В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гавриил ПОПОВ: `Левые деньги` Часть II. Окончание. Начало в номере за 8 апреля Назад
Гавриил ПОПОВ: `Левые деньги` Часть II. Окончание. Начало в номере за 8 апреля
Угрозы для руководства
Не очень размышляющий руководитель, сосредоточив `левые деньги`, начинает чувствовать себя сильнее. Его программа становится, как ему кажется, более близкой к осуществлению.
Но это - только видимость могущества. Те, кто изучал историю и теорию управления, знают главные опасности `левых денег`.
Кризис администрирования. `Левые деньги` искажают, дезорганизуют и в конце концов разлагают всю возглавляемую руководителем пирамиду власти.
Раз у руководителя есть деньги, которыми он сам свободно распоряжается, - перед руководителем начинают льстить, подхалимничать, угождать. Ему вместо правдивой информации подают то, что ему может нравиться.
Даже когда дополнительные деньги расходуют на вроде бы самые благородные цели - науку, культуру, образование, спорт, - и тогда дележ денег по воле начальства оказывается чрезмерно связан с его `свитой`, с его вкусами, предпочтениями, а порой и с его предрассудками и заблуждениями.
Вся пирамида власти, напитанная `левыми деньгами`, становится все боле хрупкой, все более уязвимой. И все менее пригодной для реализации тех самых целей, ради которых руководитель добивается права пользования `левыми деньгами`.
`Левые деньги` пошли в Чечню - и уже прокуратура `охотится` за бывшим премьером республики. `Левые деньги` были пожалованы на преодоление последствий наводнения на Лене, а о новом городе, который должен быть построен по указанию президента, что-то не слышно. Вслед за `свободой` идет бесконтрольность, а за ней - коррупция.
Кризис демократии. `Левые деньги` подрывают и разлагают демократию.
Демократия - это система, где народ платит налоги и выбирает тех, кто будет распоряжаться этими деньгами. И нет ничего опаснее для демократии, чем появление в ней каких-то `левых денег`, дополнительных, внебюджетных. Даже святая святых демократии, ее фундамент - выдвижение кандидатов и выборы - не могут избежать натиска `левых денег`.
В итоге лидеры и вся номенклатура лишаются главного козыря демократии - защиты законами и поддержки масс. Того, что делало их уверенными и твердыми.
В обычных условиях механизм демократии и выдвигает лидеров, и поддерживает их, и контролирует их, и страхует от ошибок. А в демократии, затопленной половодьем `левых денег`, все меняется. Если кризис администрирования означает серьезную болезнь, то кризис демократии делает эту болезнь неизлечимой.
Вот почему `левые деньги` - не только резерв развития и новые возможности, но и новые угрозы. И нужна огромная сильная воля лидеров, понимание ими всех преимуществ законности, всех резервов демократии, чтобы правильно подойти к `левым деньгам`. Большое, внезапно свалившееся наследство часто губило не только отдельных людей, но и самых перспективных лидеров.


