В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Генерального Секретаря ООН в Комиссии по правам человека (женева, 7 апреля 2004 года) Назад
Выступление Генерального Секретаря ООН в Комиссии по правам человека (женева, 7 апреля 2004 года)
Г-н Председатель,

Ваши Превосходительства, дамы и господа,
Хорошо, что мы вместе соблюли эту минуту молчания.
Мы никогда не должны забывать нашу коллективную неспособность
защитить по меньшей мере 800 000 беззащитных мужчин, женщин и детей,
погибших в Руанде десять лет назад.
Такие преступления нельзя повернуть вспять.
Такие неудачи нельзя исправить.
Мертвых нельзя вернуть к жизни.
Так что мы можем сделать?

Во-первых, мы все должны признать нашу ответственность за то,
что мы не сделали больше для предотвращения или прекращения геноцида.
Ни Секретариат Организации Объединенных Наций, ни Совет
Безопасности, ни государства-члены в целом, ни международные средства
массовой информации не уделяли достаточного внимания надвигающимся
признакам беды. И еще в меньшей степени мы принимали своевременные
меры.

Когда мы вспоминаем такие события и задаемся вопросом `почему же
никто не вмешался?`, мы должны адресовать этот вопрос не только
Организации Объединенных Наций или даже ее государствам-членам.
Претендовать на неведение не может никто. Все, кто играл хотя бы
какую-то роль в мировых делах в то время, должны спросить: `Что еще мог
я сделать? Как я буду реагировать в следующий раз - и что я делаю
сейчас, чтобы уменьшить вероятность того, что будет следующий раз?`.

Эти вопросы, пожалуй, в большей
мере, чем любые другие, занимали мои мысли с тех пор, как я стал
Генеральным секретарем. Если говорить о том, какое наследие я хотел бы
больше всего оставить своим преемникам, - так это Организацию, и лучше
обеспеченную для предотвращения геноцида, и способную принимать
решительные меры для его прекращения, когда предотвращение не достигает
успеха.

Многие из моих действий в качестве Генерального секретаря
предпринимались именно с учетом этого. Однако я знаю, что моих усилий
недостаточно. Угроза геноцида остается устрашающе реальной.

Поэтому в качестве единственного достойного мемориала, который
Организация Объединенных Наций может воздвигнуть тем, кого ее
бездеятельность в 1994 году обрекла на смерть, и в соответствии с тем,
что было рекомендовано в 1999 году в ходе независимого расследования
действий Организации Объединенных Наций во время геноцида в Руанде, я
хочу сегодня объявить о Плане действий по предотвращению геноцида,
охватывающем всю систему Организации Объединенных Наций.

Позвольте мне резюмировать этот план по пяти разделам.

Во-первых, предотвращение вооруженных конфликтов.

Геноцид практически всегда происходит во время войны. Даже
самые терпимые люди, как только они начинают воевать, относят некоторых
из своих собратьев к категории врагов, приостанавливая при этом действие
табу, запрещающего преднамеренное убийство человека. И почти во всех
случаях они соглашаются с тем, что мирных жителей можно также убивать
или калечить, независимо от того, какие усилия прилагаются для
ограничения так называемого `побочного ущерба`.

Если только мы не проявим крайнюю осторожность, это может стать
началом быстрого падения в иную моральную сферу, в которой целые общины
называются врагом, а их жизнь не ставится ни в грош. А отсюда всего
лишь один шаг до реального и предумышленного уничтожения этих общин -
иными словами, всего лишь один шаг до геноцида.

Поэтому один из наилучших методов уменьшить вероятность геноцида
заключается в устранении причин конфликтов.

Поэтому план будет охватывать - и расширять - рекомендации, уже
вынесенные в моем докладе о предотвращении вооруженных конфликтов,
которые были одобрены и Советом Безопасности, и Генеральной Ассамблеей.
Мы должны помогать странам в укреплении их потенциала по
предотвращению конфликтов на местном и национальном уровнях.

