В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - ОБРАЗ ЖИЗНИ МИЛЛИОНОВ Назад
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - ОБРАЗ ЖИЗНИ МИЛЛИОНОВ
Продолжаем знакомить читателей с мнением наиболее известных в России людей по актуальным проблемам жизни страны. Сегодня под рубрикой `Из первых уст` на вопросы главного редактора газеты `Сельская жизнь` Шамуна Кагерманова отвечает председатель Правления РАО `ЕЭС России` Анатолий ЧУБАЙС. Беседа состоялась на днях в центральном офисе компании.

- У наших читателей масса вопросов к АнатолиюЧубайсу: и как к главе энергетической компании, и к одному из лидеров СПС, и как к автору российского варианта приватизации. Впрочем, настолько многогранна ваша деятельность, что в одном интервью невозможно удовлетворить интерес к вашей личности. Поэтому предлагаю на сегодня ограничиться проблемами, в основном связанными с судьбами российской деревни.

- Анатолий Борисович, вы неоднократно заявляли, что в России в последние годы проводится правая политика. И какие ее результаты вы бы поставили ей в актив?

- Экономика страны и уровень жизни людей растут. Это бесспорный факт. Да, этот рост пока еще далеко не всех людей вывел в состоятельные, а тем более в богатые. Да, рост этот реально начался только в 1999 году. За последние пять лет российская экономика выросла на 26 процентов, это очень высокий показатель. Уровень жизни, реальные доходы населения в последние годы растут на 10-12 процентов в год. Пенсии, которые были предельно низкими, всерьез начали повышаться и повышаются темпами гораздо более высокими, чем инфляция. Наконец, сам уровень инфляции неуклонно, год за годом, снижается.

Всего этого в такой гигантской и сложнейшей стране, как наша, конечно же невозможно было бы достичь за полгода или год. Ясно, что этот результат закладывался в те самые тяжелые годы, когда шла огульная критика Ельцина, Гайдара, Чубайса. Но именно тогда возникла база, на которой сейчас и происходит рост.

А растет, между прочим, производство на созданной тогда частной собственности. В стране сегодня 80 процентов валового внутреннего продукта производится в частном секторе.

Сельское хозяйство, может быть, одна из самых сложных для преобразований сфера, в которой, скажу прямо, хвастаться успехами пока особенно не приходится. На селе гораздо более сложная ситуация с ростом уровня жизни людей, с подъемом производства, тяжелейшая ситуация с накопленными долгами, с большим удельным весом неэффективных предприятий. Но, тем не менее, все же и по селу, как мне кажется, в последние годы стали видны положительные тенденции.

Я недавно был в Белгородской области. Просто видно, как говорится, невооруженным глазом, что и культура земледелия, и отношение к земле, и собственно агро-технологии абсолютно современные. Выясняется - история довольно типичная. Те самые земельные паи, которые долгое время были чистой формальностью в не очень-то работающей схеме, постепенно, шаг за шагом, уже после того, как был принят Земельный кодекс, позволили создать крупные агропромышленные структуры. И не путем дробления, а, наоборот, путем интеграции, объединения хозяйств. Туда пришли, между прочим, серьезные предприниматели. В том числе один очень известный промышленник из Белгородской области, Герой Социалистического Труда, объединивший эти паи и организовавший инвестиционный процесс. Там создана схема полного производственного цикла - от поля до магазина, включающая транспорт, переработку, склады.

Конечно, далеко не везде так.Знаю, что в любой области доля неэффективных хозяйств на селе составляет 20, 30, даже 40 процентов. Это все правда. Но позитивная динамика, несомненно, есть.

- И все-таки не чувствует ли СПС, как партия европейского типа, ответственности за издержки такой политики? Такие, например, как массовая нищета и социальное расслоение?

- На этот вопросу меня очень простой ответ. Мы полностью отвечаем за все неудачи и все провалы. Но также полностью отвечаем и за положительные сдвиги, которые, безусловно, есть. Правый курс реализуется десять лет во всей экономике, в том числе и в сельском хозяйстве, включая все неудачи, все сложности, все проблемы. Но он же дает и весь позитив, и очевидно наметившийся рост.

