В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Кандель: `Прийти в Косово Россия может только в качестве равноправного партнера НАТО` Назад
Павел Кандель: `Прийти в Косово Россия может только в качестве равноправного партнера НАТО`
В последнее время в свете катастрофического ухудшения ситуации в Косово Россия активизировала свою дипломатическую деятельность в этом направлении, утверждая, что необходимы новые инициативы для предотвращения этнических чисток в этом сербском крае. Однако, какими могут быть эти инициативы, ничего не говорится. На сегодняшних переговорах с генсеком НАТО, а до этого с лидерами Германии и Франции, Москва ставит косовский вопрос едва ли не в центр внимания. О том, что именно может предпринять Россия в Косово сегодня, в интервью обозревателю Страны.Ru Ксении Фокиной рассказал заведующий сектором этнополитических конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель.

- Павел Ефимович, на переговорах с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером в Москве ему дали понять, что операция НАТО в Косово провалилась. Одновременно говорится о необходимости новых, радикальных мер по предотвращению насилия в крае. Как вы оцениваете то, что произошло за пять лет присутствия НАТО в Косово?

- Ситуация в Косово находится в том же положении, в котором она была в 1999 году, когда в сербский край были введены войска НАТО и установлен международный протекторат. Тогда были провозглашены конец этнических чисток в отношении албанцев и создание демократического многонационального Косово как полноценной автономии в составе Югославии. Это была декларативная цель. Реально же первый погром сербского населения, после которого около 220 тысяч жителей Косово неалбанского происхождения бежали из края, был учинен именно в тот момент, когда натовские миротворцы входили в край, пустив вперед себя так называемую `Армию освобождения Косово`, которая этот погром и учинила. После этого вся политика западного сообщества, взявшего контроль над краем, сводилась к его обособлению от Югославии с тем, чтобы, в конечном счете, предоставить ему независимость. При этом протесты сербского населения Косово и властей Югославии игнорировались. А тот факт, что сербское население продолжало жить в изолированных гетто, не имея возможности свободно передвигаться и гарантий безопасности, также игнорировался.

- Можно ли говорить о том, что сейчас НАТО решит изменить свою политику, если учесть, что за пять лет она не привела к улучшению ситуации в крае?

- Теоретически она должна измениться, потому что ясно, что в нынешней ситуации она просто не может оставаться прежней.

- Насколько вероятно, что Россия выступит с инициативой по Косово? И какой может быть эта инициатива?

- Пока вклад России состоит в том, что она постоянно будирует этот вопрос, выносит его на повестку дня, не дает замалчивать его, что уже неплохо. Но готова ли Россия к большей активности, сказать сложно. Позиция российских властей выглядит несколько двусмысленно, так как, с одной стороны, утверждается, что ситуация вышла из-под контроля, с другой, выводя свои войска из Косово, они заявляли, что ситуация в крае настолько нормализовалась, что нет необходимости в их присутствии. Что в принципе достаточно смехотворно.

- Какую политическую выгоду могла бы извлечь Россия из своего присутствия в Косово, учитывая необходимость показать свое влияние на фоне расширения НАТО? Тем более, что Москва, как утверждают дипломатические источники, собирается именно своим участием в решении косовской проблемы показать, что без нее невозможно разрешение таких конфликтов.

- Для того, чтобы что-то показать, нужно там присутствовать. Конечно, и слова в дипломатии имеют какое-то значение, однако, прежде всего необходимы действия.

- Но хотя бы теоретически Москва могла бы послать в Косово своих миротворцев?

- Для этого надо добиваться изменения формата проведения операции, изменения роли России там. Потому что единственное основание, по которому имело смысл выводить войска тогда, это то, что Россию не устраивал ни формат операции, ни ее действительные цели и задачи, ни способ ее проведения, ни подчиненное положение российского контингента, но об этом тогда ничего не говорилось. Просто тихо вывели войска, и все. Если западные партнеры согласятся с новой ролью России в Косово, что тоже маловероятно, то она сможет сыграть какую-то позитивную роль на месте.

- Если Россия примет решение о необходимости своего присутствия в Косово, в каком формате это могло бы осуществиться? Исключительно в рамках НАТО?

- Самостоятельное участие невозможно ни в практическом, ни в юридическом смысле. Другое дело, на что конкретно согласится НАТО. Если на прежнюю форму нашего участия, когда российский контингент был рассосредоточен по территории края и не имел собственного сектора ответственности, то в таком формате участие России вряд ли целесообразно.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203766
Опублик.: 09.04.04
Число обращений: 96


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``