей. Вывод: репрессированные и реабилитированные граждане ценятся в тысячу раз ниже, чем современные отсидевшие граждане.
4. Поскольку Мосгордума обладает правом законодательной инициативы, то она вправе подать в Госдуму поправки по пунктам 2 и 3, устанавливающие справедливые (не приводящие к дискриминации) уровни компенсаций.
5. Поскольку приведенные нормы Закона `О реабилитации жертв политических репрессий` носят дискриминационный характер, заинтересованные лица, права которых нарушены применением этих норм, вправе обжаловать эти нормы закона в Конституционном Суде РФ в порядке пункта 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также части первой статьи 96 Федерального конституционного закона `О Конституционном Суде Российской Федерации`.
В случае признания упомянутых норм не соответствующими Конституции РФ появится возможность пересмотреть полученные ранее компенсации.
Что касается практической пользы от Закона `О реабилитации жертв политических репрессий` для отдельных граждан, то целесообразно поставить защиту прав на индивидуальную основу с помощью персональных обращений в суд и с привлечением бесплатной помощи адвокатов.