- Говорят, что в рядах правых незаметны аграрные политики...

- Общественность, может быть, не очень хорошо знает в лицо наших аграриев, но, тем не менее, у нас в этой сфере работают люди очень серьезные и профессиональные. Например, член Совета Федерации, глава Комитета по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков, который прошел путь от председателя колхоза до замминистра экономики. Стариков последние 5-6 лет активно участвовал в содержательной работе, без преувеличения, над всеми аграрными программами, которые готовились в правительстве и в администрации Президента. А Александр Фомин из Новосибирска возглавляет движение `Аграрная Россия`.

- Мы получаем письма от наших читателей, которые предлагают назначить Анатолия Чубайса министром сельского хозяйства. Смог бы он потянуть эту отрасль? И в этом случае менеджер такого класса смирился бы с тем, что доля АПК в расходах федерального бюджета составляет чуть более 1 процента?

- Это мне напоминает известный эпизод из фильма `Чапаев`, когда Петька спрашивает: `Василий Иванович, а ты в мировом масштабе могешь? `. Сельское хозяйство в моем понимании - это не просто сложнейшая отрасль, но и образ жизни миллионов и миллионов людей.

В этом смысле руководить аграрной отраслью - как для Чапаева в мировом масштабе командовать. Очень серьезное и очень сложное дело. Но пока, к счастью, всерьез вопрос так не стоит. Есть задачи, которые надо решать в энергетике.

Теперь о государственной поддержке сельского хозяйства. Доля соответствующих расходов федерального бюджета оценивается Иваном Стариковым в целом в 1, 2%. Однако нужно говорить о доле отрасли не только в расходах федерального бюджета, но и в консолидированном бюджете, который включает в себя, помимо федерального, еще и региональные, муниципальные бюджеты. Знаю, что в региональных бюджетах есть статьи, и по объемам довольно серьезные, на поддержку сельского хозяйства. По данным Старикова, объем расходов федерального бюджета - это лишь около 20% всех соответствующих бюджетных расходов. Кроме того, динамика бюджетного финансирования АПК сегодня идет вверх.

Мало того, на сегодняшний день в моем понимании не менее важным вопросом, чем прямая поддержка АПК, является проблема долгов, накопленных на селе, и возможности их реструктуризации. Известно, что Федеральным Собранием, правительством и Президентом приняты соответствующие решения. Пожалуй, нет другой отрасли, для которой бы такие решения принимались. Должен сказать, что значительная часть задолженности селян выпадает на долю РАО `ЕЭС России`: если доля села в общем объеме потребления составляет около 3 процентов, то доля задолженности сельхозпроизводителей в общем объеме задолженности за электроэнергию составляет 18 процентов. На 1 ноября общая задолженность села составляет гигантскую цифру - около 7 миллиардов рублей.

Тем не менее мы не боролись с предложенной правительством схемой реструктуризации долгов села, а, наоборот, старались сделать ее максимально реалистичной. И сейчас стараемся исполнять те требования к нам, которые в ней заложены.

- И каковы позиции РАО `ЕЭС` по реструктуризации сельских долгов?

- Эта схема определена Федеральным законом `О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей`, и, повторю, мы обязаны его исполнять. Но здесь у нас часто появляются проблемы. Если в некоторых регионах, как говорится, искрит - возникает напряжение между энергетиками и селянами, - то оно связано частенько с тем, что закон не выполняется. Так, закон установил, что реструктуризация задолженности может распространяться на те и только на те предприятия, которые оплачивают текущее потребление электроэнергии в полном объеме в течение последних трех месяцев, а также на те, в отношении которых не начата процедура банкротства. Однако на энергетиков непрерывно давят с тем, чтобы они реструктурировали задолженность и всем остальным сельхозпроизводителям.

Энергетиков тоже можно понять: надо готовиться к зиме, обеспечивать текущее энергоснабжение. На это нужны средства, и немалые. А долги перед нами, как я говорил, колоссальны. При этом, по моему мнению, реструктуризация долгов, предполагающая и частичное их погашение, должна проводиться вовремя. Не раньше и не позже, а тогда, когда у самого должника созрели условия для того, чтобы ему помогать, например, растянуть выплату задолженности на много лет, после чего наступает его реальное развитие, реальное движение вперед, а не накопление нового долга.

