В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Северный флот России медленно, но верно идет ко дну Назад
Северный флот России медленно, но верно идет ко дну
Два снаряда в одну воронку не попадают`. Военные, придумавшие эту `оптимистичную` поговорку, к их счастью, не были знакомы с новыми российскими реалиями. На Северном флоте в течение одного месяца произошло два скандала, по своей разрушительной силе подобные даже не снарядам, а скорее атомным бомбам. Сначала на учениях `Безопасность-2004` на глазах президента страны подлодки СФ провалили два пуска баллистических ракет. А на днях к причальной стенке поставили предмет гордости всего флота - атомный ракетный крейсер `Петр Великий`. Главком ВМФ Куроедов, посетивший корабль, с разницей в два часа дал две взаимоисключающих оценки того, что он там увидел: `Все в таком состоянии, что в любой момент может взлететь на воздух. Это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой` и `Ситуация на крейсере `Петр Великий` не угрожает ядерной безопасности страны`. Можно по-разному оценивать мотивы действий главкома Куроедова, но одно очевидно. Все ЧП, случившиеся на Северном флоте, не случайность.
`Условный пуск` мог стать реальным взрывом

Игорь Курдин когда-то командовал той самой подлодкой К-407 `Новомосковск`, которая теперь прославилась на весь мир `условным пуском` ракеты. Он ходил на подлодках 20 лет и 1 день. Трижды выходил на боевые службы на К-407. В августе 1991 г. `Новомосковск` участвовал в беспрецедентных испытаниях под названием `Бегемот-2`. С 16 баллистическими ракетами весом 43 тонны лодка опустилась на стартовую глубину 50 метров и последовательно произвела запуск всех 16. До тех пор подобного не было ни разу. Необходимо было выдержать определенные скорость и глубину погружения. Маневрировать во время стрельбы было запрещено даже в случае атаки. Вот почему Курдин считает, что он имеет право рассуждать о сегодняшней ситуации:
- Вот смотрите, результат расследования: автоматика выдала ложный сигнал, который и заблокировал пуск. У меня ни на одной из стрельб такого не было. Такими ракетами лодка должна стрелять раз в два года. Но К-407 с 1991 г., похоже, так больше ни разу и не сподобилась.
О том, что `невылет` ракеты могло спровоцировать настоящее, серьезное ЧП, военачальники скромно умолчали.
- Жидкостные ракеты вообще очень опасны, - говорит Курдин. - Подлодка К-219 погибла из-за того, что топливо начало разъедать корпус ракеты. На учениях ситуация была аналогичной. И слава богу, что все это не пошло в отсек. Случился бы взрыв, объяснить который `условным пуском` было бы куда сложнее.

Корабли в отстойниках

Любой подводник скажет, что баллистическая ракета не бывает `гарантийной`. У нее есть определенный срок хранения - чуть больше 7 лет. Ракета РСМ-54, которой стреляли с `Карелии`, и вовсе 1987 г. выпуска. Срок ее годности был превышен более чем вдвое. На днях это признал главком ВМФ адмирал Куроедов.
Жаль, главком ничего не добавил о состоянии самих подлодок.
- За последние 10 лет на их ремонт выделяли какие-то копейки, - говорит информированный сотрудник прокуратуры СФ (его данные есть в редакции. - Авт.). - Продлевали ресурс `по боевой необходимости`. Большая часть кораблей - в отстойниках именно потому, что нет денег на ремонт. Остальные ходят в море `за себя и за того парня`. А как готовить экипаж, если техники нет? Или, к примеру, топливо готово, а радиолокационная станция сгорела? Дизельных подлодок вообще всего две осталось, и те на боевые службы не ходят. Потому что аккумуляторов нет - а без аккумуляторов лодка не может погрузиться.
- Изначально в самом проекте предусматривается модернизация лодок спустя какое-то время их службы, - говорит Курдин. - Так делается не только у нас, но и в Америке.
Но только если США проводят реальную модернизацию, то мы, как всегда, - `условную`. Сегодня на Северном флоте около 100 подлодок, которые уже поздно модернизировать. Их осталось только списать.

