В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Кургинян: Власть не хочет оформляться партийно Назад
Сергей Кургинян: Власть не хочет оформляться партийно
Я не первый раз выступаю на этом замечательном собрании. И когда-то я здесь уже говорил, причем даже в присутствии некоторых представителей партий, что существующие у нас структуры власти - все эти элитные, бюрократические, силовые и иные группировки - не хотят и не будут оформляться партийно.

То, что все мы слышали на пресс-конференции президента, и то, что сейчас происходит в целом в `партийной` сфере, - является подтверждением одного несомненного, аксиоматического факта. Политическая система России, как она формировалась с 1991 года, не предполагает такой роли партий, как в США, Франции и некоторых других странах.

У нас не партийная, а элитно-клановая, корпоративная политическая система. У нее свои, принципиально отличные от партийных, законы политического поведения. И в этой специфической политической системе мы сейчас наблюдаем такое явление, как распад элитных группировок внутри самого `ядра власти`. А неожиданно смелые упоминая в прессе определенных имен, принадлежащих `внутренним кланам`, - означают лишь то, что кого-то упомянуть уже можно, а вот его соседа по кабинету еще нельзя.

Соответственно, мы уже не можем говорить ни о петербургском, ни о чекистском клане, ни о `Семье`. Касьянов `вышел из семьи`, и все это понимают. Мы имеем теперь гораздо более сложную и рыхлую политическую конфигурацию. Которая скажется на выборах в их самый острый момент, - хотя бы потому, что такого уровня диссипации реального `элитного ядра` я еще не наблюдал.

Раньше было две основных враждующих группы: коржаковская и черномырдинская. Сейчас таких групп уже восемь, и не факт, что их к моменту выборов не станет двенадцать. Это должны учесть все, кто будет проводить выборы, потому что формируется новый элитный контекст.

Теперь - по поводу конкуренции внутри этого `левиафана`. Элита не проводит выборы, а играет в выборы. Почему говорят, что `Грызлов производит чистку в МВД`? Мне совершенно ясно, что главный вектор этой чистки направлен на Министерство чрезвычайных ситуаций, на его ключевые фигуры. Но все говорят про МВД, потому что пока еще страшно сказать, о чем идет речь. А речь идет о том, что силовая структура с большими возможностями, которые можно переформировать в свою пользу, - стоит гораздо больше любых выборов, в сотни раз больше.

Поэтому выборы являются предлогом: мол, давайте попиарим вокруг них. А реально существует желание переформировать нужные структуры в свою пользу. Реформа МВД с переводом ста батальонов внутренних войск в национальную гвардию, с переводом дивизии Дзержинского в бригаду, - стоит гораздо дороже выборов. Но на фоне выборов подобную `реформистскую` операцию `сварганить` легче.

Соответственно, выборы являются предлогом и фоном для элитных перераспределений. Эти перераспределения идут с невероятной силой: вспомните убийство Кости-могилы, которое можно сравнить только с убийством Отари Квантришвили, вспомните всю эту стрельбу, затронувшую даже крупнейшие фигуры на оружейном рынке.

Ведь когда начинают стрелять на оружейном рынке, это значит, что кто-то говорит: ребята, разбирайтесь сами, как хотите. Только тогда начинают стрелять, - в противном случае этот рынок регулируют.

То есть на фоне выборов - и с использованием выборов как повода и предлога - явно обостряется борьба внутри элиты.

Итак, первая тенденция - это распад ядра элиты, ее отчуждение от партийного формата. Нет `путинского большинства`, потому что нет `партии Путина`. Потому что Путин ее не хочет. И вторая тенденция - обострение, под предлогом выборов, элитной борьбы.

Но все это, так сказать, изменения в тактике. А есть и гораздо более крупная тенденция. Мне кажется, что постепенно в нашей квази-олигархической среде созрело понимание того, что приходится слишком часто и опосредовано транслировать нужные решения. `Платить за любовь`.

Это превратилось в какой-то слишком уж сложный процесс. И возникла идея перейти от трансляции решений во власть - к прямому участию в их принятии. Что и оформляется в виде слов о парламентской республике. Но это все слова. А суть заключается в том, что легче и надежнее поставить в реальную власть своих ребят, чем все время таскать `благодарность` чемоданами непонятно куда и непонятно с какими последствиями и гарантиями.

Здесь действительно содержится угроза политической системе. Это - попытка наших квази-олигархов перейти в формат действительных олигархов, то есть реально получить собственную долю в `политическом пироге`. Долю, а не право на `занос`, на трансляцию своих пожеланий, пусть даже в особо крупном размере.

Я думаю, что люди должны быть готовы к сентябрю. Примерно в сентябре начнут оформляться и противопоставляться друг другу две крупные идеологемы:
- сырьевая, хорошая, уютная страна без амбиций;
- и какая-то альтернативная, типа инвестиционно-инновационной.

Это уже зреет в недрах элиты. И, видимо, выплывет на поверхность, как инструменты политической борьбы, если квази-олигархи не откажутся от своих намерений.

С моей точки зрения, обе эти идеологемы не учитывают реальных процессов, идущих в стране. Или того, что называется макросоциальным контекстом. А контекст таков, что если главные негативные макросоциальные тенденции повернуть вспять не удастся, то вопрос о субъекте власти и смысл борьбы за власть станут совсем проблематичны. Непонятно, за что борются, если страна не просто деградирует, а буквально летит в тартарары. И никого из участников политического процесса это всерьез, по большому счету, не интересует вообще. А в условиях выборов - в особенности.

И, наконец я хочу сказать, что не нужно употреблять слово `дикие`. В профессиональном боксе часто употребляются выражения: `честный Билл`, `неподкупный Джо`, - причем обычно в таких случая речь идет о самых коррумпированных боксерах. Так же себя ведут, как правило, и по законам политического рынка.

Поэтому слово `дикие` я бы не стал употреблять вообще. И речь идет не о том, чтобы кого-то оправдывать. У меня сложное отношение к ряду политических субъектов, и я его не стесняюсь высказывать. В том числе потому, что, когда я лечу куда-нибудь за рубеж и иду через VIР, иногда это ощущение `дикости` ряда присутствующих в VIР-зале ни с чем не сравнимо.

Встречается просто реальная дикость. Поверьте, выявляется она отнюдь не по антропологическому типу или по идеологии. И отнюдь не принадлежит обязательно к левому политическому спектру. У нас антропология и идеология находятся в сложных соотношениях.

Поэтому все эти разговоры о дикости тех или иных политических групп надо забыть. Иначе становится просто смешно. А заповедь выборов говорит, что смех убивает страсть. Но выборы - требуют страсти.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/336.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201707
Опублик.: 24.03.04
Число обращений: 502

  • Кургинян Сергей Ервандович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``