В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Петрович Капица: Очевидное - невероятное современного образования. Назад
Сергей Петрович Капица: Очевидное - невероятное современного образования.
- Сергей Петрович, в чем вы видите основную проблему российского образования?

- Как мне кажется, одна из главных проблем связана с системой высшего образования. Существует три ступени в системе образования: первая - это воспитание человека, гражданина, ученого, вторая - образование, то, что человеку дается на всю жизнь, и третья ступень - это обучение конкретным навыкам, например работе с компьютером, Интернетом, на пишущей машинке и т.д. И эти три категории надо четко различать. Уверен, главная первоочередная задача настоящего высшего учебного заведения, например университета, - это вопросы, связанные с первыми двумя функциями - воспитания и образования.

А что касается обучения, то это происходит на каком-либо конкретном уровне, когда можно научиться, к примеру, управлять машиной, самолетом, основам элементарного бизнеса, счетоводству или бухгалтерии.

И как мне кажется, необходимо четко понимать и различать эти три ступени, которые дополняют и пересекают, но не заменяют друг друга. Недопонимание отличия этих понятий и есть главная проблема всей политики высшего образования.

- Как Вы считаете, ныне существующее российское законодательство в сфере образования соответствует реалиям нашего времени?

- Я не особо внимательно отслеживаю происходящее в законодательстве в такой консервативной области, как образование. Вообще, законодательство в этой сфере меняется редко и медленно. Традиции русской дореволюционной школы сохранились в лучших чертах советской школы. И я считаю, лучшее, что было в советской школе, нужно сохранить и сейчас. Необходимости сильно ревизовать эту область я не вижу, она по-разумному консервативна. Это стало особенно очевидно сейчас, когда наши студенты, да и просто люди открыли мир, стали выезжать за границу. Сразу стало понятно, что наша система высшего образования во многом выиграла по сравнению с западной. И выиграла именно за счет того, что у нас есть система. Необходимо четко устанавливать определенные нормативы в образовании. Так, во всех развитых западных странах есть очень четкий контроль за этим. Однако, например, слабость американской системы образования заключена в том, что она подчинена руководству каждого Штата. У них отсутствует единообразие в стандартах. Это, по моему, далеко не лучший вариант.

Мне кажется, что у нас должны быть какие-то общегосударственные стандарты в сфере образования. Возьмите, например, такую область, как медицина, в которой образование, обучение и воспитание очень тесно переплетаются. Люди получают образование и, соответственно, воспитание врача в течение многих лет. Только тогда они становятся настоящими специалистами, имеющими право отвечать за чужую жизнь. Здесь воспитание человека имеет такое же значение, как и его образование.

- Сергей Петрович, есть ли необходимость в едином мировом образовательном стандарте?

- Думаю, что нет. Образование теснейшим образом связано с культурой и языковой традицией, которая очень важна для каждого народа. Сейчас очень интересно посмотреть на тех детей нуворишей, уехавших учиться в престижные западные вузы на деньги родителей. Скоро они будут возвращаться назад и надо бы посмотреть, насколько их образование будет адекватно российским условиям, и как они впишутся в российскую специфику. Несомненно, у них будут возникать проблемы. Скажется разный уровень преподавания, степень требования, мораль и прочее. Я сам был в подобном положении, потому что до семи лет я вместе с родителями жил в Англии. И когда мы вернулись в Советский Союз, мне пришлось адаптироваться к существовавшим условиям, несмотря даже на то, что русский язык я знал хорошо.

Тем не менее, когда знаешь два языка, две разные системы ценностей, - это обогащает тебя. Но для молодого человека - это нелегкое испытание.

- Россия имеет необъятную территорию, города и поселки разбросаны на громадные расстояния. В таких условиях вузы не могут донести до всех свои образовательные методики. Какой выход Вы видите в сложившейся ситуации?

- Мне кажется, исключительную роль в этом играет дистанционное образование. Оно должно удовлетворять самым высоким стандартам, должно задавать тон и, несомненно, быть открытым. Пионером в дистанционном образовании была, по-видимому, Англия, когда там 30 лет назад создали Открытый университет. Когда его создавали, то прекрасно понимали, что нужно иметь очень высокие стандарты, когда имеешь дело с дистанционными технологиями. Люди, преподающие по этой технологии, должны быть профессионалами высшего класса. У них должно быть ответственности больше чем у обычных преподавателей. Ведь у студентов, к примеру, не будет возможности, если не нравится лекция одного профессора, пойти к другому.

В последнее время появилось много новых образовательных методик. По-моему, все эти модели прекрасно сочетаются. Одна система дополняет другую, и в этом можно найти свои преимущества. В качестве примера я могу привести мою внучку. Она перешла в учебное заведение, где обучаются по новой для нее зачетной системе. Теперь ей стало заметно легче учиться, чем это было раньше в школе.

И все-таки я убежден, что дистанционная система пригодна для более позднего обучения людей, которые либо переквалифицируются, либо удалены от образовательных центров, либо не успели получить вовремя образование. Для уже сформировавшихся людей, которых трудно перевоспитать, но которые должны и имеют право на получение образования, особенно в условиях быстрой смены приоритетов.

- Как Вы считаете, какие специальности будут пользоваться наибольшим спросом у абитуриентов через 20-30 лет?

- Это трудно предугадать. Хотя возможно. Например, в свое время был дан прогноз о том, что информатика и прикладная математика будут пользоваться большим спросом в наши дни. Однако вопрос не в том, какие специальности будут востребованы в будущем, а в том, что необходимо в течение 2-3 лет давать студентам такую серьезную образовательную базу, чтобы затем они могли найти себе применение в любой сфере, независимо от их основной специальности. Если взять Физико-технический институт, то там готовят инженеров сверхкласса, такие люди будут очень и очень нужны обществу. Выпускники данного вуза высокообразованы и могут вести нашу промышленность в нужном направлении. Уверен, что со временем слово `инженер` получит новое звучание. Я абсолютно убежден, что в основе будущих специальностей будет лежать серьезное физико-математическое, химическое и биологическое образование.

- Сергей Петрович, как Вы считаете, студенчество XXI века будет чем-либо отличаться от студенчества XX века?

- Думаю, что нет. Просто современные студенты легче адаптируются в новых условиях. У них нет проблем с освоением нового.

Эмиль БАХТ.
viperson.ru http://nvolgatrade.ru/

Док. 201816
Перв. публик.: 26.03.04
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 1080

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``