В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И.Бунин: Конфликт вокруг ЮКОСа (тезисы) Назад
И.Бунин: Конфликт вокруг ЮКОСа (тезисы)
В Москве был задержан и допрошен сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ совладелец контрольного пакета акций нефтяной компании ЮКОС, председатель совета директоров ЗАО `Международное финансовое объединение `МЕНАТЕП` Платон Лебедев по подозрению в хищении 20-процентного пакета акций АО `Апатит`. Басманный суд города Москвы выдал санкцию на его арест. В этот же день предъявлено обвинение арестованному 21 июня начальнику четвертого отдела службы внутренней и экономической безопасности НК ЮКОС Алексею Пичугину `в организации убийства в ноябре 2002 года двух человек в одном из региональных центров России`. Кроме того, была обнародована информация о том, что в международный розыск объявлен Рамиль Бурганов, в 1998 году занимавший пост руководителя ОАО `Восточная нефтяная компания`, к тому времени приобретенного ЮКОСом. Ему инкриминируется хищение имущества, а именно активов ВНК в виде акций на сумму более 1 млрд. руб. Президент компании ЮКОС Михаил Ходорковский назвал акции Генеральной прокуратуры `неправовым действием`. В тоже время сам Ходорковский, а также ректор РГГУ, акционер ЮКОСа Леонид Невзлин были допрошены в Генеральной прокуратуре на следующий день после ареста Лебедева.

Примечательно, что сообщение Генеральной прокуратуры о допросе Платона Лебедева содержало также информацию и об объявлении в международный розыск Рамиля Бурганова, который на самом деле `разыскивается` с января 2002 г. Тем самым, правоохранительные органы добились усиления эффекта от происходящих событий вокруг ЮКОСа, ключевым из которых стал допрос П.Лебедева. Кроме того, в прошлом году было заключено мировое соглашение по компании `Апатит`, что, однако, не лишает оснований правоохранительные органы заводить уголовное дело. Сама информационная политика Генеральной прокуратуры по освещению событий вокруг сотрудников ЮКОСа включала в себя информационные поводы, на деле не связанные между собой и сильно разбросанные во времени, но `упакованные` в один пакет. Это может говорить о политической подоплеке действий правоохранительных органов.

`Внимание` генпрокуратуры к акционерам и сотрудникам ЮКОСа послужило причиной резкого обвала акций компании ЮКОС на фондовой бирже: на 10,5%. Капитализация компании упала более чем на $1 млрд. Однако уже к середине дня котировки пошли вверх: по итогам дня акции компании подешевели на 6%. Существует две версии роста акций ЮКОСа к середине дня. Первая связана с активностью государственных банков, в частности, Сбербанка, который произвел активные интервенции на фондовом рынке с целью предупреждения возможной дестабилизации и обвала акций других российских компаний. Вторая версия предполагает активность компаний, действующих в интересах ЮКОСа, и вынужденных скупать сбрасываемые акции для остановки падения капитализации компании. Однако в любом случае ситуация вокруг ЮКОСа негативно сказывается на текущем состоянии обращения ценных бумаг компании на фондовой бирже, хотя общие перспективы выглядят не так мрачно. В понедельник уже в первые минуты торгов по акциям ЮКОСа в РТС бумаги выросли на 4,4%. Видимо, эта тенденция сохранится, если в отношении компании не будет новых негативных `информационных поводов`.

Действия Генеральной прокуратуры негативно сказываются на бизнес-репутации России на Западе. По мнению главы исследовательского отделения брокерской компании Unitеd Finаnсiаl Grоuр (UFG) Стивена О`Салливана, арест крупнейшего акционера НК `ЮКОС` Платона Лебедева является `негативным сигналом о состоянии российского инвестиционного климата`.

