В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Савенков: Знание закона - требование времени Назад
Александр Савенков: Знание закона - требование времени
Вооруженные Силы России могут эффективно реформироваться и развиваться тогда, когда каждый военнослужащий твердо знает законы и абсолютно уверен в том, что они будут применяться в полном объеме всеми должностными лицами. В связи с этим, по уже сложившейся традиции, в канун Дня Конституции мы предоставляем слово заместителю Генерального прокурора РФ - Главному военному прокурору генерал-полковнику юстиции Александру Савенкову.

Накануне 10-й годовщины принятия Конституции Российской Федерации хотел бы еще раз напомнить, что, согласно статье 6 основного закона нашей страны, каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Граждане России обязаны знать и исполнять требования Конституции Российской Федерации и других законов. Государство же, со своей стороны, должно утверждать правопорядок и, если хотите, `навязывать` правовые знания гражданам.
Прежде всего это касается такой важнейшей сферы, как обеспечение национальной безопасности, защита государства, функционирование его военной составляющей - вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

Может возникнуть вопрос, почему именно прокуратура поднимает тему правового воспитания граждан? Дело в том, что обязанность прокурора не только пресечь правонарушение, восстановить нарушенные права, привлечь к ответственности виновных, но и вскрыть причины и условия, способствовавшие нарушению закона, принять исчерпывающие меры к их устранению.

Не секрет, что за последние десять лет социальный портрет тех, кто приходит на военную службу, существенно изменился. Отмечаются пацифистские настроения, ухудшение физического и психического здоровья. Однако не менее опасно снижение образовательного уровня молодых людей и отсутствие у них твердых правовых знаний. Именно последнее обстоятельство подчас способствует распространенности правонарушений в армейской среде.

Для нейтрализации воздействия этих негативных факторов представляется необходимым на федеральном уровне разработать программу правовой просветительской деятельности для всех граждан Российской Федерации и системы государственно-правового образования для военнослужащих и работников госаппарата.

Правовая подготовка к службе в армии должна начинаться со школьной скамьи. Это будет способствовать не только целям просвещения, но и воспитанию важного для будущего воина чувства патриотизма. Одной из возможных форм этой работы, заслуживающей поддержки, является восстановление обязательной начальной военной подготовки в школах и средних профессиональных учебных заведениях. Практические шаги в этом направлении уже сделаны (в октябре сего года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты изменения к Закону Российской Федерации `Об образовании`, отменяющие факультативный характер преподавания начальной военной подготовки в образовательных учреждениях). С первых лет учебы каждый молодой человек должен начать изучение Конституции России и иметь твердые знания о государственной символике - гербе, гимне, флаге нашей Родины, государственном устройстве.

Деятельность органов военного управления, штабов, военных комиссариатов, проводимая в тесном взаимодействии с местными администрациями, органами образования и культуры, должна быть ориентирована на формирование правосознания граждан, с тем чтобы лица, поступающие на военную службу, были подготовлены к прохождению этой службы в правовом отношении - твердо знали свои права и обязанности.

Высокий боевой дух и убежденность военнослужащих в важности ратного труда вдруг и сразу не возникают. Эти качества возникают в семье, а затем поощряются и совершенствуется многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. На это дело государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов.

Повышению правовой грамотности граждан в период прохождения военной службы будет способствовать законодательное закрепление обучения военнослужащих юридическим знаниям в ходе специальной и командирской подготовки (например, в рамках разрабатываемого проекта федерального закона `О военном строительстве`), а также существенного расширения объема и улучшения качества преподавания курсантам и офицерам - слушателям военных академий педагогических и юридических дисциплин, психологии. Аналогичные изменения должны претерпеть и программы подготовки офицеров в гражданских вузах.

На мой взгляд, правовое обучение и воспитание граждан - задача исключительно государственная, она должна рассматриваться как одна из основ государственной идеологии. Ведь не секрет, если существуют пробелы в каких-либо областях государственной деятельности, роль государства в них замещают различные фонды и другие организации, зачастую пропагандирующие отнюдь не те принципы и идеи, которые декларируются действующим законодательством.

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается определенная активизация работы по правовому воспитанию в войсках. Начало ей было положено на совместном совещании руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства обороны, которое прошло 14 декабря 2002 года в стенах Главной военной прокуратуры. Позитивную роль сыграла и реализация военными прокурорами положений приказа ГВП Nо 255 от 17 сентября 2003 года, в соответствии с которым, по существу, была возобновлена ранее существовавшая и, на мой взгляд, незаслуженно забытая работа военных прокуроров по правовому воспитанию военнослужащих. В период 2002 - 2003 годов военными прокурорами было проведено почти 35 тысяч мероприятий по правовому информированию. Показательно здесь не то, что возросло количество лекций и бесед, проведенных прокурорами в войсках. Важно другое - военнослужащие чаще стали обращаться за защитой своих прав к военным прокурорам. Чтобы эта помощь со стороны прокуратуры была максимально оперативной, мы возродили практику участия военных прокуроров во всех масштабных учениях, сбор-походах, проводимых командованием в отрыве от мест постоянной дислокации.

Насущность активного и наступательного правового воспитания отчетливо понимают руководители министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Минувший месяц был посвящен подведению итогов в большинстве из них. На всех итоговых совещаниях значительное место было уделено вопросам обеспечения правопорядка, укреплению режима законности в войсках.

