В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Надеждин: Путин стоит перед проблемой, как в абсолютно левой стране делать правую реформу Назад
Борис Надеждин: Путин стоит перед проблемой, как в абсолютно левой стране делать правую реформу
Я хотел бы начать разговор на несколько ином уровне. На самом деле, тот сюжет, который будет разыгрываться, - это сюжет достаточно серьезный и стратегический. Я имею в виду выборы - как декабрьские, так и мартовские, - и имею в виду то, что Россия сейчас находится в весьма специфической ситуации. Население крайне бедно, и это центральная проблема страны.

Почему население бедствует? Потому что в стране высокие налоги и очень монополизированная и бюрократизированная экономика. Соответственно, неэффективная и коррумпированная бюрократия и является главной проблемой, препятствием для страны: она фиксирует большой бюджет, фиксирует неконкурентную экономическую среду и тормозит развитие страны.

Здесь и становится очевидной главная проблема: в силу того, что население бедное и патерналистское, страна оказалась абсолютно левой. Если провести опрос, не называя выбор людей в терминах политических партий, а спрашивая, должно ли государство регулировать цены на продукты питания, должно ли государство ограничивать свободу СМИ, потому что там секс, насилие и порнография, - то выяснится, что 80% населения страны абсолютно четко и последовательно левое, патерналистское. Это реальность.

Поэтому проблема, которая стоит перед президентом Путиным и перед узким слоем реформаторов в стране, такова: как организовать политическое пространство таким образом, чтобы в абсолютно левой стране делать правые реформы, то есть снижать налоги и дебюрократизировать экономику. Это реальные проблемы, стоящие перед страной. И на самом деле, согласитесь, Путин делает в этом смысле достаточно разумные шаги. И `Нардепы`, и `Единая Россия` - это по внешним признакам абсолютно левые, популистские организации. Вспомните слова `Нардепов` о смертной казни, педерастии, или лозунги `Единой России` про высокие тарифы и плохое правительство! Снаружи это левые организации, а внутри, в Думе, они голосуют за правые реформы. Поэтому проблема состоит именно в этом: какими технологиями Кремль в левой стране будет проводить правые реформы, опираясь на население, которое кого-то выбирает-таки. С точки зрения выборов президента проблема снимается тем, что Путин говорит всем только хорошее, - то, что люди понимают, то есть, например, что надо обеспечить социальную защиту. `Правые` идеи Путин тоже говорит, но так, что простым людям не понять, что это для них может означать.

Другая беда. В нашей стране кончилась публичная политика. Просто кончилась, ее нет. Существует Путин с рейтингом 80%. Абсолютно ключевые решения - кому давать гражданство, какой будет государственная служба - принимаются конкретными трудящимися, типа Виктора Иванова, не замеченными за обсуждением этого вопроса с кем-то еще, кроме самих себя и своих подчиненных. Масштабнейшее решение по поводу миграционной политики и устройства госслужбы принимается тихо. Потом другие люди заходят к президенту и вставляют ему в послание, что закон о гражданстве плохой. Страна вдруг узнаёт: о, оказывается, таки-плохой! Главная проблема в том, что нет публичной политики. А раз нет публичной политики - будут аппаратные разводки.

Теперь несколько слов по поводу моих оценок партийной поляны, но это мои оценки, я прошу понять правильно, я в данном случае буду говорить не как один из лидеров партии, а скорее как эксперт.

Во-первых, левый фланг. На левом фланге у нас в стране все хорошо. Есть одна большая дикая левая партия - КПРФ, она соберет свои 30%. А если им повезет с холодной зимой, то и все 35%. Есть другая очень хорошая партия `Яблоко`, которую я очень люблю и уважаю. Это и есть классическая европейская социал-демократия, дай бог им постепенно дожить до того, чтобы быть у власти, как в Европе. `Яблоко` в Думу несомненно пройдет, его `вилка` - от 5 до 8%, партия достаточно известна, электорат устойчив, все у них хорошо.

Во-вторых, центр. Как я уже сказал, главная проблема президента - суметь выставить в качестве центра партию, которая снаружи была бы похожа на левую, и за нее хорошо голосовали бы, а внутри была бы правой. В этом смысле, конечно, Иванов с Райковым подложили страшную свинью, сходив к президенту и получив разрешение на список. Степень доверия и дружбы внутри центристской четверки очень хорошо продемонстрировал Андрей Исаев, высказываясь о нардеповцах. Мои друзья из `Нардепа` примерно так же рассказывают про Пехтина с Володиным, так что все это очень интересно. Но тем не менее, здесь всё абсолютно понятно, эта компания соберет, по моим оценкам 12-25%. Я потом скажу, от чего это на самом деле зависит: 12 или 25. Это вилка для `Единой России`, на самом деле в Думу пройдет `Единая Россия`, я об этом чуть позже скажу, я там вижу и начинаю понимать одну интересную интригу.