Провал учений - к лучшему?

- Корабли постоянной готовности - те, на борту которых есть оружие, - должны ходить на боевые службы, - говорит капитан 1 ранга, командир последнего экипажа знаменитой К-19 (об аварии на этой подлодке американцы сняли фильм с Харрисоном Фордом в главной роли) Олег Адамов. - Они должны стрелять хотя бы на учениях. У нас же до прошлого года боевых служб не было вообще.
Сущность системы боевых служб проста: в море постоянно находятся лодки, готовые нанести ракетные удары по территории вероятного противника. В середине 90-х эта система рухнула и боевые службы прекратились.
- Боевая служба - это основа подготовки экипажа и корабля, - уверены подводники. - Сравните двух командиров: у одного 15 боевых служб, а у другого - ни одной. Есть разница?..
Пока наши лодки отдыхают в отстойниках, иностранные корабли продолжают патрулировать российские берега. Раньше мы могли противопоставить этому с десяток своих подлодок недалеко от Флориды. Это и называлось `боевыми службами`. Теперь ответить нам нечего.
- У нас на одну лодку было два полноценных и равноценных экипажа, - говорит Курдин. - А перерыв, который был и в боевых службах, и в строительстве, и в проектировании судов, - он еще скажется. Может, провал учений и к лучшему: все увидят наконец, что творится с флотом...
Показателей того, что на самом деле творится с флотом, казалось бы, уже достаточно. В любой стране для того, чтобы понять реальное положение дел, хватило бы и `Курска`. Ведь и эта подлодка долго простаивала, прежде чем уйти в то самое последнее `боевое`.

Личный состав: калека да маньяк

- А чему вы удивляетесь? - спрашивает Адамов. - То, что творится с личным составом, вообще не поддается описанию.
...К прокурору пришел матрос. По каким-то своим делам - это, в общем, неважно. Важно другое: у матроса не было на правой руке двух пальцев. Нет, ему их не на подлодке отрезали - его таким призвали. И то: зачем призывнику пальцы? Лишь бы человек был хороший. И это не исключение - это правило.
- Призывают всех: сирых, убогих, больных, - подтверждает сотрудник прокуратуры СФ. - Чем только матросы не болеют! А выясняется это, когда начинаем рассматривать дела о `дедовщине`. А как ей не быть, если призывники даже не знают, что мыться надо и носки свои стирать? Для многих зубы почистить - высший пилотаж!
...Матросика привлекли к уголовной ответственности за издевательство над товарищем. В процессе выяснилось: у обвиняемого - героиновая наркомания плюс гепатит С. Призвали его в 2000 г. Гепатит обнаружили в 2002-м.
...Офицер считался одним из лучших на корабле. 7 лет служил `верой и правдой`, без единого взыскания. Повязали его над трупом 14-летней девочки. В ходе расследования выяснилось, что это уже второй `его` труп. Схема одна и та же: офицер знакомится с женщиной, приводит ее домой, после сексуальных домогательств (по уверениям обвиняемого, безрезультатных) душит даму колготками. Потом в ванной расчленяет тело (на суде скажет, что из научного интереса: мол, давно хотел выяснить, как там все устроено), куски аккуратно пакует в целлофан и закапывает. Судебно-психиатрическая экспертиза офицера проводилась дважды. Оба заключения: `невменяем`. Сейчас моряк-душитель находится в психиатрической лечебнице. 7 лет полностью невменяемый офицер служил на крейсере в майорской должности, имел доступ к оружию. Замечу: не к пистолету, не к заточке - к ракетам. Медкомиссию, как и положено, проходил раз в год.

