В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Силуанов: `Регионы не должны закладывать в бюджет скрытый дефицит` Назад
Антон Силуанов: `Регионы не должны закладывать в бюджет скрытый дефицит`

Антон Силуанов: `Регионы не должны закладывать в бюджет скрытый дефицит`Антон Силуанов уверен, что `зарплатных дыр` в местных бюджетах не будет.
Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заверил вчера Владимира Путина в том, что к 1 февраля задолженность по зарплате по всей стране будет погашена, и в дальнейшем центр поможет регионам не накапливать новых социальных долгов. О том, на каких условиях субъекты Федерации будут получать помощь из федерального бюджета, в интервью `Новым Известиям` рассказал замминистра финансов Антон СИЛУАНОВ.

- К 1 января нового года задолженность по зарплате составила без малого 25 млрд. долларов. При этом `львиная часть` этого долга приходится на долю регионов. Как правительство намерено решать эту проблему? Сможет ли оно выполнить обещание, данное президенту, и погасить все долги по зарплате к 1 февраля?

- Если говорить в целом, ситуация с выплатой заработной платы серьезно не меняется. В прошлом году, как и в этом, доля заработной платы в доходах региональных бюджетов составляла примерно 28-30%. Однако если посмотреть по отдельным субъектам, то этот показатель колеблется от 6% до 70%. В целом ряде регионов вопросы выплаты зарплат стоят действительно остро. Это касается тех территорий, где доля оплаты труда превышает 40%, а то и 50% собираемых доходов. Помимо этих расходов необходимо направлять средства на другие первоочередные цели - на оплату медикаментов, питания, пособия, жилищно-коммунальных услуг и т.д. Естественно, повышение зарплат на треть может привести к разбалансированности таких бюджетов. Поэтому федеральный центр оказывает финансовую помощь таким регионам. В прошлом году мы внесли поправку в бюджет, которая предусматривает предоставление регионам 10 млрд. рублей в рамках такой финансовой помощи. Это примерно треть от тех дополнительных расходов, которые понесут регионы от повышения зарплат.

- А не могли бы назвать регионы, получающие дополнительную финансовую помощь?

- Мы провели специальный анализ по 2004 году, на который ляжет основная нагрузка по выплате заработной платы. Так вот, мы разделили регионы на три уровня по отношению зарплат к доходам местных бюджетов. Первая группа регионов, у которых доля расходов на зарплату составит 40-45%, вторая - 45-50% и третья - больше 50%. Что получилось? В первую группу попадают 36 регионов, во вторую - 24 и в третью - 9 регионов. У остальных этот показатель ниже 40%.

- А каков оптимальный, на ваш взгляд, уровень расходов по зарплате в доле доходов регионов?

- Примерно 27 - 30%.

- А критический?

- Более 50% уже опасно. Но следует заметить еще один нюанс. Поскольку значительная часть территории нашей страны находится в северных широтах, то во многих регионах остро стоит проблема с оплатой расходов на тепло, энергию, на предоставление других жилищно-коммунальных услуг. И если мы посмотрим на регионы Дальнего Востока и Севера, то там доля зарплаты в бюджете сравнительно небольшая - порядка 30-40%, но в то же время у них значительная часть расходов уходит на осуществление коммунальных платежей. Если приплюсовать к расходам на оплату труда средства, направляемые на оплату ЖКУ, получается, что 49 регионов будут тратить по этим двум позициям от 55% до 60% своих доходов, 34 региона - 60-70% и 15 регионов будут тратить свыше 70% от общего объема бюджетных доходов. Получается, что у этих 15 регионов маневренность бюджета очень низкая. Вот где таится серьезная угроза для региональных бюджетов. Получается, что эти субъекты не имеют возможности выделять средства на дополнительную социальную помощь, инфраструктурные мероприятия и другие цели.

- Вы упомянули о том, что в прошлом году федеральный центр предоставил регионам 10 млрд. рублей в качестве финансовой помощи для оплаты труда. А сколько он собирается дать им в этом году для того, чтобы местные власти избежали проблемы роста задолженности по зарплате и смогли сбалансировать свои бюджеты?

