В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Свет `Золотой звезды` 70 лет назад в СССР появилась самая почетная награда Назад
Свет `Золотой звезды` 70 лет назад в СССР появилась самая почетная награда
`Что вы за страна? Полярную трагедию превратили в национальное торжество!` Автор этого высказывания, английский писатель Бернард Шоу, явно не знал популярной русской пословицы: `Не было бы счастья, да несчастье помогло`. Гибель в Арктике парохода `Челюскин` и почти невыполнимая задача спасения оставшихся на льдине членов его экипажа и пассажиров спровоцировали в СССР небывалый подъем патриотических чувств. А подвиги главных спасателей - летчиков - подсказали высшему руководству страны отличную идею: учредить звание Героя Советского Союза.
Сейчас исполняется 70 лет со дня появления наших первых официально признанных героев.

`Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины. Входим с ходатайством в Центральный исполнительный комитет СССР: 1. Об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, - звания Героя Советского Союза. 2. О присвоении летчикам Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания Героев Советского Союза...

И.Сталин, В.Молотов, К.Ворошилов, В.Куйбышев, А.Жданов`.

Такую правительственную телеграмму получили пилоты-`именинники` 14 апреля 1934 г. Через два дня было опубликовано Постановление ЦИК об учреждении звания Героя Советского Союза. А 20 апреля - подписан указ о присвоении его семерым летчикам, спасшим челюскинцев.
Жизнь под фанфары

Семерка отважных в одночасье стала знаменита на весь мир.
- Михаил Васильевич вспоминал, что их заваливали поздравительными телеграммами, преподносили букеты и подарки, - рассказывает Тамара Полякова, долгие годы работавшая личным секретарем М.В.Водопьянова. - На Белорусском вокзале, куда прибыл поезд с участниками челюскинской эпопеи, был выстроен почетный караул, встретивший героев салютом из 11 залпов. Улица Горького превратилась в `дорогу цветов`: ими толпы восторженных москвичей буквально засыпали открытые лимузины, в которых ехали летчики и полярники. А предусмотрительно рассаженные по балконам и крышам люди разбрасывали над улицей листовки: `Гордимся вашей победой!` Красную площадь специально украсили к торжественной встрече. На Кремлевской стене были развешаны огромные портреты всех Героев Советского Союза. Сами летчики прошли на трибуну Мавзолея, и только после этого туда поднялись руководители государства во главе со Сталиным (это едва ли не единственный случай, когда великий вождь уступил кому-то право первым взойти на Мавзолей). Потом были парад, демонстрация...
Буквально за два месяца, подготовили и издали роскошную книгу - `Как мы спасали челюскинцев`. Опытные редакторы из `Правды` причесали биографии, подкорректировали факты... В срочном порядке было исправлено `идеологическое упущение`: вдруг спохватились, что пятеро из виновников торжества... не являются членами партии! Конечно, их сразу туда приняли.
Появилось еще одно правительственное постановление: для увековечивания подвига первых Героев Советского Союза установить в столице обелиск с их фамилиями. Только вот с исполнением этой верховной воли вышла заминка. За прошедшие с тех пор семь десятилетий памятник так и не соорудили. Зато теперь на том самом месте вздыбился до небес церетелиевский Петр I.

