В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Кара-Мурза: Парламент - это не только законодательный орган, а организованное общественное мнение Назад
Алексей Кара-Мурза: Парламент - это не только законодательный орган, а организованное общественное мнение
Я сосредоточусь на третьем вопросе, а именно взаимоотношение Парламента и Правительства, причем, я хочу ввести здесь третий элемент, а именно общественное мнение. Хотя его можно свести и к Парламенту, потому что Парламент по всем определениям - это не только законодательный орган, а организованное общественное мнение. К сожалению, наш Парламент эту функцию не вполне выполняет, я в основном об этом буду и говорить, а если он не выполняет эту функцию, то очень трудно рассчитывать на то, что кабинет министров будет обращать на него какое-то серьезное внимание.

Если у нас не будет Парламента как организованного общественного мнения, у нас не будет никогда ни ответственного Правительства, ни ответственного Президента. Конечно, можно сказать, что по законодательству Парламент у нас поставлен в очень усеченные рамки, и здесь я должен сделать очень небольшое отступление. Дело в том, что мне так повезло в жизни: у меня в дедовской библиотеке стояли все стенограммы первых четырех российских Дум. И когда кто-то читал нечто другое, я иногда брал это с полок, в какой-то момент двадцать ключевых за все 4 думы эпизодов я уже практически помнил наизусть.

В трудные времена, когда читаешь передовицу `Правды`, иногда полезно взять там Маклакова, Рудичева и даже правых - Пуричкевича или Маркова, посмотреть просто величину, масштаб личности. Так вот я должен сказать, что тогда Парламент имел еще меньшие возможности. Он не утверждал ни премьер-министра, никаких парламентских комиссий, ни расследований, да и вообще ничего не было. Но дело в том, что как форма организованного общественного мнения он был на несколько голов выше, чем современный Парламент. Любой культурный человек в столицах и не только в столицах начинал свой день с того, что прочитывал интерпретацию стенографических отчетов, которые появлялись накануне. Если он кадетского направления, то он читал в `Речи`, если гучковского - то в других газетах, и правые читали в своих газетах. Многие люди сделали себе карьеру на том, что комментировали стенографические отчеты. Это считалось знаком культурного человека.

А сейчас, когда мне говорят о том, что импичмент, может, и не получится, но это одна из форм пригласить на ковер кабинет министров, и может быть Касьянов снова появится в Думе, - вот это действительно удручает. А есть ведь и такие комментарии: а если Касьянов не появится, то могут центристы обидеться, и не исключено, что вотум недоверия пройдет. Вы знаете, это показатель ущербности нашей политической культуры.

Вот возьмем даже самую неуклюжую проправительственную третью Думу, которая в учебниках называлась лакейской. Там постоянно был Столыпин, Коковцов, военный министр Ридигер и министр юстиции Щегловитов - все они не вылезали из Думы. Это не то, что у нас сейчас правительственный час, убогий совершенно, это не то, что эти комиссии - они стояли сутками на трибуне, и был серьезнейший анализ, почему они стояли. За ними был царь, но перед ними было организованное общественное мнение, и в этом качестве они уважали Парламент. И на следующее утро все всё узнавали.

У нас чуть-чуть сейчас проявилось это, когда вот этот несчастный Балуевский стоял перед Николаевым на слушаниях по военной реформе. Вот чуть-чуть прозвенело то, что тогда звенело на всю Россию. И уже некоторый резонанс был. Вот это общественное мнение, может быть оно здесь было очень серьезно кем-то и понятно кем-то инспирировано, но тем не менее, это небольшая деталь, которая чуть-чуть нам отсвечивает то, что должно действительно быть.

Поэтому Дума, на мой взгляд, должна превратиться из штамповочного цеха в серьезное организованное общественное мнение, и только тогда мы сможем говорить о наличии у нас парламентаризма. Вот из третьей Думы, вспоминается стычка между Милюковым и Коковцовым - министром финансов, который, когда обсуждались какие-то детали бюджета, сказал: `при чем здесь Дума, Слава Богу, у нас нет Парламента`, а Милюков ответил: `Слава Богу, у нас есть конституция`. Так вот, да, Слава Богу, Конституция есть, а Парламента в полном смысле у нас до сих пор нет.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/290.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201681
Опублик.: 24.03.04
Число обращений: 566

  • Кара-Мурза Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``