Как и где эффективны `левые деньги`
Чтобы `кошелек с деньгами` принес пользу, необходимо правильно решить две проблемы: как и куда их инвестировать. Сначала о том как.
`Левые деньги` появляются в силу чрезвычайных обстоятельств - например роста цен на нефть. Но чрезвычайное происхождение денег надо уравнивать, компенсировать включением их в нормальный государственный бюджетный процесс.
А в этом процессе все давно отработано: и формирование информации, и порядок рассмотрения, и порядок принятия решений, и, что очень важно, механизмы контроля.
Конечно, `левые деньги` - не те, что получены от налогов, установленных депутатами и поступающих в бюджет. Строго говоря, депутаты к новым деньгам имеют такое же условное отношение, как и администрация. Поэтому механизм накопления и расходования `левых денег` не может быть таким же, как и в бюджетном случае. Особенности тут необходимы. Но стандартность процедур, уход от произвола - не менее необходимы.
Теперь по вопросу, на что расходовать `левые деньги`. Предположим, что мы решили за их счет повысить пенсии. Но завтра цены на нефть могут упасть. Что тогда делать? Отбирать у пенсионеров надбавки? Мало у кого хватит мужества признать ошибочным решение о надбавках. Так что скорее всего платить надбавку будут, а так как ее нечем покрыть, пойдут по пути обесценивания денег. Благое намерение повысить пенсии обернется обесцениванием даже их основной части.
Поэтому логичнее сформулировать такое правило: `левые деньги` нельзя расходовать на то, что потом надо будет возобновлять постоянно. `Левые деньги` можно тратить на отдельные, четко ограниченные во времени, имеющие начало и конец процессы. Грубо говоря, дом для пенсионеров строить можно на `левые деньги`, а вот ежегодное содержание требует нормальных, постоянных источников в форме налогов или платежей.
А какими должны быть эти конечные проекты? Их надо выбирать на самых главных, самых ключевых направлениях развития.
Естественно, что в СССР, где все было в руках бюрократии, обсуждения экономических перспектив не могли не ограничиваться государственной собственностью. Но экономика постиндустриального строя основана на трех китах: государственная, частная и коллективная собственность. И движут ими как усилия власти, так и усилия рынка и конкуренции. В этом его преимущество и перед капитализмом, и перед социализмом. И когда я ничего не слышу, как собираются власти помогать частному сектору `левыми деньгами`, как они намерены обеспечивать ими конкуренцию и рынок, - я начинаю опасаться за наше развитие в целом. Что можно сказать о кучере, который из всей тройки кормит и поит только одного коня?..
Поэтому `левые деньги` надо включать в те звенья постиндустриализма, которые у нас наиболее отстают. Это - частная собственность и конкуренция в целом, и малый бизнес в особенности.
Малый бизнес - это в постиндустриальных сферах, где заняты до 50% населения. Независимый гражданин этой сферы - опора демократии и главная преграда и олигархическим тенденциям, и бюрократическому административному ресурсу. Поэтому логично первой сферой `левых денег` сделать программу `Малый бизнес`.
В этой программе предусмотреть создание технической базы для малого бизнеса - от строительства блошиных рынков до сдаваемых бесплатно первых этажей зданий. И многое, многое другое, что давно известно по опыту других стран.
Вторая потенциальная сфера инвестирования `левых денег` - тоже малый бизнес, но интеллектуальный. Интеллектуализация - я писал об этом в `МК` от 15 января 2004 г. - одна из генеральных задач России. А в ней - развитие интеллигенции, людей, которые сделали умственный труд своей профессией. Необходимо поддерживать любые негосударственные структуры интеллигенции - прежде всего путем строительства помещений, сдаваемых бесплатно частным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта. Особенно нужны технические парки (технопарки) - научно-технические центры малого бизнеса. `Независимый интеллектуальный бизнес` - вторая сфера для `левых денег`.
Третья область инвестирования `левых денег` - техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства. Никакая настоящая реформа ЖКХ без такого перевооружения невозможна. А без нее невозможен тот свободный работник, без которого нет постиндустриализма. Ведь значительная часть наших граждан, привязанных к жилью, - это своего рода крепостные крестьяне, которые когда-то были привязаны к земле. И как эта привязанность к земле крестьян душила в России предпринимательство и капитализм, так привязанность к жилью граждан связывает нормальное экономическое развитие, конкуренцию, межотраслевые и межрегиональные переливы ресурсов.
Программа технического перевооружения ЖКХ может начаться с самого элементарного - с обеспечения граждан бесплатными счетчиками воды, тепла, телефонных разговоров. С установки регуляторов расхода тепла и света, а в перспективе - новых систем отопления. И - прежде всего - переход к жизни в собственных коттеджах, с преодолением и автомобильных пробок, и экологически опасных зон.
Реформа базы ЖКХ - типичная область применения `левых денег` - и находится на генеральном направлении развития страны, и четко очерчена по срокам, и ясна по содержанию.
И еще об одной потенциально важной сфере приложения `левых денег` хотелось бы сказать.
Это - выплаты долгов. Внешних, чтобы они не висели над страной. И внутренних - перед гражданами, у которых были заморожены в 1991 году вклады, - чтобы не сделать и новую Россию экспроприаторским государством.
Вот эти четыре программы и могли бы быть главной сферой инвестирования тех денег, которые судьба подарила нам.


Московский Комсомолец
от 09.04.2004
Гавриил ПОПОВ, президент Международного университета (в Москве)http://nvolgatrade.ru/

Док. 203785
Опублик.: 09.04.04
Число обращений: 439

  • Попов Гавриил Харитонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``