В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российская пресса о вчерашнем `круглом столе` `Единства во имя России`: РСПП признал, что олигархи поражены в правах. - `Необходимо перегрузить матрицу`. - `Не все вопросы решаются публично` Назад
Российская пресса о вчерашнем `круглом столе` `Единства во имя России`: РСПП признал, что олигархи поражены в правах. - `Необходимо перегрузить матрицу`. - `Не все вопросы решаются публично`
Российская пресса как-то вяло комментирует вчерашний круглый стол - то ли информационное поле таково - иракские события и т.д., то ли либеральная риторика навязла на зубах. Тем не менее, в прессе - не бе з комментариев, которые мы и приводим без купюр:

`Не все вопросы решаются публично`

Во вторник в отеле `Шератон Палас` представители крупного бизнеса за `круглым столом`, организованным фондом `Единство во имя России`, обсуждали, как строить диалог с властью? Ответа так и не нашли, считают Известия, но сошлись во мнении, что диалог с властью будет зависеть от того, какой, собственно, будет власть в ближайшие годы - либеральной или авторитарной?



Официально тема `круглого стола` звучала как `Бизнес и государство: динамика покаяния`. Но дискутирующие очень быстро пришли к выводу, что покаяния ни со стороны бизнеса, ни со стороны власти не произошло. Поэтому внимание докладчиков, главными среди которых были вице-президент РСПП Игорь Юргенс и доктор экономических наук Евгений Ясин, было сфокусировано вокруг другого вопроса: как сегодня строить диалог с властью? И как поднимать экономику?


- Диалог незаменим ни на что другое, - сказал Игорь Юргенс. - Именно такой мэсседж мы получили на недавней встрече с премьер-министром Фрадковым. Это послание воспринято, мы (деловое сообщество. - `Известия`) над ним думаем. Может быть, диалог станет более строгим и менее творческим, но от этого, я думаю, не менее продуктивным. Если власть того захочет.


Выступивший вслед за ним научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин подчеркнул наличие острого конфликта между государством и крупным бизнесом - `Бизнес, как всегда, подлаживается`.


- Проблема принимает затяжной характер, и она опасна для страны, - высказал свое мнение Евгений Ясин.


- Я уж не знаю, о чем вы там с Фрадковым в этой тесной комнате договорились, но мне кажется, что это был обмен любезностями, - продолжил доктор экономических наук Ясин. И предложил конструктивное решение конфликта: `Надо добиться поворота в сторону гражданского общества и вовлечь его в решение проблем`.


Впрочем, руководитель Высшей школы экономики был не единственным, кто предлагал `конструктивные` решения. Сидящие за этим же столом политологи поделились своим видением проблемы.


- Мы плавно вползаем в так называемое `корпоративное государство`, в котором демократические процедуры - формальность, а бизнес подчинен государству в той степени, в которой того хочет государство, - сказал председатель Фонда аналитических программ Марк Урнов. Но даже и такое положение дел можно было бы стерпеть, если бы не состояние чиновничьей элиты, которая, по словам Урнова, `диковата, коррумпирована и самодовольна`. Отчасти, видимо, поэтому Урнов призвал либералов заняться культуртрегерством, то есть просветить народ (грамотнее: гражданское общество) в том плане, что к государству надо относиться как `к нанятому менеджеру, а не как к напыщенному богоданному хрену с горы`.


Тут же прозвучал вопрос из зала:


- А где либералы-то? Кругом одни большевики.


Политолог Мигранян, согласившись с тем, что идет становление `корпоративного государства`, ничего плохого в этом не видит.


- Не все вопросы решаются публично, - резонно отметил Мигранян, - некоторые надо решать за закрытыми дверями. Так будет лучше для всех.


На риторический вопрос ответил политолог Игорь Бунин: Россия выберет смешанный путь, то есть наполовину либеральный, наполовину авторитарный.


В общем, слова царя Соломона - `во многой мудрости много печали` - остаются актуальными во все времена. И кастовость общества неизбежна. Продвинутые либеральные страны этот урок уже усвоили. Только не пропагандируют его так рьяно, как все остальное. Может, не считают это достижением?


