В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Острый конфликт двух хозяйствующих субъектов, разразившийся на этой неделе в Красноярске, стал результатом реализации реформы электроэнергетики, в соответствии с которой сейчас создаются оптово-генерирующие компании (ОГК). Назад
Острый конфликт двух хозяйствующих субъектов, разразившийся на этой неделе в Красноярске, стал результатом реализации реформы электроэнергетики, в соответствии с которой сейчас создаются оптово-генерирующие компании (ОГК).
Премьер-министр России Михаил Фрадков еще не подписал соответствующие постановления кабинета министров, а стороны уже сейчас спорят о схеме финансирования одного из самых больших долгостроев - Богучанской гидроэлектростанции. Речь идет о РАО `ЕЭС` России и компании `Базовый элемент`.

Проблема состоит в том, что согласно концепции реформирования электроэнергетики России, гидрогенерация должна остаться под контролем государства. Соответственно, самые мощные сибирские станции должны войти в так называемый ОГК-8. И вместе с ними недостроенная Богучанская ГЭС, возведение которой началось еще в 1980 году в низовьях Ангары. РАО `ЕЭС` владеет в ней 61% акций, тогда как у их главного оппонента - `Базового элемента` - блокирующий пакет. Но первые до создания ОГК вкладывать деньги в строительство не спешат, а вторые вполне логично полагают, что чем раньше этот объект будет давать электроэнергию и создавать прибыль, тем лучше. И готовы вкладывать деньги уже сейчас. Стороны пытаются найти оптимальную схему инвестирования средств, но компромисса уже долгое время достичь не удается.

Всего, по предварительным расчетам, на достройку Богучанской ГЭС требуется чуть более 1 млрд. долларов. Сейчас же РАО `ЕЭС`, в соответствии с утвержденной российским правительством инвестиционной программой, ежегодно вкладывает в среднем по 14 млн. Согласно официальным данным, в прошлом году РАО вложило 725 млн. рублей, в 2002 - 415,4 млн. и 464,9 млн. рублей в 2001 году. Такими темпами, по оценкам специалистов, строительство может завершится не ранее 2050 года.

По словам члена правления РАО `ЕЭС` Валерия Зубакина, эти средства были взяты из той абонентской платы, которую заплатили в свое время потребители. То есть, другими словами, строительство ведется за счет потребителей, учитывая, что на российском рынке электроэнергии РАО `ЕЭС` является монополистом.

На прошлой неделе компания `Базовый элемент` предложила акционерам Богучанской ГЭС изыскать средства на завершение строительства за счет дополнительной эмиссии акций другой гидроэлектростанции - Красноярской ГЭС, распределение долей в которых зеркально противоположно. То есть `БазЭл` владеет контрольным пакетом, а РАО `ЕЭС` - блокирующим. Однако, руководство РАО выступило категорически против, усмотрев за этим попытку размыть их долю в уставном капитале этой компании, и нашли в этом решение нарушение действующего в России законодательства. Дело в том, что эмиссия акций не была согласована с Советом директоров компании. Во всяком случае это утверждают сотрудники РАО `ЕЭС России`.

Однако в пятницу председатель правления РАО `ЕЭС` Анатолий Чубайс изменил свою позицию, направив письмо председателю совета директоров компании `Базовый элемент` Олегу Дерипаске. В нем Чубайс предложил заключить договор долевого участия Красноярской ГЭС в строительстве Богучанской. `Это сделано для того, чтобы финансирование носило прозрачный характер`, - пояснил в пятницу журналистам Валерий Зубакин. Однако, это абсолютно не значит, что РАО согласилось с эмиссией акций Красноярской ГЭС и размыванием своей доли.

Собственно, в `долевом участии` и кроется основная суть конфликта. Как сказано выше, акции Богучанской ГЭС, принадлежащие РАО `ЕЭС` должны быть переданы ОГК-8. В случае же, если в финансирование строительства включится еще одна сторона, то их количество может уменьшиться и доля государственного монополиста в новой ГЭС может быть пересмотрена. Допустить этого правительство не может. Ведь в этом случае будет нарушен один из ключевых пунктов концепции реформы электроэнергетики. Таким образом суть конфликта определяется просто. Два инвестора - государство с одной стороны и частный бизнес с другой - спорят, кто должен финансировать строительство и на каких условиях.

Кроме того не совсем понятна и цена вопроса. Это признает и Валерий Зубакин. С одной стороны, не такие уж низкие тарифы на электроэнергию в России все равно не позволяют сделать этот проект привлекательным для других частных инвесторов помимо `Базового элемента`. А с другой - будущая прибыль после реализации бизнес-плана строительства Богучанской ГЭС также никому не известна. Компания же Олега Дерипаски заинтересована в капитальных вложениях только по одной причине - ее алюминиевые заводы станут основными потребителями электроэнергии, вырабатываемой на Богучанской ГЭС. Соответственно, и прибыль `Базовый элемент` будет получать не за счет реализации электроэнергии, а за счет реализации алюминия, выработанного с использованием более дешевых энергоносителей. А это совершенно невыгодно РАО `ЕЭС`, объективно заинтересованном в росте тарифов.

Таким образом ситуация с долгостроем, в который еще с советских времен `вбухано` огромное количество средств, оказалась патовой. С одной стороны есть инвестор, желающий вложить деньги, а с другой - хозяин недостроя, которому этот инвестор вовсе не выгоден. И найти выход из тупика по силам, похоже, только российскому правительству, которое должно принять волевое решение по данному вопросу.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203868
Опублик.: 12.04.04
Число обращений: 176


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``