Мне кажется, что сейчас такой момент на селе наступил. У нас есть много примеров конструктивного взаимодействия сельхозпредприятий с энергетиками. Так, частная сельхозфирма `Победа` в Ивантеевском районе Саратовской области, имевшая перед региональной энергокомпанией долг в 1, 6 млн. рублей, в прошлом году заключила соглашение по реструктуризации задолженности до 2004 года. Сегодня предприятие не только в полном объеме оплачивает текущее потребление, но и аккуратно, точно по графику гасит свои долги. В Самарской области госпредприятие `Племсовхоз `Кутузовский`, это Сергиевский район, имевшее задолженность в 560 тыс. рублей и подписавшее аналогичное соглашение с энергетиками, уже выплатило долг и сегодня также полностью оплачивает текущее потребление электроэнергии.

При этом селянам важно понять, что реструктуризация долгов не может проводиться, что называется, ежеквартально. Иначе такая операция станет разрушительной и будет бить по самым эффективным сельхозпроизводителям. Получится, что те, кто вкалывал с утра до вечера, вовремя со всеми рассчитывался, долгов не допускал, получал реальный доход, оказываются в проигрыше по сравнению с теми, кто всего этого не делал, а лишь ждал, что ему спишут долги, как это бывало раньше. Так или иначе наша базовая позиция такова: закон есть закон, тем более, когда речь идет о нормах закона, имеющих значение большее, чем просто финансовое.

- Земельное законодательство вступило в силу. У РАО `ЕЭС` возникают какие-то проблемы по оформлению земли?

- Возникают, и довольно тяжелые. Когда мы познакомились с нынешним вариантом этого законодательства - мы сейчас с вами говорим не о сельхозземлях, а о землях под промышленными предприятиями, - то, как говорится, посчитали - прослезились. Оказалось, что затраты на приобретение той земли, которая и так является, по сути, землей этих энергетических предприятий, просто гигантские. По отдельным энергосистемам они выражаются в десятках и чуть ли не сотнях миллионов долларов. Такие затраты невозможно вынести без того, чтобы не повышать тарифы. А делать это совершенно недопустимо. Это не отвечает стратегии развития РАО `ЕЭС России`.

Мы достаточно активно взаимодействовали с правительством. Убеждали, что такой повторный выкуп и за такие деньги неизбежно ударит не только по энергетикам, но и по нашим потребителям, что, согласитесь, неправильно. Разговор был непростым, шел долго, но результат есть. 27 октября Президент поручил правительству внести в Госдуму соответствующие поправки в законодательство. Одна из них предполагает существенный пересмотр ценовых параметров, а другая растягивает во времени процесс выплаты этих гигантских сумм. Сейчас мы участвуем в подготовке этих законопроектов. Думаю, что найден разумный компромисс.

- Но вернемся к вопросу о стратегии РАО `ЕЭС` в тарифной политике, за которую вас критиковали.

- Мы понимаем предмет этой критики, но хотим, чтобы и нас поняли тоже. Дело в том, что энергетика, по крайней мере четыре-пять лет назад, когда пришла сюда наша команда, находилась в катастрофическом положении. Возможно, в существенно более тяжелом, чем село. Энергетика получала в оплату своей продукции 12-15 процентов `живыми` деньгами, а все остальное - бартерные платежи и зачеты. Задолженность по зарплате составляла 5-8 месяцев. Десятки предприятий находились под банкротством по искам разного рода поставщиков. Веерные отключения были повседневной практикой. Вот с чего мы стартовали.

В этой ситуации мы действительно жестко поставили задачу под названием `100 процентов платежей`. На нас обижались, многие этого не понимали. И эту политику мы осуществляли пять лет.

Результат: мы добились того, что нам платят 100 процентов. Соответственно, мы платим 100 процентов всем нашим поставщикам - угольщикам, нефтяникам, машиностроителям. Мы платим 100 процентов в бюджет, мы расчистили свои долги перед бюджетом, перед Пенсионным фондом, пенсионеры благодаря нам получили гигантскую добавку, чего, кстати говоря, почти никто не замечает и добрым словом не поминает.