РСПП признал, что олигархи поражены в правах

Игорь Юргенс предлагает бизнесу забыть о политике, пишет Независимая газета


Борьба с олигархами, жертвой которой стал Михаил Ходорковский, была главной составляющей президентской предвыборной кампании. Вчера на заседании круглого стола, организованного фондом `Единство во имя России`, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс рассказал, что в начале 2003 года его предупреждали, что это случится. `Зюганов уже не враг, на Чечне далеко не уедешь, поэтому главным посланием новой кампании власть решила сделать борьбу с олигархами`. Поэтому `совсем не налоговые преступления привели Ходорковского туда, где он сейчас находится`. Однако в последнее время у вице-президента РСПП появилось ощущение, что ситуация вокруг узника `Матросской Тишины` вскоре разрешится. `Фактов у меня нет, есть только ощущение, - сказал Игорь Юргенс журналистам. - Я осторожно впечатлен тем, что дело Платона Лебедева будет рассматриваться в Мещанском суде, а не в Басманном`. Впрочем, после того, что произошло с Михаилом Ходорковским, вряд ли `кто-то из предпринимателей снова рискнет заняться политикой`. Фактически представитель РСПП согласился с ограничением конституционного права предпринимателей заниматься политикой. По мнению Игоря Юргенса, в будущем `правила игры будут более жесткими для бизнеса`.


На круглый стол, посвященный поиску диалога между властью и бизнесом и актуальной сегодня теме покаяния, предпринимателей пришло крайне мало, в основном дискуссию вели представители общественных и политических организаций и научные деятели. Все собравшиеся отметили, что в отношениях между государством и бизнесом настал кризис, однако причины этого назывались разные. Игорь Юргенс считает, что `бизнес здесь вторичен`. По его словам, когда власть в порядке, он реагирует на это адекватно, понимает, что богатство обязывает, и готов сотрудничать. Именно это и наблюдалось в России в 2000-2002 годах. Однако ситуация изменилась, когда главным `коньком` предвыборной кампании власть сделала борьбу с крупным бизнесом. Сначала был опубликован `никчемный доклад о заговоре олигархов`, а потом на столе у президента и вовсе появились серьезные бумаги о предстоящем свержении власти, в подготовке которого обвинялись `люди, которые даже обедать за один стол вместе не сядут, не то что переговоры вести`, - заметил вице-президент РСПП.


Тем не менее `диалог между бизнесом и властью не заменить ни на что другое, считает Игорь Юргенс. `Это послание привез нам Фрадков во время последней встречи в РСПП. Необходимо перезагрузить матрицу взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества. И она будет перезагружена. Персоналии в какой-то части останутся теми же, но во многом и поменяются, а правила игры станут более жесткими`. Вместе с тем он отметил, что `на фоне всех боев наладить отношения будет трудно`. Общаясь с журналистами, Игорь Юргенс рассказал, что у РСПП есть вопросы, которые бизнесмены хотели бы задать президенту. В частности, Владимир Путин так и не выполнил обещания освободить предпринимателей от выкупа земель, находящихся под промышленными объектами, данного на съезде РСПП.


Тем не менее выступавший после Игоря Юргенса научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин обвинил предыдущего оратора в том, что он нарисовал `слишком сладкую картинку`. `А что остается делать?` - честно признался вице-президент РСПП. Тогда Евгений Ясин, которого, по его словам, ничто не связывает, заявил, что `острый конфликт между бизнесом и властью сохраняется при доминирующей роли власти, которая обладает аппаратом подавления и пользуется им`, а бизнес подстраивается под эту политику, пока ему дают зарабатывать. По его словам, `проблема приобретает затяжной характер, и она важна не столько для бизнеса и власти, она опасна для страны`. Евгений Ясин видит два выхода из кризиса - эволюционный переход от жизни по понятиям к жизни по законам, который в конце концов приведет к рыночной экономике и цивилизованному обществу, или силовой вариант, который вернет Россию к бесперспективному с точки зрения современного общества традиционному развитию. Он считает, что власть пошла по второму пути, демонстрируя свою силу. `Ситуация вокруг ЮКОСа просто так не пройдет, - уверен научный руководитель ВШЭ. - Невозможно посадить за стол переговоров президента и силы, инициировавшие преследование владельцев компании`. Что касается недавней встречи премьер-министра с предпринимателями - это был не более чем `обмен любезностями`, уверен экономист.


`Обмен любезностями` был и на вчерашней дискуссии, направленной на поиск компромисса между властью и бизнесом. После того как политолог Марк Урнов назвал государство `отвратительным, напыщенным хреном с горы`, политолог Андраник Мигранян ответил ему, что бизнесмен - это `хам, аморальное, дикое, наглое существо`. Так что бизнес и власть все-таки оказались едины - хотя бы в оценках друг друга.


