В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Кара-Мурза: Россия попала в ловушку Назад
Алексей Кара-Мурза: Россия попала в ловушку
Мне кажется, главное, что можно сказать на тему современной модернизации - это то, что Россия в очередной раз в своей истории попала в структурную, а за ней и ценностную ловушку. Что я имею в виду? Речь идет о том, что те изменения, которые произошли в посткоммунистический период, сейчас большинством настроений в общественном сознании интерпретируются не как модернизация, а как деградация. В связи с этим Россия попадает в ситуацию, когда вместо продуктивной модернизации речь идет о таком маятнике - между распадом и очередной сборкой, где тема модернизации, в общем-то, снимается, по существу. Так было, например, с реформами Александра Второго, который сочетается, в общем-то, с великим либеральными реформами, которые уже в следующее царствование были опознаны как элементы распада и деградации. Кстати, в очень многих работах даже катаклизм начала ХХ века интерпретируется как чуть ли не следствие, слегка опосредованное, тех процессов, которые прошли в реформах Александра Второго. Поэтому даже самые лучшие и звездные часы российского либерализма все равно на ценностном уровне часто интерпретируются как варианты деградации.

В этом смысле проблемы модернизации вообще снимаются. Речь идет о том, в какой ситуации мы сейчас находимся: продолжается ли у нас распад либо началась сборка. Поэтому проблема модернизации, на мой взгляд, является лишь неким эфимизмом, которым заменяют очевидные процессы сборки. Что я имею в виду? Что такое модернизация в классическом смысле? Это все-таки правовая дифференциация, потому что хаос и атомизация - тоже дифференциация, поэтому речь идет о структурной, динамичной, гармоничной, но дифференциации. На мой взгляд, последние несколько лет свидетельствуют о том, что происходит не дифференциация, а очередное слипание, которое власть, конечно, может интерпретировать как сборку после распада, и даже как некоторый продуктивный процесс, но повторяю, о модернизации речь не может идти. В области экономики - очевидно слипание бизнеса и власти. Люди, которые отвязались, начинают либо посягать на верность, либо изгоняются вообще с экономического поля.

В этом смысле олигархический режим - это очередная форма слипания. Проблема олигархов была не в том, что они слиплись с властью, а в том, что им не дают разлипнуться с властью. Этот процесс будет продолжаться. Слипание политики - очередная вещь после последних парламентских выборов, фланги дискредитированы, огромный политический центр, некий прообраз новой КПСС. Как бы мы к этому ни относились, и что бы они ни хотели с этим большинством делать - к модернизации это не имеет никакого отношения. Это очередная сборка, слипание, отсутствие политической дифференциации, причем транслируемое из центра в регионы, классическая вещь, до чего может доходить эта форма политического слипания, это тот лозунг, который висел в Москве в ходе мэрских выборов: `Москве нужен мэр, а не кандидаты!`. Это такое циничное заявление о том, что здесь берется на вооружение лозунг политической монополии, и даже сама идея политической конкуренции невозможна.

Начало президентской кампании тоже об этом свидетельствует на уровне массового сознания. Любой человек, который выходит на это политическое поле и по каким-то соображениям: идеологическим, личным, корпоративным, но все-таки бросает вызов власти; сразу начинаются разговоры, что это некоторое ответвление от власти, что его специально кто-то выставляет, что он якобы выполняет какую-то функцию. Мне вчера звонил очень толковый журналист. Говорит, что согласно опросам всех служб, рейтинг президента упал на 2-2,5%. Спрашивает: не кажется ли вам, что это специальная манипуляция для повышения явки. Вот ощущение, которое овладело даже лучшими умами в стране. Ощущение того, что даже если есть какие-то элементы дифференциации, то все равно все схвачено, поводок просто короче или длиннее. Это крайне удручающая тенденция общественного сознания. Слипание культуры. Это вещь, которая, может быть, в связи с общей политизацией, или квазиполитизацией уходит на второй план, но слипание культуры для меня очевидно. И политической культуры в том числе - в связи с монополизацией средств массовой информации, с тем, что все начинают работать под один стандарт, это и стандартизация учебников, в первую очередь, учебников истории и так далее.

Слипание культуры, в конечном счете - это та вещь, которая труднее всего потом разлипается. Поэтому обсуждать, на мой взгляд, проблематику модернизации можно только в том смысле, в каком во многом ее обсуждали в период президентства Ельцина. Что это - деградация или модернизация? Поэтому нынешняя ситуация, на мой взгляд, с точки зрения реальной, продуктивной модернизации, тоже является деградационной моделью. Мы попали, повторяю, в тот же самый маятник, в который регулярно попадаем. Классические русские исследования российского реформаторства показывают, что таких движений маятника было в России 10, 12, 15 штук с разной степенью амплитуды, когда попытка продуктивной модернизации приводит к серьезным проблемам, появляются элементы деградации, распада, ухудшения ситуации и так далее. Потом в качестве компенсации происходит новая сборка, и мы снова остаемся в немодернизированном состоянии.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/806.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201683
Опублик.: 24.03.04
Число обращений: 498

  • Кара-Мурза Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``