Мы должны делать еще больше на региональном уровне для
недопущения того, чтобы конфликт в одной стране переливался в другую.

Мы должны уделять больше внимания экологическим проблемам и
напряженности в связи с конкуренцией вокруг природных ресурсов.

Мы должны работать совместно с международными финансовыми
учреждениями, гражданским обществом и частным сектором для обеспечения
того, чтобы молодежь имела возможность для самосовершенствования с
помощью образования и мирного труда, с тем чтобы ее не так легко было
завербовать в банды грабителей и в ряды ополченцев.

Мы должны защищать права меньшинств, поскольку именно они
являются наиболее частыми целями геноцида.

С помощью всех этих - да и других - средств мы должны заняться
коренными причинами насилия и геноцида: ненавистью, нетерпимостью,
расизмом, тиранией и дегуманизирующими публичными выступлениями,
лишающими целые группы людей их достоинства и их прав.

Позднее в этом году я представлю Генеральной Ассамблее
всеобъемлющий доклад.

Во-вторых, защита гражданского населения в условиях вооруженного
конфликта.

Когда мы не можем предотвратить конфликт, одна из наших самых
первостепенных задач должна состоять в защите мирных жителей. Сторонам
в конфликте - не только государствам, но и негосударственным субъектам -
необходимо постоянно напоминать об их ответственности согласно
международному гуманитарному праву за защиту гражданского населения от
насилия.

С этим сейчас согласился Совет Безопасности, и система
Организации Объединенных Наций занимается выработкой платформы действий
по защите гражданского населения. Однако преобразовать ее в конкретные
результаты будет нелегко. Во все большем и большем числе конфликтов мы
видим, что мирные жители, включая женщин и детей, уже не просто
`оказываются под перекрестным огнем`. Они становятся прямыми жертвами
насилия и изнасилования, поскольку война ведется против всего общества.

Когда же мирные жители становятся целью для преднамеренных
нападений, поскольку они принадлежат к той или иной конкретной общине,
мы являемся свидетелями потенциального - если не реального - геноцида.

Мы уже не можем позволить себе закрывать глаза на эту суровую
динамику. И мы уже не должны думать, что призывы к морали или
состраданию окажут большое воздействие на людей, которые преднамеренно
осуществляют стратегию убийства и насильственного изгнания.

Вот почему многие из наших миротворцев - миротворцев Организации
Объединенных Наций - сегодня уже не ограничены использованием силы
только в порядке самообороны. Они также правомочны делать это для
защиты их мандата, а этот мандат часто недвусмысленно предусматривает
защиту местного гражданского населения, находящегося под угрозой
неминуемого насилия.

Свежим примером является конголезская провинция Итури, где
этнические конфликты явно могут перерасти в геноцид. В прошлом году
ситуация была стабилизирована за счет своевременного вмешательства
Европейского союза с санкции Совета Безопасности, а сегодня
миротворческие силы Организации Объединенных Наций удерживают местных
ополченцев под контролем.

Однако ситуация остается зыбкой, но она отнюдь не уникальна.
План требует, чтобы и Секретариат, и Совет Безопасности держали
постоянно в поле зрения мандаты и ресурсы всех наших миротворческих сил,
особенно с учетом угрозы геноцида, и были готовы оперативно усиливать
их, когда возникает необходимость.

В-третьих, необходимость покончить с безнаказанностью.

У нас мало надежды на то, чтобы предотвратить геноцид или
успокоить тех, кто живет под страхом его повторения, если люди,
совершившие это самое гнусное из преступлений, не привлекаются к
ответственности, а остаются на свободе. Поэтому крайне важно, чтобы мы
создавали и сохраняли действенные судебные системы, как национальные,
так и международные, с тем чтобы с течением времени люди увидели, что
никто не остается безнаказанным за такие преступления.

