В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рошаль: `Шевченко создал внутри здравоохранения империю под себя за счет госбюджета.` Назад
Рошаль: `Шевченко создал внутри здравоохранения империю под себя за счет госбюджета.`
Юрий Шевченко

Как сообщили источники `МК` в Минздраве, после отставки с должности главы Министерства здравоохранения РФ Юрий Леонидович Шевченко скорее всего сосредоточится на своей работе в Национальном медико-хирургическом центре им. Пирогова. Кстати, в этом центре Шевченко работал и в бытность свою министром ни много ни мало - президентом центра. Кроме этого, Юрий Леонидович возглавляет клинику факультетской хирургии им. Бурденко.

Вот как прокомментировал уход с поста министра здравоохранения Юрия Шевченко известный доктор Рошаль: `Лично я очень рад, что Юрий Леонидович сегодня не вошел в правительство. Я не один раз выступал в прессе, в том числе и в `МК`, что этот человек был не очень хорошим министром. Но зато за эти годы, будучи у власти, создал внутри здравоохранения империю под себя за счет госбюджета. В частности, открыл тот самый Национальный медико-хирургический центр Минздрава РФ им. Пирогова с бюджетом в 1 миллиард 700 миллионов рублей. На эти деньги можно было бы сделать 8-10 крупных медицинских подразделений для детей и оснастить все реанимационные отделения в стране современным оборудованием`.

***

Оригинал этого материала
© `Московские новости`, 25.03.2004

Клинический случай`
С каким багажом приходят люди во власть, конечно, интересно. Но не менее интересно наблюдать, с чем они из власти уходят
Татьяна Скоробогатько

Вкрадчивый голос, плавные движения. Кардиохирург. Играет на фортепиано. В общем, интеллигент. Откуда же характеристика `страшный человек`, которую приходилось слышать от тех, кто сталкивался с министром здравоохранения? Даже теперь, когда Шевченко уже не министр, а просто главный хирург Минздрава, немного находится желающих давать оценку его успехам на ниве здравоохранения. Не хотят топтать поверженного? Или подозревают, что не такой уж он и поверженный?
Чей человек?

...Июль 1999-го. Правительство Примакова давно в отставке, все министры степашинского кабинета назначены, лишь старый глава Минздрава Владимир Стародубов - и.о. да и.о. Он не устраивает влиятельных игроков медико-фармацевтического рынка, связанных с ельцинской `семьей`. А те, кто устраивает, не хотят покидать насиженные места в федеральных медцентрах ради сомнительной радости отвечать за всю российскую медицину. И тут на Минздрав сваливается генерал-полковник медслужбы Шевченко.

Казалось, причина ясна: Степашин служил в Питере - и новый министр оттуда. Но когда министр усидел в кресле дважды - при замене премьера Степашина на премьера Путина и при обновлении правительства Путиным-президентом, - открылось, что доктор Шевченко когда-то организовал лечение серьезно пострадавшей в автоаварии супруги Владимира Владимировича. А в 1997 году помог вырвать из рук Генпрокуратуры Анатолия Собчака, который тоже был дорог новому российскому президенту... В общем, хотя у медиков и журналистов накапливалось все больше вопросов по поводу деятельности министра, задавать их было некому. `Социальный` вице-премьер Матвиенко выслушивала претензии, вздыхала и бросала многозначительный взгляд наверх. Впрочем, и ей г-н Шевченко не был чужим: муж вице-премьера много лет работал под началом Шевченко в Военно-медицинской академии (говорят, коллег-медиков объединяли и коммерческие проекты). В результате Шевченко стал самым `долгоиграющим` из семи постсоветских министров здравоохранения: продержался почти пятилетку, несмотря на скандалы.