Теперь мой любимый `Союз правых сил`. СПС находится в непростом положении, потому что мы сейчас находимся в ситуации выбора стратегии, на развилке. У нас могут быть две принципиально разные стратегии. Стратегия номер один. Помните: `Путина в президенты, Кириенко - в Думу`? Договориться с Кремлем, получить доступ на телеканалы, в конце кампании Немцов дарит Путину книжку про военную реформу, и так далее - словом, 1999 год. Результат - 5,5 - 7% . Проходим нормально, спокойно, не напрягаясь, экономим кучу денег. Это одна теория.

Вторая теория - уйти в отвяз, в жесткую оппозицию, критиковать, проводить масштабные акции. При этом остаться без телевидения. Будут снимать с выборов - кричать, ругаться. Прогноз - от 0 до 15%. 0% - просто снимут с выборов. Если закроют каналы, вышибут из списка ключевых людей - 3%. По нашим оценкам, 3% мы в любом случае возьмем, даже если вообще ничего делать не будем. А если будем делать мощно и точно - можем выжать до 15%, особенно при отклонении политической поляны от сегодняшнего инерционного сценария.

Вот он выбор. Это фактически будет личный выбор Немцова. Потому что удивительным образом вся партия - и на уровне сопредседателей, и на уровне Политсовета, и на уровне региональных отделений, как показал совет партии, - разделилась примерно пополам по этому вопросу. В такой ситуации решение принимает лидер. Я лично `ястреб` внутри партии, я настроен жестко. В частности, кое-что я сделал уже сейчас, на тот случай, пока неизвестно, будет у нас телевизор или нет. Мы пошли по стране, обошли 25 миллионов человек: те из вас, кто живет в Подмосковье (я имею в виду не Жуковку и Барвиху, а обычные подмосковные города), не могли не заметить эту операцию. Мы готовимся к ситуации борьбы в закрытом режиме.

И последнее, что я хотел сказать по поводу инерционного сценария. Вы знаете, еще месяц назад я был на 100% уверен, что сценарий будет инерционный. Есть бесконечный рейтинг президента, который похож на надувной шарик, внизу там копошатся какие-то граждане, Грызлов напал на этих - рейтинг вырос, напал на тех - рейтинг упал, и так далее. Но сейчас, пожалуй, ситуация изменилась. Существует по меньшей мере два сюжета, которые могут привести к разрушению инерционного сценария и к тому, что сценарий выборов станет достаточно интересным. Мне конечно, хочется, чтобы он был поинтересней, нам тогда легче получить высокий процент.

Вот эти два сюжета. Первый - холодная зима, замерзает уже не 10 регионов, а 50, коммунисты везде митингуют, народ в каждом городе видит, что на площади стоят коммунисты и митингуют, а по телевизору показывают Шойгу, у которого все хорошо. Я зиму условно назвал, это может быть что угодно. Это может быть серия терактов, или еще какие-то события за пределами воли власти. Кругом взрывы и заказные убийства, а по телевизору показывают Грызлова, у которого все хорошо. Так долго продержаться нельзя.

Второй сюжет, который может развалить инерционный сценарий - это серьезный раскол элиты. Сейчас мы имеем ситуацию, когда группировка чекистов пробила решение по поводу того, чтобы `Нардеп` шел списком. А команда Суркова в ответ сказала, что `Единая Россия` во всех округах выставит кандидатов. Партии власти идут с ненавистью внутри своих рядов, с наездами генералов одного клана на генералов другого. Что будет дальше?

В августе месяце, когда нужно будет принимать решение, кто все-таки идет по спискам, на стол президенту ложатся рейтинги, в которых написано, условно говоря: `Единая Россия` - 20%, Нардеп - 4%, Партия жизни - 2%. А если не будет Нардепа и Партии жизни, то 25% будут у `Единой России`, потому что они отнимают голоса у неё, а не у коммунистов. Вот в этот момент может произойти следующая история. Версия Суркова, как видите, состоит в возвращении к прежней схеме - `Единая Россия` списком, Нардеп и Миронов - по округам. Ответ чекистов - делаем блок. Зная особенности людей, которые влияют на президента по важнейшим вопросам, допускаю такое развитие сюжета. Что происходит дальше? Поскольку в регионах люди из Нардепа и мироновские сенаторы на порядок лично мощнее, чем массовка `Единой России`, то при попытке слить эти организации в блок мы получаем снаружи вроде `Единую Россию`, а внутри тот же самый левый Нардеп. Далее Сурков подает в отставку, переходит на работу в СПС, инерционный сценарий закончен.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/325.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 202071
Опублик.: 31.03.04
Число обращений: 605

  • Надеждин Борис Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``