В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Симонов: Мы снова становимся селедками в бочке Назад
Алексей Симонов: Мы снова становимся селедками в бочке

Алексей Симонов: Мы снова становимся селедками в бочкеМне кажется, что названные крупнейшие события мы все-таки продолжаем рассматривать неким московским взором в отрыве от тех реальных хребтов, вершинами которых являются эти события. Потому что одномоментный ужас, который обуял нас по поводу закрытия ТВС как последней капли в ясной и четкой модели ликвидации свободы слова, на самом деле, не вполне соответствует реалиям. Этот процесс идет регулярно, он структурирован, он имеет региональные потоки, которые формируют такие же модели уничтожения независимых региональных СМИ: их уже давно практически нет.

В связи с этим - одно наблюдение. Мы довольно долго пытались понять, зависит ли состояние средств массовой информации в регионе от политических воззрений возглавляющих этот регион людей. Выяснилось, что совершенно не зависит. Так, одним из самых серьезных `зажимщиков` свободы слова в Краснодарском крае является представитель `Яблока`, а один из самых либеральных президентов в Чувашии вообще не допускает никакой свободы слова, там вообще никакого конфликта нет, потому что пресса вообще не выполняет свою обязанность быть цепным псом общества или общественных проблем. Ее просто нет и конфликтов соответственно нет. Выходят газеты, есть телевидение, а прессы нет.

Поэтому, когда мы говорим о том, что произошло и что происходит, не худо бы оглянуться за пределы Москвы.

Мне кажется, что мы обсуждаем проблему, которая не имеет решения. От целого ряда выступающих я услышал, что главная проблема состоит в том, знает Президент или не знает Президент, с кем вы, господин Президент, куда вы, господин Президент. Страна, в которой президент и первое, и последнее, и надгробное всякое другое слово - решающее, определяющее и так далее, - такая страна обречена на неуспех по той простой причине, что нет, во всем мире такого одного человека, который мог бы все эти вопросы решить.

Я считаю, что все эти действия произведены с высочайшего соизволения. Я нисколько не сомневаюсь в том, что Президент знает, и Президент определял, куда и как будут нанесены эти удары - не в меньшей степени, чем (как мне однажды пришлось слышать лично) когда Президент рассказывал, как он самолично работал по оперативному обеспечению освобождения заложников на Дубровке. Ну, может быть, не до такой степени включенности, но во всяком случае очень близко. При этом совершенно естественно, что на общегосударственные размышления времени и сил никак не остается.

Поэтому, если говорить о разделении, то надо говорить не только о разделении сиамских близнецов, но и о реальном разделении властей. Если бы я имел рецепт, я бы сказал, как это можно сделать, но я, к сожалению, не политик, представляю общество. Могу сказать только одно: общество тоже очень сильно и заметно попятилось назад. Дело в том, что долгое время не работала привычная советская сигнальная система: когда на верхнюю селедку оказывается нажим, а они все в одной бочке, то и нижняя селедка чувствует этот нажим. Вот эта ситуация была в какой-то степени преодолена, выползли мы - остались селедками, но выползли из бочки. Сейчас мы снова в этой бочке, снова под гнетом, и знаковая система сигналов опять становится в обществе очень сильной. Это очень и очень заметно. Сигнал к страху, сигнал к облаве, сигнал к ненависти начинают снова работать на общественном уровне. Это очень большая опасность.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/376.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203568
Опублик.: 07.04.04
Число обращений: 42


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``