Ударная пятилетка
Первый скандал разгорелся уже через месяц пребывания Шевченко в должности. Он разрешил фармацевтическому магнату Брынцалову производить и поставлять в российские регионы генно-инженерный инсулин, хотя датская фирма `Ново-Нордиск` (именно по ее лицензии и из ее сырья планировалось делать брынцаловские инсулины) все отношения с фирмой Брынцалова разорвала. Вопрос не в юридических тонкостях отношений фирм, а в том, что проверенного датского сырья, по уверению `Ново-Нордиск`, у российского производителя не было. Зато специалистам были хорошо известны каналы поставок в Россию `левого` полуфабриката, который, как подозревали, и собирался использовать Брынцалов. Почему новый министр подмахнул приказ, разрешающий потчевать российских диабетиков неизвестно из чего приготовленными препаратами? Сам он уверял, что его `подставили` нерадивые подчиненные...

В 99-м министр по крайней мере пытался изобразить невинность. Скоро стиль его общения с критикующими изменился. Летом 2000-го `МН` готовили материал, посвященный мощной рекламной кампании в СМИ по прославлению лично министра и его `команды единомышленников`. Послали запрос в Минздрав с просьбой объяснить, откуда у ведомства десятки тысяч долларов на покупку полос в многотиражных изданиях (не хотелось же верить, что оплатили их коммерческие структуры, почему-то раз за разом выигрывающие минздравовские тендеры на закупку лекарств и оборудования для государственных нужд). В ответ через весьма высокопоставленных лиц руководству газеты спустили информацию: публикация заказная, автору заплатили враги министра. У автора, однако, было алиби; заметку все же напечатали. С рекламой поклонники министра стали осторожнее. Госзакупки проводились в прежнем режиме.

Шевченко еще не раз попадал в щекотливые ситуации. Например, со странным приказом о слиянии успешно работающей Республиканской детской клинической больницы с одним из НИИ для создания некоего научно-исследовательского центра. Врачи и родители маленьких пациентов больницу, правда, отстояли. Был еще странный призыв министра к населению: не печалиться, что лекарства дорожают, а заниматься спортом и правильно питаться - тогда, мол, и со здоровьем все будет в порядке. Было его заявление по поводу гибели заложников `Норд-Оста`: газ применялся безвредный, медики действовали правильно, а люди поумирали, потому что были слабыми и больными...

Все пять лет министр не очень хорошо представлял, что делать со вверенной ему сферой. Сначала заявлял, что здравоохранение было и останется бесплатным - потом стал клеймить `иждивенчество` граждан, не понимающих, что за здоровье надо платить. Вторя президенту, пытался развивать тему обязательного медстрахования - но быстро запутался и перестал комментировать финансовые проблемы: `Я не специалист. И вообще считаю, что медики, даже организаторы здравоохранения, не должны заниматься этим вопросом. Это дело финансистов, менеджеров, юристов...`

`Неминистерским` делом оказалось многое. Критерии оценки деятельности медучреждений, принципы оплаты (не за качество реально выполненной работы, а за количество посещений поликлиники и количество коек в больнице), неэффективное расходование госсредств - все осталось, как в 99-м. Кроме одного. В недрах Минздрава выросло учреждение, претендующее на монополию распоряжаться самыми лакомыми кусками государственной медицины.

Министр - в центре
Под ропот изумленных коллег министр Шевченко, и без того возглавляющий несколько медицинских структур, создал еще одну - Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова. В столице Центр прибрал к рукам хорошие федеральные больницы (Центральную бассейновую и Республиканскую клиническую), парочку не худших поликлиник. Кроме того, в состав Центра включили клинические комплексы в Мурманске и в Туапсе, его филиалами стали окружные медцентры Минздрава (в Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде и т.д.). В общей сложности 12 тысяч койкомест.

Пропагандистское обеспечение акции, как водится, было на высоте. По информационным агентствам и телеканалам прошли сюжеты о `нормальной больнице для обычных людей`, в которой все россияне смогут бесплатно получить высокотехнологичную медпомощь, ранее недоступную для большинства из-за дороговизны. Не сообщалось, разумеется, что бесплатно такой помощи может быть оказано лишь на ту сумму, которую выделит госбюджет. А сумма эта ограниченна, за свою долю конкурируют 79 федеральных клиник. Если одна тянет одеяло на себя - обделенными оказываются пациенты других...

