В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Марков: Без морального возрождения страна никогда не попадет в постиндустриальное общество Назад
Сергей Марков: Без морального возрождения страна никогда не попадет в постиндустриальное общество
Задача перехода к постиндустриальному обществу, задача модернизации, выдвигает ряд проблем.

Первая проблема - откуда взять средства для модернизации в современной России. На самом деле в мире огромное количество денег, просто триллионы долларов ищут малейших форм приложения. Проблема в том, что российская экономика их отторгает, российская экономика выбрасывает даже те деньги, которые она получает от продажи природных ресурсов. Есть две вещи, важные для инвестиционной привлекательности: экономический рост и снятие бюрократических преград, то есть продолжение либеральных институциональных реформ. По поводу либеральных реформ - все нормально. Новая Дума создана как раз для того, чтобы ускорить принятие либеральных реформ Грефа в два, три раза, это и будет происходить.

По поводу экономического роста могут возникнуть проблемы. Во-первых, здесь огромное значение имеет курс рубля. С моей точки зрения, на сегодня политика правительства по отношению к курсу рубля идеологически ортодоксальна, и это создает тяжелый рубль, и он как бы тащит российский экономический рост вниз. У правительства идеология такая: нам нужно для модернизации технологическое перевооружение, а чтобы было технологическое перевооружение нужны инвестиции, нужно дешевле покупать станки. Инвестиции пойдут в тяжелый рубль, в зону крепкой валюты, и то же самое технологическое перевооружение, станки становятся тем дешевле, чем крепче рубль. Так правительство стимулирует импорт, но мне кажется, это для нашей экономики сейчас опасный процесс. Нужно разделить два этапа. А забегание вперед опасно. Сначала нам нужен нормальный экономический рост, который должен идти за счет импортозамещения. А идеология нынешнего правительства уже забегает вперед - это ориентация на экспортноориентированную экономику. Но сейчас, до будущего перехода к экспортно-ориентированной экономике надо пройти стадию накопления внутренних ресурсов - то есть импортозамещения. Идеология тяжелого рубля сейчас вредна для экономики, хотя это не значит, что она вредна в принципе. Через несколько лет, после восстановления экономики, она будет необходима, а сейчас необходим легкий рубль. Политика крепкого рубля должна быть перенесена, условно говоря, на 4-5 лет позже, когда уже процесс импортозамещения покажет свою ограниченность. А сейчас нам нужно восстановить экономику, уровень жизни и рыночный спрос, а для процесса импортозамещения необходим легкий рубль.

Вторая проблема - политическая культура для модернизации. Мы должны признать, что у нас в России две страны и две формы политической культуры. Одна страна живет в раннем индустриальном обществе, с его патриархальной политической культурой, с его психологией подданных и с его полной ориентацией на власть, на государство. Она требует соответствующей модели, ей не нужна демократия нормального типа. Игнорировать это бессмысленно. 80% хочет жить в социализме, дайте им социализм. Но 20% живут в постиндустриальном информационном обществе, они не могут жить в социализме, они хотят жить в этом либеральном обществе, им нужна либеральная модель. И они не могут жить и работать без демократических либеральных институтов.

Третья проблема - проблема субъекта осуществления модернизации. Догоняющее развитие, естественно, нам необходимо. Но догоняющее развитие невозможно, как спонтанное. Как спонтанное оно вынуждено повторять все этапы развития, которые другие страны проходили в течении десятков лет. У нас нет этих десятков лет. Если мы будем спонтанны, то мы будем ориентировать свою экономику на то, чтобы делать детские игрушки и так далее и долго - долго будем создавать экономическую и социальную структуру постиндустриального общества. И никогда не создадим, потому что пока мы пытаемся решить одни проблемы, будут созданы другие теми, кто нас стремительно обгоняет. На самом деле, для стимулирования развития необходимы большие проекты, без этих больших проектов догоняющее развитие невозможно. То есть, большие общенациональные проекты - это одна из задач правительства.

Четвертое, модернизация власти. Сейчас много говорят о ее необходимости, но модернизацию власти бессмысленно рассматривать как борьбу с противниками демократии. Противников демократии в стране очень мало и они точно не у власти. Просто понимание демократии современной властью инструментально. И там, где она работает - ее используют, там, где не работает, - не используют. Мне представляется, что на сегодня призывы, заклинания к демократии европейского типа, где власть находится под контролем гражданского общества, нужны, так как они позволяют не упустить цель, но не вполне технологичны, и должны быть дополнены конкретными предложениями, развивающими существующие институты. Для работающей демократии нужно сильное гражданское общество. Оно есть, но оно слабое. И в этих условиях оно вытесняется бюрократическими группами интересов и олигархическими бизнес-группами, оно просто оттесняется от всякого контроля над властью.

Поэтому я считаю, что программа развития гражданского общества должна быть также одним из больших общенациональных проектов. Развитие гражданского общества должно быть такой же целью правительства, каким является национальная оборона, экономический рост и так далее. Это требует реализации широкого комплекса задач, но это все выполнимо, если такую задачу поставить.

Пятое. Мне кажется, что если сейчас устранить коррупцию - все встанет, коррупция стала частью механизма, неотъемлемым элементом современной российской политико-экономической системы. Но нельзя пасовать перед этой проблемой. Борьба с коррупцией власти должна быть поставлена как одна из общенациональных задач. Наше правительство сейчас говорит: `бороться с коррупцией невозможно, так и не будем бороться; раз население требует - будем имитировать. Ну и будем потихоньку сокращать функции государственных органов` Это, мне кажется, неправильно, поскольку абсолютно недостаточно. В борьбе с коррупцией абсолютно необходимым является моральное возрождение страны. Сегодня мы видим, что просто какой то аморальный беспредел существует у нас в средствах массовой информации, в элитах, когда модно презрение к своей собственной стране. Идет пропаганда против честности, совести, сострадания и солидарности. Нравственные люди выставляются дураками, а люди, готовые на любую подлость и исполненные презрения к собственной стране, показываются героями нашего времени, символами успеха, с которых надо брать пример. Партия, называющая себя либеральной, СПС, сделала Коха руководителем своего избирательного штаба, но очевидно, что либерализм, символом которого является Кох, отторгается естественным образом страной, отторгается ее здоровым нравственным чувством.

Без морального возрождения страна никогда не попадет в постиндустриальное общество. Здесь я хотел бы полностью поддержать Колина Пауэлла, который в `Известиях` писал то, что заметили все западные газеты и не заметили наши. Наши там нашли только что-то про Грузию, хотя он про Грузия и слова не сказал. А он треть статьи писал про то, что у нас должны быть общие ценности. И эта ценностная проблема игнорируется нашей элитной тусовкой, потому что она рассматривает по-прежнему страну как ту территорию, которую она оккупировала, которую можно грабить, а потом тратить свои деньги на проституток. Но роль элиты - создавать образцы поведения и ценностные нормы, вести страну к лучшему.

http://www.open-forum.ru/meeting/825.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201759
Опублик.: 25.03.04
Число обращений: 559

  • Марков Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``