`Необходимо перегрузить матрицу`

`Партия власти` решила поставить на поток покаяние бизнеса перед властью. Как считает Газета - именно так руководители `Единой России` отреагировали на письмо Михаила Ходорковского и отсутствие внятной позиции власти, проявившееся на встрече представителей крупного бизнеса и премьера Михаила Фрадкова. Первый шаг `единороссов` - организация `круглого стола` под названием `Бизнес и государство: динамика покаяния`. Предприниматели на `круглый стол` не пришли. А вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс дал понять, что отношения бизнеса и власти необходимо обсуждать только лично с президентом. Встреча ожидается вскоре после инаугурации.


`Слово `покаяние` - гипербола!`

Партия `Единая Россия` решила закрепить свой успех на ниве публичного покаяния олигархов. Напомним, что летом прошлого года после ареста совладельца ЮКОСа Платона Лебедева на митинге сторонников партии публично раскаялся глава `Интерроса` Владимир Потанин. Он призвал предпринимателей `исправлять ошибки первоначального накопления капитала`. Вчера `Единая Россия` провела еще одну акцию в том же ключе: фонд `Единство во имя России`, созданный партией для мобилизации интеллектуального ресурса во благо страны, провел `круглый стол` под красноречивым названием `Бизнес и государство: динамика покаяния`.


На этот раз предложением партии бизнес воспользоваться не захотел. Списка у организаторов не было, но, по словам президента фонда Вячеслава Никонова, приглашались все, `и все не пришли`. К примеру, Потанин был заявлен в числе участников, но, как сказал ГАЗЕТЕ источник в `Интерросе`, не собирался идти на этот `круглый стол`. Другой крупный бизнесмен - совладелец СУАЛа и ТНК-ВР Виктор Вексельберг - был в командировке. Аналогичные уважительные причины, по всей видимости, нашлись и у всех остальных.


Представители самой `Единой России` на `круглом столе` тоже не светились, а член генсовета партии Андрей Исаев позже пояснил ГАЗЕТЕ, что у них нет `стремления призвать бизнес к покаянию`. По его словам, `это ироническое название, ироническая реакция на происходящие в обществе процессы`, поскольку `взаимоотношения бизнеса и общества сейчас бурно обсуждаются и партия не может не принять участия в этом обсуждении`.


Исаев заверил, что, собрав `круглый стол`, партия старалась призвать бизнес осознать свою социальную ответственность... `Безусловно, это не будет похоже на покаянные процессы 30-х годов (когда руководители коммунистической партии каялись перед товарищем Сталиным. - ГАЗЕТА). Слово `покаяние` - гипербола!`


На `круглом столе` был единственный докладчик от РСПП - вице-президент союза Игорь Юргенс. Но вопреки ожиданиям он вовсе не стал говорить с собравшимися политологами и экономистами о `динамике покаяния`. Вместо этого Юргенс дал понять, что впредь эту тему бизнес готов обсуждать только с президентом.


На прошлой неделе предприниматели уже встречались с премьером Михаилом Фрадковым и пробовали с ним поговорить на тему взаимоотношений бизнеса и власти. И хотя по итогам беседы все ее участники сошлись во мнении, что это был `очень конструктивный разговор`, никакой конкретики они не услышали. Единственное, что смог предложить им Фрадков, - участие в правительственном Совете по конкурентоспособности и предпринимательству.


`Необходимо перегрузить матрицу`

Теперь, по словам Юргенса, с бизнесменами согласился встретиться и президент. Произойти это должно после его официального вступления в должность на второй срок, то есть во второй половине мая или в начале лета. Как заявил Игорь Юргенс ГАЗЕТЕ, предприниматели надеются, что президент сам с ними заговорит на тему взаимоотношения бизнеса и власти: `После такого перерыва в общении (последняя встреча была почти год назад. - ГАЗЕТА) это будет естественно`.


В своем докладе на `круглом столе` он вкратце обрисовал цель разговора. `Сейчас необходимо перегрузить матрицу взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества. Правила игры теперь будут более жесткими для бизнеса. Я не думаю, что кто-то из предпринимателей снова рискнет заняться политикой`, - заявил Юргенс. С тезисом о том, что эту матрицу пора уже перегрузить, согласились и другие участники заседания. `Острый конфликт между бизнесом и властью сохраняется при доминирующей роли власти, которая обладает аппаратом подавления и пользуется им. Проблема приобретает затяжной характер, и она опасна для страны`, - заявил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.


