В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада: Через четыре с половиной года Президент возглавит парламенское большинство Назад
Ирина Хакамада: Через четыре с половиной года Президент возглавит парламенское большинство
Я хотела бы все-таки объяснить поставленный мной диагноз и уточнить, к кому я его применила. Диагноз раздвоения сознания, фактически шизофрении, я применяла по отношению к состоянию политического класса. И с этой точки зрения на самом деле для меня послание Президента - это чемодан с двойным дном. Это айсберг - есть некая верхушка, которую достаточно профессионально разобрали в течение двух дней. А если посмотреть, что там внутри, то там, оказывается, заложены достаточно серьезные и перспективные базовые вещи, и об этом я бы хотела поговорить. Например, с чем связано раздвоение политического сознания политического класса? Наверное, связано с тем, что политический класс безропотно отдал власть бюрократии и не заметил, в какой момент это количество отданных функций перешло в качество. Теперь политический класс не может справиться с собственной консолидацией для решения действительно стратегических задач.

Это главная интонация послания. Если внимательно почитать и посмотреть, то фактически Президент обращается за помощью и призывает политический класс консолидироваться. И именно поэтому, когда мы задаем вопрос: кто оппозиция, а кто не оппозиция, я абсолютно согласна с Виталием Третьяковым - фактически весь политический класс оппозиция этой бюрократии. Он не может с ней справиться, слишком упустили время, все рычаги влияния уже находятся в других местах. Но он все-таки пытается бороться в условиях ограниченного жанра и ограниченных возможностей: это абсурдная ситуация, когда президент Византии в президентской стране на самом деле уже не обладает нужным ресурсом, чтобы провести свое решение, и он несет это людям, народу, гражданскому обществу, политическим партиям в своем послании.

Поэтому в оппозиции оказались все - Президент, СПС, `Яблоко`, даже `Единая Россия` в оппозиции к правительству. Вообще все клянут сейчас правительство, потому что когда ищешь, кто виноват, то нужно найти, и все. На самом деле Президент пошел глубже - он намекнул на неэффективность бюрократии как таковой, то в силу отсутствия консолидации и поддержки политического класса, он не может показать, как бороться с этой бюрократией, потому что на самом деле никто не сомневается, что он знает, как это делать. Но он не может это произнести, потому что скоро выборы, и если сегодня появится враг в лице бюрократии и олигархов, то еще неизвестно, какие будут результаты выборов в 2004 году.

Уберем предвыборную составляющую, сверхоружие, конвертируемость рубля, и т.д., проанализируем ту часть, которая реально обращена к политическому классу. Правительство парламентского большинства. Если на этот айсберг или на этот чемодан посмотреть и взять первое дно, то кажется: ну что это такое, все постепенно, все расплывчато, он сам на это решиться не может. Почему все решения отодвинуты в 2008 год - удвоение ВВП на 2008 год, реформа армии на 2008 год, он же закончит свои президентские полномочия?. Но если серьезно подумать, то мы начинаем понимать: у нас очень молодой президент, и в 2008 году ему будет всего лишь каких-то 55 или чуть больше лет, в общем, очень молодой президент, который закончит свое правление. Что делать дальше? Когда уходит президент пожилой, когда пора уже на отдых, тут нет проблем. А когда уходит Клинтон, то это Америка - можно вести ток-шоу, передачи, получать страшные деньги и жить дальше. А в России (в Византии), нужно искать площадку. Поэтому на самом деле правительство парламентского большинства и вообще парламентское большинство, которое формирует политику - это вот туда в 2008 год, и за оставшиеся четыре года это надо постепенно, аккуратно сделать. Поэтому туда и отправляются основные стратегические задачи, то есть, за это время к ним надо подготовиться. С этой точки зрения я себя поздравляю, потому что мне нравится такой президент, который захочет, может быть, вместе с политическим классом, сделать Россию парламентской республикой и, возглавив парламентское большинство, начнет двигаться в Европу, делать социально ориентированную эффективную экономику и так далее. С этой точки зрения, если посмотреть второе дно, то все логически укладывается.

Теперь берем первое дно, убирая предвыборные вещи, что сейчас делать, в текущем моменте. Здесь абсолютное недовольство. Путиным поставлен диагноз абсолютно правильный: несмотря на все замечательные темпы роста, фактически кризис. Это не произносится, но, судя по тому, как это разъясняется, это кризис, потому что рост идет за счет нефтяной конъюнктуры мирового рынка, бедность не преодолена, 25% населения находятся ниже прожиточного минимума. Да, рождаемость растет, но смертность увеличивается дикими размерами, приходится критиковать самого себя и говорить, что приняли неправильную концепцию о гражданстве, и так далее. То есть, кризис.

Но если это кризис, то тогда встает вопрос: что должен делать антикризисный менеджер? Он должен понимать, что в условиях кризиса, когда вы приходите в корпорацию, то первое, что вы делаете - серьезно меняете управление. Цены на нефть могут упасть в любой момент, и мы должны подготовиться к последующим четырем годам, особенно в сфере управления. И дальше здесь, кроме импульсов, ничего нет. И это на самом деле вызывает самое главное недовольство. Говорят, что конкретные механизмы не готовы. Здесь сидит большое количество экспертов, которые возразят: все готово, все есть -концепция структуры федерального правительства, какие функции должны выполняться, какие нет и какое должно быть соотношение по позиции между министрами, премьер-министрами, вице-премьерами и так далее - все разработано. Конечно, это может быть не оптимально, но это же выкидывается, это же все уничтожается, уже на уровне обсуждения в межправительственных и рабочих группах.

Отставка правительства - чистая конъюктура. Я видела, как готовился закон о государственной службе, два закона. Первый об основах, рамочных, и второй - о государственной службе. Он готовился не в правительстве, за него отвечает администрация Президента. И все идеи Михаила Дмитриева, все идеи господина Ясина, и гражданского общества - все были включены туда. Всё выкидывалось силовым методом, и фактически оба закона - это просто обман Президента, общества, политического класса, обман всех ожиданий. Говорить сейчас только о правительстве - наивно. Если мы серьезные люди, то мы должны говорить действительно о консолидации политического класса и о формировании условий, когда вместе с Президентом, который находится в оппозиции ко всему этому безобразию, совершить фактически управленческий рывок.

Виталий Третьяков: Если разделять политический класс и бюрократию, кто тогда входит в политический класс?

Ирина Хакамада: Я считаю, что политический класс - это элита, которая хоть какими-то инструментами связана с гражданским обществом и зависит от него. То есть, это губернаторы, это депутаты всех региональных собраний, это депутаты двух палат, это сам Президент - все, кто избирается. Все остальное - это бюрократия, которая работает на саму себя, не отвечает ни перед кем и даже никак не связана с обществом, только системой связи, телефонного права, потоками денег, лоббизмом и так далее. Олигархи - это туда, это не политический класс.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/235.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203596
Опублик.: 07.04.04
Число обращений: 560

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``