Компания ЮКОС признана многими экспертами самой прозрачной крупной компанией России. 22 апреля было объявлено о слиянии компании с НК `Сибнефть`. Если сделка будет завершена (а министерство по антимонопольной политике пока тянет со своей санкцией), то `ЮКОС-Сибнефть` станет абсолютным лидером российской нефтяной промышленности и четвертой нефтяной компанией в мире по объемам нефтедобычи. Данная сделка направлена не только на создание крупнейшей нефтяной компании страны, но и на привлечение иностранного инвестора - в числе кандидатов назывались `ЭкссонМобил` и `Шелл`. А это означает, что подобно ТНК и ВР, ЮКОС приобретает не только экономическую, но и политическую автономию. Приход иностранного инвестора будет означать серьезную потерю `силовых` рычагов влияния государственных структур в отношении компании Михаила Ходорковского - таких, какие были применены на минувшей неделе. Структура, которая контролирует треть нефтяной промышленности России, неизбежно становится крупнейшим политическим игроком, и заявка на это уже сделана.

В последнее время в российской нефтяной отрасли сложилось два типа компаний, которые существенно отличаются как по характеру ведения бизнеса, прозрачности, так и по взаимоотношениям с политической элитой страны. К первой группе относятся компании, так или иначе связанные с государством и патронируемые так называемой `питерской` частью окружения Владимира Путина. Прежде всего, это компания `Роснефть`, которая имеет `особый` концептуальный взгляд на государственную политику в отношении нефтяной отрасли (усиление роли государства в отрасли, развитие режима СРП). В этом контексте она имеет в числе союзников ОАО `Газпром`, группу Сергея Пугачева, контролирующего Межпромбанк, а также компанию `ЛУКойл`. `Роснефть`, в отличие от другого типа компаний (ЮКОС, ТНК), привлекательного для иностранных инвесторов, заинтересована в развитии системы СРП, что объясняется отсутствием возможности привлекать ресурсы для разработки наиболее перспективных месторождений. Здесь же надо упомянуть давно обсуждаемое предложение Алексея Миллера и Сергея Богданчикова создать консорциум для разработки месторождений Восточной Сибири при активном участии государства (причем лицензии на большую часть этих месторождений уже принадлежат частным компаниям).

Понятно, что подобный взгляд на развитие нефтяной отрасли вызывает активное сопротивление частных нефтяных компаний, рассчитывающих на привлечение иностранных инвестиций. И если позиции `ЛУКойла` и ТНК носят скорее ситуативный характер (недавно ТНК выступила на стороне `Роснефти` по вопросу госрегулирования попутного нефтяного газа, а оппонентами стали `ЮКОС`, `Сибнефть` и присоединившаяся в ним `ЛУКойл`), то противостояние ЮКОСа и `Роснефти` уже становится традиционным. При этом наблюдается определенное противостояние и в политической элите: так, `семейная` группа, которая экономически связана с Р.Абрамовичем, О.Дерипаской, заинтересована в слиянии компаний `Сибнефть` и `ЮКОС` и ее продвижении на мировой нефтяной рынок с привлечение иностранного инвестора. Образование `ЮкосСибнефти` для Абрамовича является возможностью более эффективно использовать свои экономические ресурсы, поднять их на новый уровень, повысить иммунитет от возможных претензий новой постельцинской элиты - `питерцев` - на активы, приобретенные ими в период правления Б.Ельцина. Неудивительно, что в числе активных участников `игры` против ЮКОСа СМИ называют не только Богданчикова, но и высокопоставленных чиновников администрации президента - выходцев из Питера, в частности, Игоря Сечина.

Тем самым, акция Генеральной прокуратуры может негативно сказаться именно на перспективах привлечения иностранного инвестора, планируемом в связи с этим масштабным размещением еврооблигаций компанией `ЮКОС`. Арест совладельца контрольного пакета акций компании Платона Лебедева, допрос Ходорковского и Невзлина наносят удар по репутации ЮКОСа. А это, в свою очередь, создает более благоприятные условия для лоббирования такими компаниями как `Роснефть` своих интересов как в отношении СРП, так и других значимых проблем развития нефтяной отрасли. Например, концепции освоения месторождений Восточной Сибири или выбора направления строительства нефтепровода с этих месторождений. Одновременно `питерцы`, патронирующие структуры Богданчикова-Миллера, получают для себя возможность сохранения Ходорковского в более уязвимом политическом состоянии, чем в случае прихода иностранного инвестора.

