В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир МАТЮХИН: Государственный оборонный заказ - важнейший инструмент обеспечения жизнедеятельности страны. Назад
Владимир МАТЮХИН: Государственный оборонный заказ - важнейший инструмент обеспечения жизнедеятельности страны.
Он должен исключить `изобретение велосипеда`
Государственный оборонный заказ - важнейший инструмент обеспечения жизнедеятельности страны. О том, что он собой представляет, о путях повышения его эффективности и проблемах, связанных с этим, читайте в беседе нашего корреспондента с председателем Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны России - первым заместителем министра обороны России генералом армии Владимиром МАТЮХИНЫМ.


- Владимир Георгиевич, каковы основные направления деятельности вашего комитета?

- Государственный комитет по оборонному заказу образован Указом Президента России в марте нынешнего года. Как федеральный орган исполнительной власти, он призван обеспечить эффективное формирование и размещение государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной техники (ВВТ) общего применения. Кроме того, на комитет возложено осуществление необходимых мер по сохранению и развитию национального оборонного и научно-технического потенциала и адаптации его к условиям рыночной экономики. В числе основных задач - также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию и контролю исполнения гособоронзаказа в части разработок, производства и поставок ВВТ общего применения, создания новых технологий производства вооружения и военной техники.
Основными концептуальными документами для нас являются `Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу` и Государственная программа вооружения на период 2001-2010 годов. Перед нами поставлена конкретная цель - обеспечить единство и сбалансированность развития всей системы вооружения общего применения.

- Ваш комитет создан при Министерстве обороны. Не останутся ли без должного внимания другие силовые ведомства?

- Мы работаем в интересах государства, т. е. в равной степени в интересах как Вооруженных Сил, так и других войск, воинских формирований и органов РФ. Другое дело, что до последнего времени отсутствовала должная координация заказов вооружения и военной техники, осуществляемых в интересах различных госзаказчиков. Без единого межведомственного координирующего центра, каким становится наш комитет, потери и издержки в этой области неизбежны. В условиях сложного экономического положения страны каждый рубль, выделяемый на нужды гособоронзаказа, должен использоваться особенно эффективно.

- Коль скоро речь зашла о так называемых узких местах в системе гособоронзаказа, на что, по вашему мнению, стоит обратить особое внимание в этой области?

- Существующая система формирования гособоронзаказа не предусматривает независимое научно-техническое оппонирование предложений государственных заказчиков и не исключает проведения взаимодублирующих научных исследований и разработок, а также продолжения долгосрочных работ, начатых 10-15 лет назад и утративших в настоящее время свою актуальность.
Не урегулирована практика возмещения фактических затрат исполнителям по прекращенным разработкам ВВТ, что существенно ухудшает финансовое положение исполнителей и дискредитирует привлекательность госзаказа.
Нередки примеры существенного расхождения в ценах на однотипную оборонную продукцию для различных госзаказчиков.
Или возьмите такую проблему, как реализация закупок продукции и услуг по гособоронзаказу без проведения конкурсов, через посредников, не имеющих соответствующих производственных и финансовых ресурсов.
Мириться со всем этим нельзя. Государству необходима действенная система формирования и организации контроля за исполнением оборонного заказа, а также Государственной программы вооружения в целом.

- Будем реалистами: у государства не так много средств, чтобы, как в былые времена, загрузить мощности предприятий `оборонки`. За счет каких резервов, на ваш взгляд, можно поднять эффективность системы гособоронзаказа?

- Размер военного бюджета определяется экономическим состоянием страны. В настоящее время он более чем скромен. Вместе с тем низка отдача бюджетных средств, направляемых на разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники. Главным резервом, на наш взгляд, является улучшение организации работы системы гособоронзаказа, универсализация образцов ВВТ, их упорядочение по типам, унификация, стандартизация и каталогизация всех компонентов. Решению задачи во многом сможет способствовать мониторинг расходования финансовых средств, выделяемых на научные изыскания. Это позволит исключить возможность финансирования из госбюджета работ, не прошедших экспертизу и согласование, а также заказ дублирующих работ и вложение средств в `изобретение велосипеда`.
Необходимо добиться максимальной концентрации бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях развития вооружения и военной техники. Задача из задач - обеспечить адресность мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности. И здесь мы видим широкое поле для взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.

- Не секрет, что российский ОПК, несмотря на многочисленные усилия по его оздоровлению, по-прежнему находится в трудном положении. Как вы смотрите на его будущее?

- В своем Послании Федеральному Собранию Президент России выделил задачу модернизации Вооруженных Сил в числе трех важнейших на ближайшую перспективу задач. Президент также отметил в послании, что в военной реформе одним из ключевых вопросов является существенное переоснащение Вооруженных Сил. Назначены заместитель председателя Правительства РФ, отвечающий за военно-промышленные вопросы, и советник Президента РФ по государственному оборонному заказу. В целях совершенствования деятельности по формированию и размещению государственного оборонного заказа образован наш Государственный комитет. Так что можно не сомневаться: `оборонка` обретет второе дыхание. Залог тому - особое внимание высших органов государственной власти и лично Президента России к ее проблемам. Разумеется, свой вклад в оздоровление `оборонки` внесет и наш Государственный комитет.

Анатолий АНТИПОВ.
газета `Красная Звезда`http://nvolgatrade.ru/

Док. 201784
Опублик.: 25.03.04
Число обращений: 597

  • Матюхин Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``