Леонид Рокецкий: `Когда денег мало, их надо тратить рационально`Назад
Леонид Рокецкий: `Когда денег мало, их надо тратить рационально`
`Законодательное обеспечение внедрения результативной модели местного бюджета`. Такова была тема круглого стола, который прошел 26 марта в Совете Федерации.
Открывая заседание, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий отметил, что данный круглый стол по своей содержательности вполне можно считать научно-практической конференцией. Актуальность темы сомнений не вызывает, поскольку система формирования и использования бюджетов в органах власти, в том числе муниципальных и местного самоуправления, в настоящее время не отвечает требованиям эффективного использования бюджетных средств в условиях их дефицита. `Когда денег мало, их надо использовать рационально, а этот принцип не всегда соблюдается. Вообще же выделение ассигнований должно увязываться с объемом и характером осуществляемых функций и результатами работы органов власти`, - отметил Леонид Рокецкий.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты `Вслух.Ру` в пресс-службе Совета Федерации, именно результативным принципам оплаты труда был посвящен доклад директора Центра проблем государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики Павла Кудюкина. Основными проблемами в нем названы низкий уровень оплаты труда, низкая мотивация муниципальных служащих и отсутствие четкой зависимости между объемом осуществляемых обязанностей, результатами работы и уровнем оплаты труда. Несмотря на то, что эти проблемы являются общими для государственной службы в целом, все же муниципальный, местный уровень считается определяющим: именно здесь гражданин сталкивается с властью и выносит суждение о ее эффективности, подчеркнул докладчик.
Участники круглого стола обсудили также планирование бюджетов органов местного самоуправления в разрезе закрепленных за ними функций и результатов деятельности, стандарты услуг органов местного самоуправления, подходы к совершенствованию системы управления бюджетными учреждениями и другие вопросы.
В результате состоявшейся дискуссии выработаны рекомендации, направленные на достижение модели, основанной на результативных принципах бюджетного финансирования.
Напомним, что Новый закон о местном самоуправлении вернет в Тюменскую область так называемую `поселенческую модель`. Видоизменение административной структуры влечет за собой и новшества в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, ставки местных налогов и сборов будут устанавливать представительные органы местного самоуправления.
По словам первого заместителя директора областного департамента финансов Светланы Бужан, бюджеты каждого уровня должны пополняться двумя крупными налогами. Для поселения это - налоги на землю и на имущество, для муниципального района - транспортный налог и торговый сбор. Для городского округа - все четыре вида платежей.
`Что касается расходов поселений и муниципальных районов, то реализация местных полномочий будет осуществляться за счет собственных средств, федеральных и региональных полномочий - за счет субвенций из вышестоящих бюджетов.
Самыми затратными частями местных бюджетов, считают финансисты, будет благоустройство, содержание автодорог, транспортное обслуживание населения, электро- и газоснабжение, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Сейчас количество жителей в муниципальных образованиях юга области составляет от 556 тысяч человек (Тюмень) до 325 человек. То есть наблюдается резкое различие в налогооблагаемых базах, что может стать главной проблемой после вступления в силу нового закона о местном самоуправлении.
В Тюменской области в 1998-200 годах уже действовала поселенческая модель местного самоуправления, когда каждое из 295 муниципальных образований имело собственный бюджет.
`Мы столкнемся с теми же проблемами, что и тогда, финансовыми - говорит Светлана Бужан. - К тому же, нужно проштудировать огромное количество нормативно-правовых актов, а уровень образования специалистов на местах оставляет желать лучшего. Причем, в те годы это был областной закон, то есть не было такого зоркого внимания со стороны прокуратуры. Сейчас мы будем исполнять федеральный закон, и будет жесточайший контроль`.
Для решения финансовых проблем муниципалитетов предусмотрен региональный фонд финансовой поддержки, в котором есть норматив расходов на одного жителя. Таковой фонд уже `заведен` в областной бюджет-2004. Дотации на места пойдут исходя из количества жителей и налогового потенциала. Также планируется создавать районные фонды финансовой поддержки.