В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парабола Шаталова Школьный курс - за пять дней Назад
Парабола Шаталова Школьный курс - за пять дней
Уникальный шанс выпал столичным школьникам на весенних каникулах - легендарный педагог Виктор Шаталов давал уроки. За пять дней его ученики успели пройти весь школьный курс физики и математики. Увы, воспользовались редкой возможностью всего полтора десятка человек. О методике Виктора Федоровича сегодня знают немногие. Он же, в силу возраста, редко бывает в Москве, а ведь когда-то его имя гремело...
Корреспондент `МК` оказался единственным журналистом, побывавшим на уникальных уроках.

За партами в основном мальчишки, но впереди, как всегда, девочки. Шаталов играючи объясняет то, чему ребят безуспешно пытались обучить в течение нескольких лет.
- Вы должны запомнить одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам, - поясняет Виктор Федорович одну из главных тем геометрии. - Остальное следует из этого.
Ребята слушают открыв рот.
- Смотрите, - Шаталов показывает на треугольник, - зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник.
И тут же демонстрирует это на доске. Объяснять сложное через простое - основа уроков Шаталова. Он первым применил интенсивную методику в математике, до этого считалось, что интенсив годится лишь для иностранных языков. Дима Горяинов из подмосковного Королева пришел на занятия с бабушкой.
- Математичка в школе объясняет непонятно, - жалуется Дима, - а потом дает упражнения. Как их делать - никто не знает. У меня по геометрии никогда хороших отметок не было, а теперь любую тему смогу ответить.
В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении.Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать `общую картину`, то кусочки легко встанут на свои места.
Свою уникальную методику Виктор Федорович создал не сразу. Пятьдесят лет назад он начал карьеру учителя в родном Донецке. Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально `вымучивают` алгебру, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. Ученикам вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и не учат мыслить логически. А ведь математика построена на логике.
Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного `линейного` обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов `минимизировал` учебники - `выжал` из них всю `воду`, оставил лишь существенное. Поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов - они в несколько раз тоньше.
Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: `Отличников легко учить. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой`. Новации учителя приняли далеко не все - чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычней было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были... школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. `Шаталов научит моих ребят за месяц, - разоткровенничалась одна учительница, - а что мне потом с ними делать?` Зато сами школьники быстро убедились: учиться `по Шаталову` намного легче и интересней, чем по старым учебникам. Вместо `двоек` у ребят стали появляться `пятерки`, уменьшились прогулы. Многие из учеников Виктора Федоровича сделали успешную научную карьеру. Среди его воспитанников - 62 кандидата и 12 докторов наук, 64 человека стали мастерами спорта.
После обретения Украиной независимости интерес к методике Шаталова на его родине угас. Шаталов сегодня трудится профессором в Донецком институте социальной педагогики и лишь во время школьных каникул приезжает в Москву, чтобы провести занятия с ребятами. Жаль только, что учеников набирается немного. А ведь Виктору Федоровичу уже за семьдесят...

Московский Комсомолец
от 08.04.2004
Игорь СЕРГЕЕВ.http://nvolgatrade.ru/

Док. 203703
Опублик.: 08.04.04
Число обращений: 60


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``