Седьмой герой

Одна фамилия в списке награжденных почетным званием вызвала недоумение у знающих людей. Шестеро летчиков действительно - переправляли челюскинцев с льдины на материк. Но вот Сигизмунд Леваневский, не вывез из ледового лагеря ни единого человека. Он вообще не долетел до цели, хотя очень к этому стремился.
Группе летчиков, в которую входили Леваневский и Слепнев, поручили пробиваться к челюскинцам со стороны Аляски, на специально купленных у американцев самолетах. Уже на последнем перелете к селению Ванкарем, где находился штаб спасательной операции и был устроен аэродром, `Флейстер` Леваневского потерпел аварию в Колючинской губе. До Ванкарема летчик добрался на собачьей упряжке и в эвакуации челюскинцев со льдины участия принять не смог. Тем не менее в списке награжденных его фамилия значится. Почему?
Некоторые историки и исследователи челюскинской эпопеи полагают, что причина - в особом благорасположении Сталина к Сигизмунду Александровичу. Однако есть и другая версия. Сразу же после эвакуации последних `арктических робинзонов` в Кремль ушла телеграмма-рапорт за подписями всех пилотов, которые побывали на челюскинской льдине-аэродроме. По справедливости в их числе следовало отметиться и Михаилу Бабушкину. Его маленький самолет везли на `Челюскине` и сумели перетащить с палубы гибнущего парохода на лед. Михаил Сергеевич умудрился с помощью подручных средств починить поврежденную машину, взлететь и вместе с механиком добраться на этой `стрекозе` до Ванкарема. Затем он участвовал в организации полетов других авиаторов на льдину.
Когда готовили к отправке торжественную телеграмму, Бабушкин был в отъезде. И Каманин, на правах военного руководивший подготовкой исторического документа, предложил подписаться Леваневскому, как раз оказавшемуся в штабе спасательной операции. А кремлевские верхи не стали особо докапываться до истины: раз подписал телеграмму - значит, летал на льдину. А потому - получай высокое звание. Вот так волею случая и произошла в списке первых Героев Советского Союза замена фамилий.
Несколько лет спустя судьбы этих двух людей вновь пересеклись. На сей раз все кончилось и вовсе трагически. В августе 1937-го честолюбивый поляк отправился в трансконтинентальный перелет из СССР в Америку через Северный полюс и пропал. Поисками самолета Леваневского в числе других авиаторов занимался Бабушкин. Найти место катастрофы так и не удалось, а при возвращении из арктических краев крылатая машина, на которой находился Михаил Сергеевич, потерпела аварию. Замечательный летчик оказался среди погибших...

* * *

Спасители и спасенные: А.Ляпидевский совершил 1 рейс на льдину и вывез 12 челюскинцев; В.Молоков вывез 39 человек за 9 рейсов; Н.Каманин - 34 человека за 9 рейсов; М.Водопьянов - 10 человек (3 рейса); М.Слепнев - 5 человек (1 рейс); И.Доронин - 2 человека (1 рейс); М.Бабушкин - 1 человека (1рейс).

Вынужденная посадка

Еще пять летчиков тогда, в апреле 1934-го, оказались буквально в шаге от получения звания Героя. Они тоже спешили на помощь к челюскинцам, но так и не долетели до их льдины.
Опытный полярный летчик В.Галышев возглавил авиагруппу, отправившуюся к Чукотскому морю из Хабаровска своим ходом. Преодолели в сложнейших условиях почти 5 тысяч километров, но в Анадыре, когда до Ванкарема оставался всего один дневной перелет, на самолете Галышева сломалась бензиновая помпа, и пилот вынужден был остаться там для ремонта, предоставив подчиненным ему Водопьянову и Доронину лететь дальше самостоятельно. Когда три дня спустя он все-таки добрался до Ванкарема, всех челюскинцев уже успели вывезти со льдины.
Совсем по-другому повел себя в схожей ситуации командир эскадрильи Н.Каманин. Под его началом находились военные летчики И.Демиров, Б.Бастанжиев, Б.Пивенштейн, а также полярные авиаторы В.Молоков и Ф.Фарих. Однако на 6 человек было лишь 5 самолетов. Вместе с этой техникой группа прибыла морским путем на Камчатку, откуда предстоял непростой воздушный путь к берегу Чукотского моря. Началось с того, что Каманин `разошелся во мнениях` с опытнейшим полярным асом Фарихом и отстранил его от участия в экспедиции. На пути к Чукотке потерпели аварии машины Бастанжиева и Демирова. А потом сломался и самолет самого Каманина, однако Николай Петрович решил, что не станет сходить с дистанции. Пользуясь своим правом командира группы, он хотел было забрать самолет у Молокова, однако тот не подчинился: `Мне дали приказ спасать челюскинцев, и я его буду выполнять! Если кто подойдет к моему самолету - застрелю!` Тогда Каманин экспроприировал машину у военлета Пивенштейна и все-таки добрался до ледового лагеря челюскинцев.

Дирижабли, повести, космонавты...