Компания встала на ноги, вышла из стадии антикризисного управления, антикризисного менеджмента. Ситуация еще не нормализована в ЖКХ; это наш посредник и перепродавец, и там, что называется, еще море проблем, с которыми мы сталкиваемся постоянно. Но `большая энергетика` работает устойчиво.

А потому мы приняли для себя решение: вопрос о тарифах поставить по-другому. Вышли в правительство с предложением об изменении принципов установления тарифов на электроэнергию. Сейчас правительство дает нам цифры тарифа на следующий год. При этом сами тарифы строятся в зависимости от наших затрат: посчитали затраты, приплюсовали минимальную цифру рентабельности - получили тариф. Всем очевидно, что в такой ситуации у нас нет заинтересованности в снижении расходов.

Мы предложили правительству отказаться от `затратного` принципа ежегодного определения тарифа. Вместо него установить на следующие три года предельные цифры роста тарифа. Причем такие, которые каждый год будут снижаться. Скажем, на будущий год 13 процентов, одновременно на 2005 год -9-10 процентов, на 2006 год -цифру 6-7 процентов, не больше. Тогда, по шажкам, гигантская сложнейшая система, какой является энергетика, придет в нужное состояние.

Эту громадную, сложнейшую задачу мы продумали с генеральными директорами наших энергокомпаний на Всероссийском совещании, которое проводилось в начале октября. Прямо скажу, что они восприняли ее настороженно. Но все же удалось убедить их: единственный способ решения задачи - настоящее, не на словах, а на деле, снижение затрат. Мы в головной компании приняли очень непростые решения: ликвидировали представительства `Сибирьэнерго`, `Центрэнерго`, где было по 50-60 человек работающих, помещения, оборудование, компьютеры и т.д. То же самое мы будем требовать от руководителей своих энергокомпаний. Плюс к этому в нескольких регионах мы даже смогли пойти на очень непростое для нас решение по абсолютному снижению тарифов для населения в ряде регионов. С 1 ноября в стране начал действовать нерегулируемый сектор рынка электроэнергии. Благодаря этому в 5 регионах страны - в Свердловской, Нижегородской, Пермской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге с 1 ноября мы в среднем на 20 процентов снизили тарифы на электроэнергию для населения.

Нужно, чтобы люди ощутили, что реформы и рынок - это не для олигархов. И уж тем более не для меня, потому что я всего лишь управляющий в РАО `ЕЭС России`. А результатом реформы электроэнергетики будет то, что наша компания реорганизуется, преобразуется, вообще исчезает в этом виде - на ее месте будет несколько конкурирующих компаний. И, как следствие, кресло мое тоже исчезает в результате реформ.

- А как в правительстве отнеслись к вашему предложению?

- Вначале с подозрением. Но затем в правительстве прошло несколько серьезных совещаний, я специально встречался дважды с М.М. Касьяновым. Мы объясняли и доказывали, что для любого серьезного товаропроизводителя чрезвычайно важно, чтобы у него были точные, установленные правительством цены на электроэнергию на три года вперед. Можно планировать по-настоящему свою работу на этот период, маневрировать ресурсами. В результате Михаил Михайлович поддержал это решение. Сейчас завершается подготовка постановления правительства, которое вслед за 2004 годом даст нам точные цифры на все три года.

- Редакция получает сигналы, что местные энергетики за небольшую задолженность отключают на селе производственные объекты даже в горячую пору уборки урожая. То есть тогда, когда крестьянин просто не в силах восполнить потери. Можем ли мы в этих случаях обращаться к вам?

- Да, иногда такое случается. Тут нужно честно сказать, что и у нас бывают перегибы. Думаю, что в ситуации, когда даже долг тяжелый, но идет уборка урожая, применять жесткие меры неправильно. Хотя в целом я не скажу, что мы с селом не дружим. Это было бы неправдой. Если появятся конкретные вопросы, будем их решать вместе с селом.

Сельская жизнь, 11.11.2003


РАО `ЕЭС России`http://nvolgatrade.ru/

Док. 203485
Опублик.: 06.04.04
Число обращений: 46


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``