`Отношения бизнеса и власти - далеко не первоочередной вопрос`

Ясин сомневается, что только общение с президентом решит эту проблему: `Разговор с Фрадковым был обменом любезностями. А теперь вы хотите и президента посадить - в хорошем смысле`. `По пересмотру итогов приватизации сам президент, как верховный арбитр, решения не принял. Это будет как дамоклов меч висеть над крупным бизнесом, чтобы не допускать его к опасной политической деятельности`, - считает глава Центра политических технологий Игорь Бунин.


Возможно, что вопреки чаяниям крупного бизнеса Владимир Путин вовсе не будет говорить с ним на эту тему. На встрече будут присутствовать и представители малого и среднего бизнеса, которые не считают эту проблему главной. `Отношения бизнеса и власти - не первоочередной вопрос, который должен быть поднят на встрече президента и предпринимателей`, - заявил ГАЗЕТЕ член правления организации среднего бизнеса `Деловая Россия` Борис Титов. `Обсуждение конкретных и стратегических направлений развития экономики - это и есть отношения бизнеса и власти`, - поддержал его глава организации малого и среднего бизнеса `ОПОРА России` Сергей Борисов.


`Не уверен, что бюрократия готова к компромиссу`


Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований:

`Речь идет не о `покаянии` бизнеса, а о взаимном диалоге бизнеса и власти. И основная роль в этом сейчас должна принадлежать чиновным бюрократам и Путину как главе этой бюрократии. Вот кому каяться надо, но, судя по `силовой` реакции Путина на предложения бизнеса в прошлом году, он к этому не готов.


Если же говорить о бизнесе, следует заменить слово `покаяние` словом `социальная ответственность`. Я считаю, что бизнес явно готов осознавать социальную ответственность и готов на любой компромисс. А вот в том, что бюрократия к этому готова, я не уверен`.


Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:

`Бизнес готов `каяться` по четырем направлениям. Публичное признание прошлых грехов (приватизация, залоговые аукционы), отказ от схем минимизации налогов, так называемая `социальная ответственность` бизнеса перед народом и отказ от политической активности. Диалога между бизнесом и властью быть не может: государство считает, что и так много сделало для бизнеса, позволив ему существовать. Можно говорить о конкретном диалоге по определенным позициям, но теперь крупным компаниям будет трудно отстаивать свои интересы. Только принимать то, что навяжут сверху`.


Дмитрий Орешкин, руководитель фонда `Меркатор`:

`Слова о покаянии могут звучать, но, если начнется что-то серьезное, например отъем собственности, бизнес переведет деньги в офшоры или `закопает в землю`. Власть это понимает, быть может, поэтому ей нечего сказать бизнесу при встрече. Она только пугает, а бизнес, соответственно, пугается, создавая президенту имидж `всех нагнул`. Народ удовлетворен, но реально ничего не сделано. У нас экономика научилась работать независимо от политики. Конечно, она пугается ее, косит в сторону политиков левым глазом, индексы падают после ареста олигарха. Но пока между ними есть зазор, где бизнес сам принимает решения. Как только этот зазор исчезнет, наступит катастрофа`.


Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

`Формат диалога власти с бизнесом качественно меняется. Власть выступает в этом диалоге теперь старшим партнером. Более того, в диалоге не вырабатываются правила игры. Бизнес принимает правила игры, сформулированные государством. Ясно, что какие-то индивидуальные претензии не принимаются в расчет. Но несмотря на то, что власть определяет правила игры, в отношении различных групп бизнес-элиты курс будет различным`.


Марк Урнов, председатель фонда аналитических программ `Экспертиза`:

`Президент, скорее всего, не будет делать никаких масштабных заявлений насчет диалога бизнеса и власти. У него на сегодняшний день нет острой необходимости что-либо декларировать, потому что бизнес и так принял предложенные правила и в особых разъяснениях не нуждается. Бизнес повозмущался по поводу `дела ЮКОСа`, а потом затих и стал искать `конструктивного взаимодействия`, не требуя от власти никакого разъяснения собственной позиции`.

14 апреля 2004

ОрЕс.Ru, использованы материалы Известий, Газеты, Независимой газетыhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204020
Опублик.: 14.04.04
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``