Врачи НМХЦ совершили несколько рейдов по регионам, проводя операции по эндопротезированию крупных суставов. В восторженных публикациях местной печати подчеркивалось: протезы стоимостью 3-4 тыс. долларов - за счет москвичей. Но почему бы Минздраву просто не передать эти деньги в регионы? Зачем гнать туда бригады столичных медиков, тратить деньги на командировочные? Ведь этот вид операций хорошо освоен во многих областных клиниках, загвоздка только в дорогостоящих протезах. Подобных вопросов - множество. Например, зачем в федеральном бюджете-2004 на строительство нового корпуса НМХЦ выделено 105 млн. рублей (столько не дали ни одному другому медучреждению). Известно же, что хирургических койкомест в столице более чем достаточно, вот с их финансированием плоховато. Другой пример: в 2004 году из 2321,8 млн. рублей, расписанных Минздравом на приобретение оборудования и медикаментов для федеральных медучреждений, 28 процентов предназначается шевченковскому Центру. Откуда такая диспропорция? А что означают официальные пресс-релизы: `...Пироговский центр является инновационным медицинским центром, государственным институтом внедрения в практическое здравоохранение достижений академической, вузовской и мировой науки`? То есть главный - он, а не десятки академических и минздравовских НИИ и клиник, которые занимались этим самым внедрением задолго до рождения НМХЦ?

В том-то и дело, что слишком много претендентов на скудные госфинансы, которые отпускаются для развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. Как не воспользоваться возможностью убедить высшее руководство сосредоточить львиную долю средств в одних надежных руках?

Юрия Шевченко, как и ожидалось, оставили руководить пироговским Центром: приказ подписан на днях. Да еще сделали главным хирургом Минздрава - видимо, для статуса. В НМХЦ - комфортабельные палаты, высококлассное оборудование... Деньги с пациентов можно брать немалые - уже сегодня коммерческая госпитализация в бывшую Бассейновую больницу, например, стоит примерно столько же, сколько в клиники президентского Управделами.

Так что достойное рабочее место для себя Юрий Шевченко создал.

Если бы лично я хотела сделать приятное Юрию Леонидовичу, я бы тоже не стала обременять его министерским постом в правительстве Фрадкова. Там ведь пришлось бы заниматься реструктуризацией всей отрасли, сверху донизу. Работа сложная. И нервная: того и гляди нарвешься на протест - сначала снизу, потом сверху. Другое дело - подарить уважаемому человеку самую сладкую часть медицинского пирога. Ту, которая с кремом.

***

Досье МН

Юрий Шевченко родился в 1947 году. Медицинское образование получил в Петербургской Военно-медицинской академии. Там служил до 1999 года (начав старшим ординатором клиники и закончив начальником академии). С 1993 года был главным кардиохирургом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководил областным Кардиохирургическим центром. Известен как основоположник нового направления медицины -гнойно-септической хирургии. Генерал-полковник медслужбы. В июле 99-го назначен министром здравоохранения. Через год Патриарх Алексий II по просьбе министра собственноручно освятил здание Минздрава (это - единственное освященное министерство). В 2000 году министр возглавил НИИ грудной хирургии ММА им. Сеченова и клинику факультетской хирургии, в 2003-м -Пироговский центр. В сентябре 2003-го Указом Президента России ему присвоено звание заслуженного врача РФ.

Оригинал этого материала
`Московский комсомолец`, 11.03.2004, Фото: ИТАР-ТАСС, Уход `миллиардера`

Александра Зиновьева



httр://www.соmрrоmаt.ru/mаin/minzdrаv/klinikа.htmhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201909
Опублик.: 30.03.04
Число обращений: 660

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``