В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глеб Павловский: Для многих неприятным сюрпризом станет серьезное отношение Путина к демократии Назад
Глеб Павловский: Для многих неприятным сюрпризом станет серьезное отношение Путина к демократии
Тут было сказано, что в связи со стратегическим оружием Путин намеревается изменить внешнеполитический баланс. Он этого не говорил, и я думаю, что это не соответствует истине. Россия не ищет способов с помощью оружия изменить существующий внешнеполитический баланс. Скорее, ликвидировать спорность, любую тень спорности и возможности оспаривать свое существование. Но Путин явно выразил намерение изменить внутриполитический баланс. И если уж называть эту речь предвыборной, то она скорее является попыткой изменить контекст выборов, что было достаточно ясно заметно.

В этом смысле, еще раз упорно фиксируя экономический рост, он обозначил и приоритеты: преодоление бедности и создание новой современной армии. Я думаю, что своими приоритетами и конструкцией речи он, в принципе, необратимо разрушает внутриполитический баланс и, в частности, баланс предвыборный. Он задает параметры, которые неисполнимы при существующем балансе. И, соответственно, возникает вопрос: кому это выгодно, и кто к этому готов?

Готова ли, например, пропрезидентская партия к разрушению существующего баланса? Сильно сомневаюсь. О том, готово ли правительство к ликвидации существующего внутриполитического баланса, можно определенно сказать: нет, не готово и, в сущности, даже не вполне понимает, о чем идет речь.

Реально выходит за рамки инерционно возможного и удвоение роста, и концепция консолидации, как она изложена В.Путиным. Ведь он несколько раз расшифровал, что под консолидацией понимает власть общества. Кстати, для многих, я думаю, в том числе для пропутински ориентированных людей и групп, станет неприятным сюрпризом его серьезное отношение к демократии. Ведь его концепция - что власть формируется гражданским обществом и им же контролируется через соответствующую систему институтов - это чисто демократическая концепция, и она вообще несовместима с принятым у нас аппаратным камерализмом, который рассматривает только улучшение системы управления обществом, населением, подданными и экономикой. Итак, это мягко выраженная, но достаточно разрушительная для существующего внутриполитического баланса система взглядов.

И здесь возникает целый ряд вопросов, в том числе и в отношении общества: способно ли то самое гражданское общество, которое было упомянуто в Послании, по-моему, не менее пяти раз, реально вырабатывать национальную стратегию, как было ему предложено? Это серьезный вопрос, это не вопрос отдельных общественных инициатив, которые могут быть, а могут и не быть. Это вопрос выработки программы. Если существующая система общественных институтов была способна выработать национальную стратегию, она бы ее уже выработала, я думаю, без специального призыва Путина. Если она не выработана, то, скорее всего, потому, что существующая система организации общественных сил слабо приспособлена к выработке национальной стратегии, даже, допустим, в каком-то спектре, в наборе трех основных стратегий.

И самое серьезное, что Путин объявил содержанием политики, а он является на данный момент общественным лидером, забег на приз власти. То есть, тем самым он заявляет приоритет темпов. Здесь возникает серьезный сюжет: Путин, собственно говоря, диктует не столько темпы экономики, сколько темпы политики. Несколько раз он возвращался к вопросу о том, что он понимает под этой системой. Выборы являются здесь не целью, совершенно определенно, выборы являются одним из инструментов формирования системы власти большинства. И, кстати, я бы не повторял так часто тему парламентского большинства, потому что, строго говоря, Путин, если читать его Послание, интересуется просто властью большинства. Оно, естественно, является парламентским, потому что влияние на формирование правительства получат победившие партии: не вообще партии, а победившие партии. И, собственно говоря, формирование группы партий-победителей - это один из скрытых приоритетов Послания.

И здесь возникает вопрос технологий, потому что стабилизация, приоритет стабильности - это, собственно говоря, пассивная позиция, это в лучшем случае констатация факта. Приоритет консолидации предполагает процедуру: как будет выглядеть консолидация, список участников, состав, сроки, технологии. Это чисто технологический подход. Консолидация - это техническое понятие, оно либо возможно, либо невозможно. И так же, как европейский выбор, о котором сказал Путин: здесь тоже напрашивается срок, видимо, более отдаленный, чем 2010 год. Но если европейский выбор - это серьезно, он должен иметь некое представление конечного результата и срок, в течение которого этот результат может быть достигнут. Он может быть очень большим, но это маршрут, и он должен быть прописан. На данный момент это отсутствует.

Поэтому, заканчивая, считаю, что самое интересное содержится не столько в Послании Путина, которое будет так или иначе толковаться как текст не очень интересный, а в тех технологиях, процедурах, которые будут предложены участниками игры для того, чтобы или реализовать, дать свою версию технологии этого Послания, либо опровергнуть ее, предложить альтернативную технологию и тогда уже альтернативную систему приоритетов для текущих выборов.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/232.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 203312
Опублик.: 01.04.04
Число обращений: 660

  • Павловский Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``