Работая параллельно с руандийской системой правосудия, которая
возбудила судебное преследование против многих лиц, совершивших акты
геноцида, Международный уголовный трибунал по Руанде вынес исторические
вердикты, давшие ясный сигнал тем, кто может подумывать о геноциде в
других странах.

Это был первый международный суд, вынесший обвинительные
заключения за это преступление; первый суд любого рода, счевший бывшего
главу правительства ответственным за геноцид; первый суд, вынесший
определение о том, что изнасилование использовалось как акт геноцида; и
первый суд, постановивший, что журналисты, которые подстрекают население
к геноциду, сами виновны в этом преступлении.

План требует пересмотра работы этого трибунала и других, как
национальных, так и международных, судебных органов в плане наказания за
геноцид и его пресечения, с тем чтобы мы могли извлечь уроки на будущее.
Он требует уделения особого внимания странам, столкнувшимся с конфликтом
или находящимся под угрозой конфликта. Он требует бoльших усилий для
достижения широкой ратификации Римского статута, с тем чтобы новый
Международный уголовный суд мог эффективно заниматься преступлениями
против человечности, когда национальные суды не способны или не склонны
делать это.

В-четвертых, раннее и четкое предупреждение.

Одна из причин нашей неудачи в Руанде заключалась в том, что до
этого мы не осознавали, что геноцид может быть реальной возможностью. А
когда он начался, мы слишком долго не могли заставить себя признать его
или назвать его своим именем.

Если мы серьезно относимся к предотвращению или прекращению
геноцида в будущем, нас не должны сдерживать легалистические споры о
том, соответствует ли то или иное зверство определению геноцида или нет.
К тому времени, как мы будем в этом уверены, нередко может оказаться
так, что принимать меры слишком поздно. Мы должны распознавать признаки
приближающегося или возможного геноцида, дабы мы могли принимать
своевременные меры для его недопущения.

В этом плане группы гражданского общества могут играть жизненно
важную роль. Нередко именно в их сообщениях впервые обращается внимание
на грозящую катастрофу - и слишком часто они игнорируются.

Система Организации Объединенных Наций по правам человека также
несет особую ответственность. Эта Комиссия, благодаря работе своих
специальных докладчиков, независимых экспертов и рабочих групп, а также
договорных органов и Управления Верховного комиссара, должна иметь
хорошие возможности для того, чтобы давать сигнал тревоги. И
действительно, ваш Специальный докладчик по внесудебным казням указывал
на многие предостерегающие признаки в Руанде еще за год до того, как
произошел геноцид. Увы, никто не обращал на это внимания.

Проблема заключается в том, чтобы целенаправленно обобщать всю
эту информацию, так чтобы лучше понимать сложные ситуации и тем самым
быть в состоянии предлагать надлежащие меры. В настоящее время все еще
существуют заметные пробелы в нашей способности анализировать и
использовать информацию, которая у нас есть. План имеет целью исправить
это.

Одно решение, которое я уже принял, предусматривает создание
новой должности Специального советника по предотвращению геноцида,
который будет представлять через меня доклады Совету Безопасности и
Генеральной Ассамблее, а также этой Комиссии.

Мандат этого Советника будет касаться не только геноцида, но и
массовых убийств и других широкомасштабных нарушений прав человека,
таких, как этническая чистка. Его или ее функции будут следующими:

во-первых, тесно сотрудничать с Верховным комиссаром в плане
сбора информации о потенциальных или существующих ситуациях или угрозах
геноцида и их увязке с международным миром и безопасностью;

во-вторых, выступать в качестве механизма раннего предупреждения
для Совета Безопасности и других частей системы Организации Объединенных
Наций;

и, в-третьих, выносить Совету Безопасности рекомендации о мерах,
которые надлежит принимать для предотвращения или прекращения геноцида.

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Это подводит меня к пятому и последнему разделу плана действий,
который касается необходимости принятия быстрых и решительных мер, когда
мы узнаем, что, несмотря на все наши усилия, геноцид происходит или
вот-вот произойдет.