Люди гниют заживо

`После 4-летнего перерыва в плавание в район учений должен выйти авианесущий крейсер `Адмирал Кузнецов`, - захлебывались от счастья в штабе Северного флота перед февральскими учениями. - Участие крейсера в учениях является важным, так как показывает, что авианосец у России все-таки есть, и снимает различные спекуляции по поводу его продажи или списания`.
По поводу продажи - это точно. Кто же это корыто купит? Даже даром вряд ли возьмут.
- 4 из 5 авианосцев угробили, - говорит сотрудник прокуратуры. - В истребительной авиации осталось 5 самолетов, и все - 1990 г. выпуска. На последнем авианосце, `Адмирал Кузнецов`, ремонт вроде сделали - теперь хоть можно без фонаря ходить по его коридорам...
Матрос Иван А. служил на `Кузнецове` несколько месяцев. Впечатлений набрался - на всю жизнь.
- Корабль `держат` дагестанцы, - рассказывает он. - Делать ничего не хотят, полы не моют - это ниже их достоинства. Объединяются и бьют остальных.
- Что, так много призывников из Дагестана?
- Да полно! Кроме них еще тувинцев много. Эти даже по-русски не говорят - какой с них спрос? А вообще какая-то инфекция, видно, на корабле. Люди гниют заживо.
- ?!
- Ну, я два месяца прослужил - у меня теперь все руки и ноги в язвах. А у тех, кто годами служит, ноги сгнивают совсем. В медпункт придешь - там зеленкой помажут и отпустят.
- Ну а общее впечатление от `Адмирала Кузнецова`?
- Потонет... Мы каждый день из нижних отсеков воду вычерпывали: ведрами, насосами... Он протекает весь.
И заключительный мазок к этой мрачной картинке. На учениях `Кузнецов` в море не выходил. Верней, выходил, но не сам. Его вытащили на буксирах, показали народу - и утащили обратно.

`Ваш сын дезертировал`

14 февраля 2004 г. из воинской части Nо31360 близ поселка Полярный пропали двое матросов - Виктор Фурман и Константин Леонов. Парнишки на надувной лодке поплыли к рыболовному судну, стоявшему в 100 метрах от берега, чтобы отвезти письма для отправки на `большую землю`. Капитан рыболовного судна принял у матросов корреспонденцию, и они поплыли назад. Прожектор судна вел их, пока до берега не осталось 20 метров. Тут вдруг поднялся ветер и пошел сильный снег. С тех пор матросов никто не видел.
25 февраля 2004 г. родители Фурмана получили телеграмму: `Ваш сын дезертировал`. Но в воинской части товарищи Константина и Виктора начисто отметают такое предположение. На `точке` служили всего 9 человек, отношения между ребятами были отличные. Около берега сильные течения, и если Фурман и Леонов попали в зону их действия, матросов могло отнести в море и прибить дальше к берегу или же отнести к Новой Земле. Еще ребят могло подобрать сторожевое норвежское судно, курсировавшее в нейтральных водах. И все это было известно командованию с самого начала.
С 14 февраля были организованы поисково-спасательные работы. При этом матросы уверяют, что искали пропавших всего одни сутки, командование части заявляет, что искали двое суток, а командование флотилии - что трое суток. Как раз во время пропажи ребят и начались военно-морские учения `Безопасность-2004`. Само собой, на этом фоне жизни двух пацанов никого не интересовали. Дела до них нет и сейчас.
- Продолжать поиски, похоже, никто не собирается, - говорит председатель совета мурманской общественной организации `Молодежные инициативы региона` Кирилл Мартынов. - Родителям Фурмана объяснили, что надувная лодка, на которой плыли мальчики, практически непотопляемая, и поэтому, пока она не найдена пустой, есть надежда, что Фурман и Леонов живы.
Вот он какой - Северный флот. Силы стратегического сдерживания, которые когда-то вызывали уважение всего мира, а теперь - прогнившая насквозь структура, где командованию плевать на людей, где запросто могут служить психбольные офицеры и увечные матросы, где ржавые корабли оснащаются старыми ракетами.
Судя по тому интересу, который западные СМИ до сих пор проявляют к нашему флоту, разведка у них работает из рук вон. Они до сих пор не знают, что Северный флот России - это иллюзия, миф, уцелевший со времен `холодной войны`.


Московский Комсомолец
от 29.03.2004
Светлана МЕТЕЛЕВА.http://nvolgatrade.ru/

Док. 201861
Опублик.: 29.03.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``