- В 2004 году регионам планируется предоставить в два раза больше - 20 млрд. рублей. Из них 15 млрд. рублей уже распределены в федеральном бюджете. А 5 млрд. рублей еще предстоит распределить по итогам первого полугодия. И здесь одним из критериев также будет являться обеспеченность регионов ресурсами для выплат в полном объеме зарплат бюджетникам. На самый `пожарный` случай мы, конечно, можем использовать предоставление ссуд из федерального бюджета - в прошлом году центр уже прибегал к подобной практике. Однако нужно заметить, что вся задолженность по бюджетным ссудам, согласно закону о бюджете, должна быть погашена регионами до 1 августа 2004 года. Поэтому использовать этот источник следует только в исключительных случаях.

- Вы упомянули об одном из критериев, которым центр будет руководствоваться при распределении 5 млрд. рублей из 20-миллиардной финансовой помощи регионам? А какими будут другие критерии. Не выйдет ли так, что деньги получат те регионы, которые будут `прибедняться` больше других? Или те местные лидеры, которые вхожи к высшему руководству страны?

- В Минфине, как ни в одном другом ведомстве, все распределение бюджетных средств осуществляется в соответствии с принятыми методиками. А методики эти абсолютно гласны и прозрачны. Поэтому возможность каких-то злоупотреблений, о которых вы говорите, отсутствует. Так же, как и возможность получить средства благодаря `особым подходам` к тому или иному региону.

- Делались ли расчеты по бюджетам сырьедобывающих регионов? Не секрет ведь, что в этом году их доходы будут сокращаться из-за перераспределения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Не получится ли так, что в их казне образуется `дыра`, которая объективно будет препятствовать им выполнять свои социальные обязательства в полном объеме?

- Скажу вам откровенно, что проблема действительно существует. Сырьедобывающие субъекты РФ теряют существенно. Доля поступлений НДПИ в доходах таких субъектов по этому году составляет 30-40%. Но с 2005 года ситуация изменится: у регионов будет оставаться только 5% поступлений от этого налога. Конечно, это приведет к сокращению доходной базы местных бюджетов. Это - с одной стороны. С другой стороны, надо помнить и о том, что у этих регионов выше и налоговый потенциал, и бюджетная обеспеченность на одного жителя РФ. И эти показатели останутся высокими даже после того, как мы перейдем на перераспределение НДПИ по формуле: 95% поступлений - в федеральный бюджет и 5% поступлений - в бюджеты регионов. Но и это еще не все. Не следует забывать, что у сырьедобывающих регионов накоплен неплохой `жировой запас`. А возник этот `жирок` вовсе не из-за заслуг местного руководства, а благодаря простому факту - на территории этих регионов были обнаружены месторождения полезных ископаемых. Сейчас мы изучаем вопрос перераспределения рентных платежей, которые по Конституции РФ принадлежат всей стране.

- На совещании у Галины Кареловой вы заявили о том, что в 2004 году Минфин не будет выделять финансовую помощь тем регионам, в которых образовалась задолженность по зарплате. Вы что же, будете применять это весьма жесткое предложение на практике?

- Да, такое предложение у нас действительно обсуждалось, но мы пришли к выводу, что на этот год создавать такие жесткие механизмы применительно к регионам нецелесообразно. Однако эта идея легла в основу другого предложения. В 2004 году мы будем предоставлять ссуды регионам на одном непременном условии: субъекты должны гарантировать, что у них не возникнет задолженность по зарплате и по обеспечению услуг ЖКХ. То есть наше предложение прошло в более мягком варианте, вот и все.

- А нет ли в этом случае опасности того, что задолженность по зарплате будет погашаться за счет недофинансирования других статей? Например, того же ЖКХ.

- Такая угроза действительно есть. Но нужно, чтобы регионы ответственно подходили к формированию бюджета и не закладывали туда скрытый дефицит. Кроме того, хотелось бы обратить внимание вот на что. Мы говорим о необходимости оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Однако если заглянуть в региональный бюджет, то порой можно увидеть поразительную ситуацию. Целый ряд территорий, которые жалуются на нехватку средств на зарплату, предоставляют налоговые льготы, имеют повышенные надбавки к зарплатам чиновников, осуществляют огромные и дорогостоящие инвестиционные программы. Все это приводит к тому, что возникает задолженность по осуществлению своих социальных обязательств. Поэтому одной из главных задач этого года будет являться приведение обязательств государства в соответствие с реальными возможностями бюджета. Эту работу мы должны проделать как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Каха КАХИАНИ

`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 203936
Опублик.: 12.04.04
Число обращений: 147


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``