Слишком часто, даже при наличии изобилующих предупреждающих
признаков, нам не хватает политической воли к действиям.

Все, кто осуществляет геноцид, совершают преступление против
человечества. Человечество должно реагировать на это путем принятия мер
для своей собственной защиты. Имеющимся в распоряжении человечества
инструментом с этой целью должна быть Организация Объединенных Наций, а
более конкретно - Совет Безопасности.

В этой связи позвольте мне здесь и сейчас заявить, что я
разделяю большую обеспокоенность, выраженную на прошлой неделе восемью
независимыми экспертами, назначенными этой Комиссией, по поводу
масштабов сообщаемых нарушений прав человека и гуманитарного кризиса,
развертывающегося в Дарфуре, Судан.

В пятницу на прошлой неделе Координатор чрезвычайной помощи
Организации Объединенных Наций сообщил Совету Безопасности, что
`отмечается ряд последовательных преднамеренных действий, направленных,
по всей видимости, на достижение конкретной цели: принудительное и
долгосрочное перемещение определенных общин, которое можно назвать также
термином `этническая чистка``. В своей оценке он исходит из сообщений
нашего международного персонала, который работает на местах в Дарфуре и
является непосредственным свидетелем происходящего, а также моего
собственного Специального посланника по гуманитарным вопросам в Судане
посла Врольсона, посетившего Дарфур.

Г-н Председатель, эти сообщения вызывают у меня дурное
предчувствие. Какими бы словами международное сообщество ни описывало
эту ситуацию, оно не может бездействовать.

По приглашению правительства Судана я предлагаю направить в
Дарфур группу высокого уровня для установления подлинных масштабов и
характера этого кризиса и обеспечения более широкого доступа к тем, кто
нуждается в помощи и защите. Крайне важно, чтобы сотрудники
международных гуманитарных организаций и эксперты по правам человека
незамедлительно получили полный доступ в этот район и к потерпевшим.
Если они его не получат, то международное сообщество должно быть готово
принять быстрые и соответствующие меры.

Под `мерами` в таких ситуациях я имею в виду непрерывную цепь
шагов, которые могут включать военные действия. Однако последние должны
всегда рассматриваться как крайняя мера, которая может использоваться
лишь в крайних случаях.

Нам очень нужны четкие руководящие указания в отношении того,
как определять такие крайние случаи и как реагировать на них. Такие
руководящие указания обеспечивали бы, чтобы у нас не было никакого
оправдания для игнорирования реальной опасности геноцида, когда она
возникает. Они также обеспечивали бы бoльшую ясность и тем самым
помогали бы уменьшить подозрения насчет того, что утверждения о геноциде
могут служить предлогом для агрессии.

Серьезная попытка выработать такие руководящие указания была
предпринята Международной комиссией по вопросам вмешательства и
государственного суверенитета в ее докладе об ответственности по защите.
Эта комиссия заложила весьма полезную основу для работы Группы высокого
уровня по угрозам, вызовам и переменам, которая, несомненно, не может
избежать этого вопроса, размышляя о том, как улучшить нашу систему
коллективной безопасности. Я искренне надеюсь, что рекомендации Группы
приблизят консенсус, и я настоятельно призываю все государства-члены
предпринять подлинные усилия для его достижения.

Однако давайте не будем ждать, пока не произойдет - или уже не
начало происходить - самое худшее.

Давайте не будем ждать, пока единственной альтернативой военным
действиям не будет тщетное ломанье рук или бесчувственное равнодушие.

Давайте, г-н Председатель, относиться серьезно к предотвращению
геноцида.

Только так мы можем почтить память жертв, которых мы вспоминаем
сегодня. Только так мы можем спасти тех, кто может стать жертвами
завтра.

Большое спасибо!http://nvolgatrade.ru/

Док. 203753
Опублик.: 09.04.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``