В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Террористы возместят ущерб жертвам своим имуществом Назад
Террористы возместят ущерб жертвам своим имуществом
Депутаты Госдумы обсудили, как надо бороться с терроризмом. К проблеме, по мнению большинства народных избранников, надо подходить комплексно: используя западный опыт, но не забывая при этом, что `у России есть свой путь`.

Во вторник, 13 апреля, внимание депутатов было приковано к проблеме терроризма. В парламентских слушаниях по теме `Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом` приняли участие помимо депутатов Госдумы и членов Совета Федерации представители Совета безопасности РФ, правительства, Генеральной прокуратуры, ФСБ, МВД, СВР и других министерств и ведомств, а также специализированных научных организаций. В качестве организатора выступил думский комитет по безопасности.

Напомним, что еще в феврале Госдума приняла подавляющим большинством голосов в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ужесточение наказания за терроризм. Сейчас на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение ограничений на демонстрацию в телеэфире последствий терактов.

Нынешние слушания начались с оглашения неутешительных цифр. По словам выступавшего начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью Службы криминальной милиции МВД РФ Николая Овчинникова, за два месяца этого года в России было предотвращено 34 террористических акта, а в течение года в стране был совершен 561 теракт, из которых 94,5 процентов - в Южном федеральном округе, из них 492 случая - непосредственно в Чечне. Динамика терактов такова, что в прошлом году, по словам Овчинникова, их количество выросло в полтора раза.

Депутаты попытались выявить причины такого распространения `чумы ХХI века`. Как заявил председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, `причинами появления и активизации терроризма в России явились ряд внешних условий, которые в период ослабления позиций России в мировом сообществе выражаются в реанимации геополитических притязаний к РФ`. Они, по его словам, `реализовались в идеях `великого халифата`, за которыми стоят определенные зарубежные религиозные и экстремистские организации, а также в переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил`. И привел в пример Чечню. А первый вице-спикер нижней палаты Любовь Слиска добавила, что умножает угрозу терроризма неконтролируемая миграция - а мигрантов в России, по ее словам, около 4 млн. человек.

Все участники обсуждения сошлись во мнении, что начинать решать эту проблему надо с выявления пробелов в российском антитеррористическом законодательстве, необходимости `проанализировать пути мобилизации институтов гражданского общества на воспитание населения в духе сопричастности к борьбе с террористическими проявлениями`, в общем - подойти к вопросу комплексно.

`Эта система, - по словам заместителя председателя комитета по безопасности Анатолия Куликова, - должна охватывать все составляющие противодействия терроризму: предупреждение, выявление, пресечение и ликвидацию его последствий, а также меры информационного обеспечения, вопросы международного сотрудничества и подготовки кадров`. Координировать все эти действия, по его мнению, могла бы антитеррористическая комиссия, возглавляемая председателем правительства РФ. По мнению Куликова, нужно также пересмотреть перераспределение ответственности между ведомствами, которым непосредственно поручена борьба с терроризмом. Что же касается существующих законов в этой сфере, то они, как выразился Куликов, `несистемные и противоречивые`.

Говоря об изменениях в законодательстве, замгенпрокурора РФ Сабир Кехлеров указал, в частности, на тот факт, что `статьи УК и закона о борьбе с терроризмом не позволяют эффективно преследовать лиц, осуществляющих вербовку членов террористических групп и действующих на российской территории иностранных наемников`. Юрист считает необходимым присоединение РФ к Конвенции ООН о борьбе с вербовкой, финансированием и обучением наемников. `205-я статья УК РФ объявляет уголовным преступлением финансирование терроризма, не раскрывая содержания этого понятия. Проблема в том, что предоставление средств террористам не напрямую, а различными посредническими организациями, фирмами и предприятиями, - уголовно не наказуемо, сегодня правовые механизмы решения этих вопросов отсутствуют. Эффективной мерой, которая могла бы помешать давать террористам деньги, по словам Кехлерова, могла бы стать система конфискации имущества террористов.

`Это правильный подход`, - согласился Владимир Васильев. По его словам, во многих странах, и в частности, во Франции, он используется. Однако `Россия не может его копировать, потому что идет другим историческим путем`. На итоговой пресс-конференции по результатам слушаний, Васильев признался корреспонденту Страны.Ru, что в этом смысле ему ближе опыт изменения законодательства на примере нашумевшего закона об ОСАГО.

`Я вам скажу честно. Я сам заболел этой темой, - ответил Васильев на вопрос об эффективности механизма отчуждения собственности террористов. - Я и мои коллеги будут серьезно этим заниматься. Есть механизмы, по которым деньги потерпевшим от терактов будут перечисляться специально созданным фондом, который бы аккумулировал на своих счетах деньги террористов. Как? Пока не скажу. Но буду работать. Нужно хорошо посчитать масштабы, суммы. А то, помните, как у нас было с законопроектом об обязательном страховании автогражданки? Тарифы были посчитаны неправильно, поэтому сейчас страховщики начали беспокоиться - у них 80 % убытков! Мы будем учитывать этот опыт и, разумеется, изучать западный`. Васильев также одобрил предложение депутата Бобырева, которые в ходе слушаний предложил `каждому пострадавшему в результате теракта в отношении вреда личности выплачивать 1 млн рублей, пострадавшему в отношении вреда имуществу - 50 тысяч рублей, и всем пострадавшим в результате одной террористической акции - 150 миллионов рублей`. Депутат исходил из того, что расходы по возмещению вреда гражданам понесут исполнительные органы того субъекта РФ, где произошел теракт, или за счет средств страхового возмещения по договорам обязательного страхования - в зависимости от масштаба происшествия.

В результате депутаты одобрили проект рекомендаций президенту, правительству, Госдуме и СМИ. Президент, по мнению законодателей, должен `выступить с политической инициативой, направленной на создание эффективной государственной системы противодействия терроризму, формирование национального антитеррористического фронта, максимально широкое международное сотрудничество в минимизации последствий новых вызовов и новых угроз`. Государственная дума - `доработать закон `О чрезвычайном положении`, УК и УПК, законы `О борьбе с терроризмом`, `О безопасности`, законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и спецслужб`. Правительство - `считать развитие действующего антитеррористического законодательства РФ основным направлением формирования национальной системы противодействия терроризму`, а СМИ - `занять ответственную гражданскую позицию в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом`.

Ольга Бобровская

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204032
Опублик.: 14.04.04
Число обращений: 142


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``