В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Стародубцев: Выполнение стратегической задачи второго президентского срока Владимира Путина потребует серьезных изменений в политике Назад
Василий Стародубцев: Выполнение стратегической задачи второго президентского срока Владимира Путина потребует серьезных изменений в политике
БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РУКИ С БЕДНОСТЬЮ НЕ СПРАВИТЬСЯ
Президент России Владимир Владимирович Путин поставил перед новым правительством задачу в течение трех лет добиться сокращения доли бедного населения до 10%. Уже сама постановка этой проблемы выглядит революционно. Почти два десятилетия власть в России способствовала формированию класса богатых вместо создания таких условий, чтобы в стране не было бедных.

Однако сократить долю беднейшего населения практически в три раза всего за три года исключительно рыночными методами невозможно. Если проводимые реформы не будут направлены на регулирование рынка, бедность не преодолеть ни за три, ни за 10 лет.

Сегодня по всей России растут цены на транспорт, услуги ЖКХ и даже на хлеб - главный продукт питания. Часто мы не задумываемся, есть ли на это объективные причины, и склонны принимать на веру лживые аргументы.

На мой взгляд, нынешний рост цены на хлеб вызван искусственно. На каждом народном куске множество посредников наживают огромные состояния. Именно эти дельцы держат рынок. Например, в 1999 году буханка стоила три рубля. С того времени ржаная и пшеничная мука практически не подорожали. Правда, увеличились энерготарифы, но в структуре себестоимости хлеба эта составляющая мизерна. За эти годы выросла заработная плата хлебопеков, но не столь существенно, чтобы повлиять на стоимость хлеба.

На сегодняшний день именно хлебопеки, а точнее, руководители корпораций, монополизирующих производство, с помощью различных уловок и ухищрений накручивают цены. В результате рентабельность производства хлеба составляет не менее 60%. Вот всего лишь один пример, подтверждающий эту цифру. Областная агропромышленная корпорация продает московским владельцам тульских хлебозаводов муку по 5 руб. за килограмм. А те через дочерние фирмы отпускают своим же заводам муку уже по 8 руб. Рычагов влияния на таких `рыночников` в настоящее время у региональной власти нет. Федеральная власть бездействует. Конкурентные механизмы, к сожалению, тоже не работают из-за сговора о цене производителей хлеба. Без твердой государственной руки справиться с этим невозможно.

Сейчас правительство пытается остановить рост цен на хлеб с помощью так называемых интервенций, выбросив на торги запасы зерна из госрезерва. К сожалению, эта мера пока не привела и, я думаю, не приведет к желаемому результату, поскольку на бирже тоже орудуют посредники.

В 2002 году в Тульской области был выращен хороший урожай зерновых - более одного миллиона тонн. Летом того же года губернаторы Центрального федерального округа собрались в Орле, где обсуждали проблему уборки урожая. Мы с орловским губернатором Егором Строевым и главой Белгородской области Евгением Савченко предложили полпреду Георгию Полтавченко обратиться к президенту с просьбой о выделении 15 млрд. руб. на закупку зерна у российских сельхозпроизводителей. Эти деньги необходимо было выдать под гарантии региональных бюджетов, чтобы закупить у крестьян хлеб по справедливой цене (3 тыс. руб. за тонну пшеницы). Однако акулы хлебного бизнеса смогли затянуть решение этого вопроса до декабря. В итоге было выделено всего 5 млрд. руб., да и те достались дельцам.

После уборки крестьяне, чтобы расплатиться за горючее, вынуждены были продавать спекулянтам тонну ржи по 700 руб., а тонну пшеницы по 1,5 тыс. руб. Закупив в России пшеницу по 50 долл. за тонну, дельцы экспортировали ее на Запад по 130-140 долл. В Канаде, являющейся крупнейшим производителем зерна, торговля хлебом находится в руках государства. У нас же все отдано на откуп частнику. Вот почему дорожает хлеб. Между тем цена на него, особенно в России, - вопрос политический, поскольку от этого зависит степень доверия людей к власти.

Проблемы борьбы с бедностью реально решаются не в Москве, а в регионах. Но политика правительства по отношению к субъектам Федерации построена так, что последние постоянно находятся на голодном пайке. Богатыми регионами управлять труднее, нежели бедными, зависимыми от трансфертов и дотаций.

Снижение налогового бремени проводится в основном за счет субъектов Федерации. Только благодаря главе 25 Налогового кодекса, с помощью которой предприятия уходят от уплаты налога на прибыль, Тульская область потеряла в прошлом году почти 1 млрд. руб.

Львиная доля социальных расходов легла на плечи регионов. Например, прошлогоднее повышение зарплат бюджетникам обошлось области в 1,5 млрд. руб., а из федерального Центра мы получили всего лишь 200 млн. В нынешнем году вновь повышается оплата труда работников бюджетной сферы, и регионы оказываются точно в такой же ситуации. В этих условиях все субъекты РФ вынуждены свертывать свои социальные программы.

В прошлом году Тульская область собрала в виде налогов 23 млрд. руб., из них 60% перечислила в федеральный Центр. И с каждым годом нагрузка на областной бюджет увеличивается. Нам делегируют все больше и больше социальных полномочий. А финансовая помощь сверху неуклонно уменьшается. Сегодня дотации из Центра составляют всего лишь 11% в объеме всех поступлений в бюджет региона. Это один из самых низких показателей в России. Правительство создает такую ситуацию, при которой субъектам РФ невыгодно зарабатывать. Чем больше заработаешь - тем больше у тебя отберут. О каком же сокращении доли бедных в населении России можно вообще говорить, проводя такую политику?

Об авторе: Василий Александрович Стародубцев - губернатор Тульской области.

материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203480
Опублик.: 06.04.04
Число обращений: 47


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``