В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Иваненко: Мы закончили школу, и начинается взрослая жизнь Назад
Сергей Иваненко: Мы закончили школу, и начинается взрослая жизнь
Добрый день, дорогие друзья, коллеги. Действительно, тем настолько много, что приходится выбирать. Поэтому я хочу высказать основную мысль только по одному вопросу - по поводу кампании.

Может быть, я покажусь парадоксальным, а точнее, я хочу показаться парадоксальным. Я считаю, что идеологическая кампания по выборам в Думу уже закончилась. Именно сегодня, именно в то время, когда все уже ясно. Уже ясны основные направления деятельности партий, ясны их программы, понятно предпочтение избирателей - активной части избирателей. Другое дело, что эта активная часть резко сокращается от выборов к выборам, но она по-прежнему существует.

И в этом смысле я могу ответить на реплику Андрея Исаева о том, что вотум недоверия мы завершили преждевременно. На самом деле, мы чуть не опоздали, это была последняя возможность серьезно обсудить вопросы идеологии, вопросы политики, потому что в сентябре уже все закончится, и будет совсем другая кампания. С сентября пойдет традиционная для России кампания манипулирования общественным мнением, кампания зомбирования, кампания, в которой ключевую роль будут играть вовсе не политические партии, а деньги, средства массовой информации и административный ресурс. В этом смысле это мероприятие будет напоминать примерно следующее: избиратель 4 года голодал, его немножко подкармливали всякой политической едой, а с сентября ему утроят банкет, и будут запихивать ему в рот столько еды, что за месяц до выборов сами знаете, что с ним произойдет: он возненавидит и компанию, и все политические партии.

Есть несколько соображений, которые я хотел бы отметить как особенности нынешней компании. Во-первых, произошло резкое падение доверия ко всем партиям. Говорить, что падает `Единая Россия`, растут коммунисты; или падает СПС, растет `Яблоко`, я бы не стал. Происходит общее падение доверия политическим партиями; политические партии в данном случае рассматриваются как единый институт - такой, как правительство, президент или Церковь. Так вот, институт политических партий резко падает.

При этом наша российская традиция такова, что резкого падения явки, я полагаю, не произойдет. Наш избиратель приучен идти на голосование, учитывая то, что выборы будут объединены с очень многими событиями. Под выборы будут осуществляться разного рода общественные акции, концерты, ввод в строй новых транспортных развязок, людям будут выдавать продуктовые пайки. И это традиционно приведет к тому, что явка будет достаточно большая. Вот в этом как раз и заключается главная, с моей точки зрения, интрига кампании. В стабильных странах, которые мы называем цивилизованными, падение доверия к политическим партиям приводит к резкому падению явки, явка падает до 30% и даже меньше. А у нас на фоне резкого падения доверия будет большая явка - по моим прогнозам, на уровне 70%. Это будет означать, что ключевое значение в кампании будет иметь так называемая последняя неделя. Потому что именно она, посредством телевидения, будет формировать позицию, которая будет в значительной мере случайна у очень большого количества населения. Проголосуют даже те, кто терпеть не может партии, и проголосуют в результате воздействия очень многих факторов.

Во-вторых, сегодня альтернативы левый-правый просто не существует. Люди не воспринимают политические силы как левые и правые. Вообще-то, если выходить на теоретическую дискуссию, в мире уже давно нет оппозиции левый-правый. Кстати, `правый` в Европе - ругательство, не в обиду моему другу Борису Надеждину будет сказано. Там совершенно другая конфигурация, совершенно другая история. И в этом смысле я хочу сказать, в чем состоит феномен Зюганова, феномен коммуниста, тоже не в обиду другому другу Виктору Пешкову.

На самом деле ни в одной стране мира не бывает населения, на 100% всем довольного. Поэтому, когда вы продвигаете одну политическую систему взглядов, люди автоматически голосуют за другую. Чем больше ругают коммунистов, тем больше за них голосуют те, кто ни при каких обстоятельствах никогда не поддержит ни Путина, ни власть, ни кого-либо другого. Поэтому когда пытаются ругать коммунистов, это автоматически приводит к росту их рейтинга. Вспомните 1993 год: казалось бы, выборы надо вести на антикоммунистической риторике. Но они шли совсем не так, и компартия получила свои голоса. Вот те голоса, которые она тогда получила, с моей точки зрения, и являются ее ядерным электоратом: они имели 46 депутатов в Думе. А все остальное они получают за счет того, что власть просто давит. Здесь работает пружина: чем вы сильнее давите, тем больше сжимается пружина, тем больше избирателей голосует.

Еще два соображения. Я согласен, что в России нет публичной политики. Но на нее нет и запроса. Понимаете, у нас все-таки рыночная экономика. Если бы был запрос на публичную политику, она уже давно бы появилась. Свобода слова существует, конечно не в `Прайм тайм`. Вот раньше была программа `Взгляд`, если вы помните, которая вовсе не была оппозиционной. Показывали ее в час ночи, и смотрела ее вся страна. Она полностью идеологически подготовила демократическое русло. Одна программа, три молодых человека. А сейчас просто нет запроса, точнее он только нарождается, восстанавливается, потому что мы еще не завершили формирование такой квази-советской системы. К этому, конечно, все идет, и я думаю, что это тема для следующего четырехлетия для нас для всех. Поэтому я бы сказал так: нет публичной политики - так ее и не будет, и никакая сила не заставит нашего избирателя обсуждать вопросы поддержки малого бизнеса, или реформу местного самоуправления, или тему административной реформы. Это просто неинтересно.

И последняя особенность, о которой я хотел сказать, - олигархи. Выборы в Думу и вся кампания пойдет под знаком олигархов, они все идут в Думу. Это я могу вам сказать с полной ответственностью. Все без исключения. Раньше, в 1993 году, их практически не было, да и в 1995 они тоже не участвовали. Сейчас все олигархи поняли, что такое парламент, и каждый хочет иметь человек по двадцать своих. Если вы умножите это количество на 7 - 10, по разным оценкам - и я думаю, что они все пройдут через различные списки, через округа, - то можете себе представить, какая будут Дума. Поэтому я согласен с Виталием Третьяковым всё скучно и предсказуемо. Но лично мне приходит на ум такая аналогия: мы с вами закончили школу, в школе было намного веселее, в школе все было интересно, а сейчас взрослая жизнь, сейчас надо зарабатывать деньги, зарабатывать политическое влияние. Это правда, что у нас не происходит крупных политических всплесков. Но, уверяю вас, Дума будет точно так же напоминать очень большой муравейник, и там будет решаться очень много вопросов, поэтому поживем - увидим.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/331.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201670
Опублик.: 24.03.04
Число обращений: 661

  • Иваненко Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``