В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Хомяков: Социология и рейтинги - это `вешалка`, с которой начинается избирательная кампания Назад
Валерий Хомяков: Социология и рейтинги - это `вешалка`, с которой начинается избирательная кампания
Уважаемые господа, в начале нашего разговора мы все были свидетелями `гнусных инсинуаций` в адрес нашего председательствующего со стороны моего лучшего друга Иосифа Дискина, который почему-то сравнил обсуждаемую тему с парикмахерской.

Я думаю, что тема совершенно своевременна и правильная. Социология и рейтинги - это не парикмахерская, это `вешалка`, с которой начинается избирательная кампания. Меня несколько насторожил ряд выступлений, где наши замечательные коллеги-социологи попытались от нас, экспертов и политологов, как-то дистанцироваться, мол, мы сами по себе, вы сами по себе. Я думаю, это не удастся, поскольку всем мы в одной упряжке, включая журналистов, и все мы так или иначе призваны помогать нашим замечательным политикам обманывать наш замечательный народ. Вопрос только в одном: можно обманывать честно, а можно обманывать нечестно.

Мне представляется, что роль рейтингов в разные периоды избирательной кампании принципиально иная. В конце избирательной кампании рейтинги призваны создать мотивацию для своего ядерного электората: приди - проголосуй, у нас немножко не хватает голосов, мы можем не попасть в Госдуму. А вот что касается нынешнего этапа, то есть начала избирательной кампании, то здесь рейтинги играют совершенно иную функцию. И правы те, кто говорит, что эти рейтингами не адресованы избирателям.. Не до народа сейчас. Сейчас стоит вопрос о формировании бюджета, о повышении `ликвидности` мест в партийном списке. Если рейтинг у КПРФ огромнейший, то соответственно, и цена на место в списке огромная. А если у СПС или Яблока пограничный рейтинг для прохождения в Думу, соответственно цена места падает. Так что рейтинги не имеют никакого отношения к политологии. Это экономика и деньги.

Есть и еще одна функция применения завышенных рейтингов. Это стремление заполучить клиента. Каждый из нас может привести массу примеров из этой области. Допустим, политикь, который собирается в президенты. Но что-то побаивается, потому что вроде бы не последний человек в стране, а с другой стороны рейтинг 1,5%. Приходят ребята, говорят: `Ты чего, мужик, у тебя 20%, мы померили`. Он идет на выборы расходует огромные средства, а в результате все равно получает 1,5%. Но дело сделано, люди заработали.

Условно говоря, есть масса технологий, о которых все вы здесь прекрасно знаете. Допустим, шансов для победы явно не хватает, и тогда политтехнологи, сговорившись с социологами, решают придумать что-нибудь такое, чтобы заставить клиента раскошелиться. Говорят, например: `Мужик, нам надо обойти всю страну от двери к двери, это самая эффективная технология`, показывают на КПРФ, говорят, мол, ты видишь, что они избираются 10 лет за счет этого и неплохо себя чувствуют. Дальше, естественно, эта технология выстраивается, находятся 100, 200, 1000 людей, которые, якобы, находят еще 1000 человек. Выстраивается пирамида, клиент начинает в это свято верить, деньги уходят. Потом ездишь по регионам, и тебе говорят: `Слушай, а тот парень с нами рассчитается или нет?`, хотя выборы закончились, деньги исчезли, и никто их не найдет.

Этот сказано мною как экспертом. А как гражданина меня давно мучает один вопрос: социология в условиях управляемой демократии и коррумпированного государства - это наука или уже становится псевдонаукой, служанкой обслуживающей либо власть, либо олигархические структуры? Ответа у меня нет. Если кто-нибудь меня убедит в обратном, я буду благодарен.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/201.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203603
Опублик.: 07.04.04
Число обращений: 1062

  • Хомяков Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``