В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андраник. Мигранян: Эти выборы покажут, куда пойдет основной вектор российской политики Назад
Андраник. Мигранян: Эти выборы покажут, куда пойдет основной вектор российской политики
Предложу несколько своих соображений, которые отчасти будут находиться в русле вышесказанного, а отчасти - в прямо противоположном русле. Во-первых, действительно, это будут эпохальные выборы, потому что никогда еще администрация президента и власть не обладала такими возможностями перед началом избирательных кампаний - как думской, так и президентской. Может быть, это сравнимо по своим возможностям, да и то вряд ли, с 1993 годом, после расстрела Белого дома, отсечения коммунистов и так далее, когда, казалось бы, все пространство было занято властью. Но то была другая ситуация, чисто психологически этот выброс пошел в сторону Жириновского и в другие формы проявления недовольства той ситуацией. Но сегодня контрольный пакет находится у администрации, и она готова конструировать властную ситуацию, парламентскую и президентскую, так, как она захочет. А как она захочет? Вот в этом самая большая интрига.

И здесь напрасно Андрей Исаев удивляется. Я думаю, что для сегодняшней власти очень выгодно иметь контрольный пакет в парламенте, где-нибудь в пределах 70% голосов, но при этом иметь абсолютно фрагментированный парламент. Поэтому для власти очень важно, чтобы там были и `Единая Россия`, и `Народный депутат`, и если можно `Партия жизни` или `Партия смерти`. Мало того, я думаю, что для власти выгодно иметь там и `Яблоко` и СПС, так что Борис Надеждин здесь напрасно грозился подрывом газопроводов и прочими нелегальными акциями. Для власти это вполне нормальные партии, которые там нужны.

Дело в том, что президент, когда говорил о правительстве парламентского большинства, высказывал при этом пренебрежение к партиям. А значит, мы не получим правительство парламентского большинства никогда или, по крайней мере, до тех пор, пока президент сам не будет партийным президентом. Когда президент будет партийным, будет реализован тот принцип, о котором несколько лет мы вели дискуссии с Юлией Шевцовой и Игорем Клямкиным. Я счастлив, что хоть одна партия - СПС - выдвинула мои идеи как главные для формирования верховной власти. До этого Шевцова, Клямкин и другие выступали за французскую модель власти, а в данном случае, действительно, эта модель не позволяет ни реформировать аппарат власти, ни иметь партийного президента, и ни укреплять партии и осуществлять административную реформу. Действительно, президент во главе правительства - это радикальное решение проблемы, но потребует конституционных изменений. Без экономического и политического кризиса вряд ли можно пойти на столь серьезные изменения, потому что это будет работать на пользу страны, а не на пользу воспроизводства власти. А на пользу страны в России принимаются решения только при очень серьезных и глубоких кризисах.

И последнее, что я хотел бы в этой связи сказать. Я думаю, что для сегодняшней власти главная проблема это не КПРФ. КПРФ - это уже известный оппонент, у которого есть свое место. КПРФ - необходимый стабилизирующий эту систему элемент власти. Я думаю, что основная борьба до конца этих выборов и особенно следующего цикла - это, конечно, борьба между властью и олигархами. Это означает, что олигархи, которые раньше шли по пути приватизации семьи президента, премьер-министров и так далее, сегодня нашли другой, более цивилизованный путь: они завоевывают регионы, а теперь хотят завоевать Государственную думу. Это с одной стороны говорит о том, что они пока слишком слабы для того, чтобы выдвинуть одну партию, поддержать ее и стать оппонентом власти в публичном пространстве, пытаясь поставить эту власть под собственный публичный контроль, а не так как это делали Березовский и Гусинский: подкармливая и покупая за кулисами. А с другой стороны, очень важно в связи с этим выяснить, какова стратегия у нынешней власти.

Эти выборы покажут, куда пойдет основной вектор российской политики, а может быть, и вообще развитие всей российской социально-экономической и политической системы. Потому что от того, каким образом определяются отношения между властью и олигархическими структурами, зависит успешность создания необходимых в гражданском обществе ресурсов, в основе которых будет лежать мощь олигархов. И может быть, в российских условиях именно политические ресурсы олигархов станут формой контроля гражданского общества над властью.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/340.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 202052
Опублик.: 31.03.04
Число обращений: 570

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``