По-разному сложилась дальнейшая судьба первых Героев Советского Союза. Вскоре после триумфальной встречи в Москве им предложили поступить на учебу в Военно-воздушную академию. Согласились Доронин, Каманин, Ляпидевский и Слепнев. Леваневский начал было заниматься, но потом ушел: подготовка к рекордному трансарктическому перелету в Америку занимала все его время.
А Водопьянов остался работать в Арктике: `Мои руки - для штурвала, я буду летать!` Он считался признанным авторитетом в области сверхэкстремальных арктических полетов. В конце 40-х, когда в СССР была создана атомная бомба, возникла проблема: как ее при необходимости можно `добросить` до США? Предполагалось разместить наши дальние бомбардировщики вдоль Арктического побережья Союза, откуда они вполне могли бы `дотянуться` до территории Соединенных Штатов. Кроме того, рассматривался вариант взлета и посадки этих самолетов на дрейфующих льдах Центральной Арктики (там собирались оборудовать так называемые аэродромы подскока). Для изучения возможности осуществления подобного проекта была организована секретная дрейфующая станция `Северный полюс-2`, которая работала в 1950 году. Авиационной частью этой экспедиции руководил Водопьянов, он же осуществил несколько уникальных посадок тяжелых `Ту-4` на льдины. Полярный ас `по совместительству` занимался еще и литературным творчеством - писал рассказы, повести.
Товарищ Михаила Васильевича по арктическим полетам В.Молоков с 1938 г. возглавлял Главное управление воздушного флота СССР, вскоре получил звание генерал-майора. В годы войны он командовал авиадивизией. После выхода в запас в 1947 г. работал зам. начальника Главного управления гидрометеослужбы.
А герой Nо1 - А.Ляпидевский - после окончания Военно-воздушной академии был назначен на должность директора авиационного завода в Москве. Под его началом оказалась та самая знаменитая `шарашка`, где работали репрессированные авиаконструкторы, и в их числе А.Туполев. После увольнения в запас Анатолия Васильевича пригласили ведущим инженером в КБ `МиГ`, где он и проработал долгие годы.
Маврикий Слепнев через несколько лет после челюскинской эпопеи `пересел` с самолета на дирижабль: в предвоенные годы он командовал эскадрой этих огромных воздушных кораблей. Потом возглавлял Академию Гражданского воздушного флота. Во время войны был заместителем командира авиабригады Черноморского флота, служил в Главном штабе ВМФ...
Круто вверх шагал по служебной лестнице Николай Каманин. После окончания Военно-воздушной академии он был назначен командиром авиабригады. В войну под его началом был уже целый авиационный корпус. В 1956 г. Николая Петровича отправили в Среднеазиатский военный округ - командовать всей авиацией. А еще три года спустя его вызвал главный маршал авиации Вершинин: `Будете руководить созданием Центра подготовки космонавтов!`
Не слишком удачно сложилась судьба Ивана Доронина. Хотя уже в 1939 г. он получил звание полковника, руководил работой летно-испытательных станций на авиазаводах, но вскоре был вынужден уйти в отставку по болезни. Зимой 1951 г. Ивана Васильевича не стало.

Медаль вдогонку

Первоначально Героев Советского Союза планировали награждать скромно. Постановление ЦИК СССР предусматривало, что им будут вручать лишь грамоты о присвоении этого почетного звания. Правда, семерка летчиков-челюскинцев получила ордена Ленина - в качестве дополнения к `геройским` грамотам.
Лишь 29 июля 1936 г., когда учредили официальное Положение о звании Героя Советского Союза, в нем было `легализовано` вручение вместе с грамотой еще и высшего ордена Страны Советов.
Специальная медаль появилась позднее. 1 августа 1939 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР `О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза`. `В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, учреждается медаль `Герой Советского Союза`, которая вручается одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза`. (Уже через пару месяцев, указом 16 октября 1939 г., медаль переименовали: отныне она называлась `Золотая Звезда`.)
Внешний вид награды разработал главный художник фабрики `Гознак` Иван Дубасов - один из авторов Герба СССР, ордена Ленина и создатель едва ли не всех советских купюр.
- В первоначальных эскизах медали Иван Иванович окружил `Звезду` лавровым венком, - рассказывал корреспонденту `МК` сын художника Александр Дубасов. - Но затем по указанию высоких инстанций велено было сделать медаль более лаконичной, и отец венок убрал.
Новый знак отличия ввели, когда в стране уже было 122 Героя Советского Союза. В соответствии с Постановлением Верховного Совета все они получили `Золотые Звезды`.