А необходимость самого серьезного внимания к проблеме правового обучения и прежде всего командиров всех уровней очевидна. Не секрет, что не только незнание законов, но и неправильное их применение теми, кому по долгу службы вверены судьбы людей, напрямую ведет к тому, что они порой теряют веру в справедливость, что не способствует эффективности функционирования государственного механизма.

По результатам проведенных в текущем году прокурорских проверок выявлено свыше 25 тыс. нарушений законов, в том числе порядка 1,5 тыс. незаконных правовых актов. Восстановлены нарушенные права свыше 100 тыс. военнослужащих, членов их семей и других граждан. По инициативе прокуроров за допущенные нарушения прав и свобод человека более 5 тыс. воинских должностных лиц привлечены к установленной законом ответственности.

Отсутствие твердых правовых знаний приводит и к тому, что подчас некоторыми командирами в связи с каким-либо юридическим фактом закон нарушается несколько раз. Достаточно привести данные по результатам рассмотрения судебных исков только по одной проблеме - выплате так называемых `боевых`. Сначала командирами принимается зачастую небесспорное с правовой точки зрения решение об отказе в выплате денег, что фактически доводит дело до рассмотрения его в суде. Однако в ходе судебного заседания в условиях состязательности сторон это решение командиром не отстаивается. В 70% случаев по этим делам представители командования в военные суды просто не являлись и практически ни одно состоявшееся судебное решение не обжаловали, а затем вновь вставали на путь нарушения закона, уклоняясь от его исполнения.

Впрочем, не только незнание, но и пренебрежение требованиями закона чревато серьезными последствиями. Порой люди, облеченные властью, начинают руководствоваться в своих действиях не правовыми нормами, а некоей `целесообразностью`, либо надеждой на `авось`.

Халатность - вот одна из серьезнейших угроз наших дней. Статья 293 Уголовного кодекса РФ трактует это понятие, как `неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей`. Расследуя различные преступления, совершенные военнослужащими, военные прокуроры помимо лиц непосредственно в них виновных, в каждом случае устанавливают по одному - два, а порой и более должностных лиц, которые способствовали совершению преступлений.

Халатность командиров и начальников - это настоящая брешь в системе обеспечения безопасности государства и граждан, основная причина большинства трагедий последнего времени и поле деятельности для террористов. Именно безответственность и халатность - то слабое звено, которое ищут и без особого труда находят те, кто наносит наибольший урон государству.

Халатное исполнение своих служебных обязанностей, игнорирование требований директивных документов и непринятие мер по обеспечению безопасности полетов в районе аэродрома Ханкала, повлекшее поражение участниками незаконных вооружённых формирований вертолёта МИ-26 и гибель 127 человек стало основанием осуждения командира отдельного вертолётного полка подполковник А. Кудякова. Такие же обстоятельства способствовавшие разрушению Моздокского госпиталя и гибели пятидесяти человек, положены в основу обвинительного приговора в отношении подполковника медицинской службы А. Аракеляна.

Не менее опасна халатность должностных лиц, отвечающих за безопасность эксплуатации боевой техники, вооружения. Проведенные в последнее время военной прокуратурой расследования причин катастроф авиационной техники, кораблей ВМФ, наглядно свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев они находятся в непосредственной связи с так называемым `человеческим фактором`. То есть, гибель людей, огромный материальный ущерб, как правило, является следствием нарушений различных инструкций, наставлений, других нормативных документов, сознательно допущенных воинскими должностными лицами.

Следственная практика последних лет свидетельствует и о том, что порой за халатностью должностных лиц скрывается ни что иное, как взяточничество. Если в советское время взятки, как правило, давали за дефицитный товар, машину, квартиру, то сегодня корыстолюбивые `чиновники в погонах` в интересах взяткодателя не выполняют своих прямых обязанностей, а потом на следствии говорят - `извините, не досмотрел, подчиненные подвели`. Со всей очевидностью военные прокуроры, командование, органы военной контрразведки должны поставить надежный заслон этому негативному процессу, устанавливать в каждом подобном случае истинные мотивы действий того или иного должностного лица и обосновывать свою позицию в суде.

Есть и еще одно распространенное явление - бездействие командира, выполняющего функции органа дознания. Ведь, что порой происходит. Командир видит, что в части совершено преступление. В соответствии с законом он должен употребить, предоставленную ему уголовно-процессуальным законом власть, пресечь преступные действия подчиненного. Из соображений мнимого личного благополучия или, как он думает, `интересов службы`, таких мер не принимает. Мало того, что преступник остается безнаказанным, но и другие военнослужащие теряют веру в государство и власть. Не случайно военная прокуратура самым решительным образом борется с фактами сокрытия преступлений командованием. Только за этот год их выявлено несколько сотен. Все виновные должностные лица привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. В этом году уже 6 командиров, скрывших преступления подчиненных, привлечены к уголовной ответственности, в том числе 3 уголовных дела в настоящее время направлены для рассмотрения в военные суды, предварительное следствие по остальным делам находится в стадии завершения. От этой практики мы не намерены отступать и в дальнейшем.

Каждый командир, начальник, вне зависимости от занимаемой им должности, должен понимать, что он является частью огромного государственного механизма. И оттого как он сам соблюдает положения Конституции Российской Федерации, требования других законов, как добивается этого же от своих подчиненных, зависит не только состояние законности и правопорядка в отдельно взятом воинском коллективе, но и твердость правовых устоев в Вооруженных Силах Российской Федерации.

`Красная Звезда`http://nvolgatrade.ru/

Док. 201968
Опублик.: 30.03.04
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``