В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Садист-подполковник решил показать пацанам `настоящую` армию Назад
Садист-подполковник решил показать пацанам `настоящую` армию
Военный суд счел его действия правомерными

Военный гарнизонный суд города Сургута во вторник оправдал сотрудника
военкомата Советского района Владимира Завадского, которого обвиняли в
превышении служебных полномочий. Во время военных сборов для
одиннадцатиклассников, 5 сентября 2003 года, погиб ученик одной из местных школ Александр Бочанов: ему стало плохо в момент пробега 10-километрового кросса в противогазе и, как показало следствие, смерть наступила в результате удушения рвотными массами.

Владимира Завадского долго не хотели судить. Прокуратура Югорского района отказывалась заводить уголовное дело по иску родителей Саши Бочанова, объясняя отказ тем, что в свидетельстве о смерти ребенка записано: мальчик умер уже после окончания сборов, а значит, ответственность за его смерть не должен нести организатор кросса Завадский. Родители погибшего подали иск в Генпрокуратуру. В итоге дело на подполковника Завадского все-таки завели. По статье 286 УК РФ его обвинили в превышении служебных полномочий (грозит лишением свободы сроком от 3 до 10 лет). Более того, зампрокурора Югорского района Владимира Еремаченко, отказавшего в возбуждении уголовного дела,
уволили с работы `за бездушие и формализм`.

<В обществе случай вызвал большой резонанс, - заявил на одном из последних военных сборов в Минобороны в 2003 году глава военного ведомства Сергей Иванов. - Я призываю прислушаться к обществу и считаю, что здесь недопустима ведомственная корпоративность. Подобного рода случаи не должны повторяться ни при каких обстоятельствах>.

Судебное заседание по делу военкома состоялось 23 марта - родители Саши
никак не могли приехать на суд из-за отсутствия денег. В результате военным даже пришлось посылать за ними служебную машины. Однако эта помощь оказалась излишней - справедливого решения по иску родителей, потерявших сына в результате подполковничьего беспредела, в суде принято так и не было.

Несмотря на увольнение с работы зампрокурора и заявление министра, которое для военных может считаться приказом, военный суд не стал глубоко вникать в детали произошедшего. Подполковник Завадский, руководивший военными сборами, заявил на заседании, что занятие, на котором умер школьник, `соответствует всем нормативно-правовым актам`. Рассказал, что никакие документы не запрещают проводить сборы по вечерам (кросс совершался после 20.00 и ужина, которым накормили школьников), ссылался на данные судмедэкспертизы, которая,
помимо рвоты в дыхательных путях школьника, обнаружила у него
иммуноэндокринную недостаточность, которая, считает Завадский, и стала
причиной смерти. В ходе прений суд не счел убедительными доводы стороны
обвинения о том, что школьники бежали кросс после плотного ужина, что
грузовик с подполковником Завадским двигался за бегущими школьниками,
запрещая им останавливаться. Что школьники просили подполковника разрешить снять противогазы, но ретивый служака сделать это не разрешил...

В итоге Завадского оправдали.
Решение гарнизонного военного суда города Сургута снова говорит о том, что в российской армии абсолютно наплевательски относятся к здоровью и жизни военнослужащих и допризывников. Их жизни как ни стоили ничего, так и не стоят. Достаточно вспомнить дело о <замороженных> призывниках-пограничниках, летевших из Москвы в Магадан один из которых погиб впоследствие от пневмонии. Следствие по этому делу так и не назвало виновных в случившемся. В случае же с подполковником Завадским история повторилась. Хотя для того, чтобы понять, что офицер не прав, вовсе не обязательно наизусть знать документы, определяющие проведение сборов.

Ни в одном из них все равно нет ни строчки о том, что в полномочиях
организатора сборов входит марш-броски на 10 километров, к тому же после
ужина, да и еще в противогазах. Те, кто служил в армии, прекрасно понимают, что это - не что иное, как банальная армейская дедовщина на офицерском уровне в самом ее маразматическом проявлении: садист-подполковник решил показать малолетним пацанам, что такое <настоящая> армия. Говорю об этом с уверенностью потому, как сам бегал 10-ти километровые марш-броски в полной боевой выкладке, но со спрятанным в подсумок противогазом. Очевидно, мы нашему отцу-командиру в конце броска, почему-то, были нужны живыми.

Странно и другое. В материалах судебных слушаний почему-то не прозвучало
психологической оценки подполковника Завадского. Не секрет, что военкоматы давно стали <тихой гаванью> для военных пенсионеров и офицеров, не прижившихся по тем или иным причинам в нормальных армейских коллективах. Нет информации и о том, была ли проведена экспертиза самих противогазов, точнее, установленных на них фильтрующих кассет. Трудно предположить, что сургутский военкомат в силу экономических возможностей регулярно их обновлял. А это
значит, что и в нормальной ситуации в них даже долго просидеть невозможно.
Если это предположение верно, то действия подполковника не то, что под
инструкции не подпадают, а могут рассматриваться уже с точки зрения
преднамеренного нанесения вреда здоровью школьников.

Гособвинение осталось не удовлетворено решением Сургутского гарнизонного
суда и намерено в ближайшее время опротестовать его решение. В прокуратуре Приволжско-Уральского военного округа посчитали так же: оправдание офицера необоснованно, поскольку именно его действия привели к смерти допризывника. Все это вселяет надежду на то, что в итоге удастся найти истину в этом банальном и, к сожалению, не единственном для армейской системы деле.

Никита Петров
24 марта 2004
http://www.strana.ru/stories/02/05/20/2976/211013.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201769
Опублик.: 25.03.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``