* * *

Медаль Героя Советского Союза весит 34,26 грамма. Сама `звездочка` изготовлена из золота 900-й пробы и имеет вес 21,5 грамма, размах ее лучей - 30 мм. Колодка медали выполнена из серебра и позолочена.

Сталин не хотел быть Героем Советского Союза

В мае 1937 г. советская страна вновь ликовала: есть очередная победа в Арктике! На сей раз наши самолеты совершили посадку на Северном полюсе, доставив на `макушку планеты` экипаж и оборудование дрейфующей станции СП-1. За осуществление уникальной операции ее организаторам и исполнителям полагались `геройские` звания. Их присвоили руководителю экспедиции Шмидту, начальнику станции Папанину, летчикам Мазуруку, Алексееву... А вот Водопьянов, первым приземлившийся на полюсе, такой награды не получил. И другой пилот, Молоков, - тоже. Что оба они уже были к тому времени Героями Советского Союза, а в соответствии с Постановлением ЦИК от 1936 г. повторное присвоение этого звания не допускалось.
Только Указом Верховного Совета, изданным 1 августа 1939 г., были внесены изменения, которые позволяли отныне присваивать героя дважды и даже трижды. Было предусмотрено еще одно нововведение: в честь каждого, кто награжден двумя медалями `Золотая Звезда`, должен быть сооружен бронзовый бюст на родине героя. Еще более высокое поощрение авторы указа предусмотрели для трижды Героев Советского Союза. Бронзовый бюст каждого из них должен быть установлен на постаменте в виде колонны и размещен перед зданием Дворца Советов в Москве. (Правда, это грандиозное здание так и не построили, а потому позднее зашла речь о том, чтобы ставить памятники трехкратным обладателям `Золотой Звезды` в Кремле.)
Первые дважды герои появились уже вскоре после указа - это были летчики, отличившиеся в боях с японцами на Халхин-Голе: С.Грицевец, Г.Кравченко, Я.Смушкевич. (Грицевец погиб в авиакатастрофе буквально через месяц после награждения. А комкор Смушкевич весной 1941 г. получил вместо бронзового бюста совсем иную `награду`: его арестовали как `изменника Родины` и через полгода расстреляли.)
Появления трижды героя пришлось ждать гораздо дольше. Лишь пять лет спустя, 19 августа 1944 г., им стал знаменитый летчик-истребитель А.Покрышкин. Еще одному воздушному асу - И.Кожедубу - вручили третью `Звезду` в августе 1945-го: за самое большое количество сбитых вражеских самолетов. Список `трехзвездочных` героев пополнил впоследствии маршал С.Буденный, однако все три его награждения этим высоким званием были приурочены к очередным юбилеям `главного кавалериста страны`.
Согласно Указу 1939 г., больше трех `Золотых Звезд` `в одни руки` давать вообще не полагалось. И все-таки это правило было нарушено. Исключение сделали для `народного маршала` - Георгия Жукова. В 1956 г. ему вручили - по личному распоряжению Хрущева - четвертую `Звезду` героя (формально - в связи с 60-летием, хотя очень вероятно, что на самом деле - за подавление восстания в Венгрии). Был в нашей истории еще один четырежды герой - Л.Брежнев. Чтобы вручить `дорогому Леониду Ильичу` четвертого героя, пришлось Президиуму Верховного Совета даже издавать летом 1980 г. новый указ, отменяющий прежние ограничения.
Предшественники Брежнева тоже были Героями Советского Союза. Хрущеву это звание присвоили к 70-летнему юбилею, в 1964 г. - незадолго до его свержения с престола. А Сталина наградили 27 июня 1945-го. Впрочем, `хозяин` отнесся к этому более чем прохладно. Во всяком случае, `геройские` регалии он согласился принять лишь пять лет спустя, но и после этого практически не носил `Золотую Звезду`, предпочитая ей `Серп и Молот` Героя Социалистического Труда, полученный еще в 1940 г.

* * *

За всю историю существования этой награды - с 1934 по 1991 гг. - звания Героя Советского Союза были удостоены 12745 человек. В том числе дважды Героев Советского Союза - 153 человека; трижды Героев Советского Союза - 3; четырежды Героев Советского Союза - 2; женщин-героев - 95.


Московский Комсомолец
от 13.04.2004
Юрий БУРЛАКОВ, Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ.http://nvolgatrade.ru/

Док. 203982
Опублик.: 13.04.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``