Если экономический контекст акции Генеральной прокуратуры лежит в проблеме напряженности между ЮКОСом и компанией `Роснефть`, то политический контекст связан, прежде всего, с усилением Ходорковского как политического субъекта, серьезно интересующегося вопросами как внутренней, так и внешней политики. Так, в апреле Ходорковский заявил, что `готов направлять свои личные средства` на финансирование СПС и `Яблока`. Кроме того, по словам Ходорковского, один из бывших менеджеров ЮКОСа, миноритарный акционер компании, будет оказывать финансовую поддержку КПРФ. `Ведомости` утверждают, что этим акционером является бывший президент ЮКОСа Сергей Муравленко. Впрочем, политическая диверсификация акционеров ЮКОСа носит весьма широкий характер: позднее было объявлено, что они окажут финансовую поддержку и `Единой России`.

Глава ЮКОСа активно задействован в работе Федерации интернет-образования, Леонид Невзлин недавно стал ректором одного из наиболее `западнических` вузов страны - РГГУ. Таким образом, руководство ЮКОСа претендует на роль активного актора модернизационного процесса, проводника идеи вестернизации. Показательно, что Ходорковский весной публично выступил по поводу конфликта вокруг Ирака, обосновывая целесообразность более тесного сотрудничества России и США - это точка зрения тогда прямо противоречило официальной точки зрения Кремля.

Очевиден контраст между Ходорковским и Владимиром Потаниным, который, по сути, является `идеальным` для Кремля крупным бизнесменом: помимо того, что он принял активное участие в работе Форума сторонников партии `Единая Россия`, Потанин публично покаялся за те `промахи`, которые были свойственны бизнесу в начале 90-х годов. Это совсем иная стратегия, включающая в себя признание собственной уязвимости с точки зрения участия в процессе первичного распределения собственности. В то же время Ходорковский выстраивает совсем иную идеологию - топ-менеджера западного типа, деятельность которого строится на прозрачности и несомненной чистоте бизнеса. Это не может не раздражать Кремль. А одновременное растущее экономическое влияние Ходорковского и крупного частного бизнеса в целом провоцирует на превентивные меры властей.

По большому счету действия правоохранительных органов стали результатом некоего бессилия Кремля, а вернее `питерцев`, в проведении экономической политики. Яркими примерами такого бессилия служит законопроект Козака о внесении поправок в закон `О недрах`, предусматривающих переход от лицензионного освоения недр к концессионному, что могло означать передел собственности: получение концессий предполагалось на условиях отсутствия нарушений закона при получении лицензии. Тогда против поправок выступил бизнес, правительство, активная кампания прошла в СМИ, в результате чего, законопроект был отозван. Другой пример - поправки к Налоговому кодексу: несмотря на сопротивление Кремля, парламент (при поддержке правительства) одобрил заметное сокращение практики применения СРП, фактически ограничив ее тремя реализуемыми в настоящее время проектами. Однако `силовой` ресурс остается, разумеется, в эксклюзивном ведении власти.

Показательно, что Кремль умышленно уходит от выработки понятных и стабильных правил игры и системы взаимоотношения с бизнесом. Фактически на данный момент крупный бизнес на федеральном уровне лишается права политической автономии. Это стало видно и на примере ТВС, когда гибель телеканала для власти оказалась предпочтительнее прихода в компанию одного стратегического инвестора, но с политическими интересами.

Скорее всего, ситуация вокруг ЮКОСа будет достаточно быстро урегулирована: изначально не ставилась задача раскрыть якобы имевшие место преступления, связанные с периодом приватизации. А все поставленные цели фактически выполнены. Однако здесь все активнее начинают играть другие факторы: во-первых, это негативная позиция большей части западных (в первую очередь, американских) СМИ и зарубежного делового сообщества в отношении действий правоохранительных органов, последствия для делового имиджа и инвестиционной привлекательности России. А ведь в последнее время вся политика президента была направлена на улучшение имиджа страны: это и 300-летие Санкт-Петербурга, куда были приглашены лидеры более 40 стран мира и где фактически происходила презентация новой и, главное, стабильной, России, и участие Путина в саммите G8, где экономическим успехам было определено центральное место, и поездка Путина в Великобританию, где была оформлена самая масштабная инвестиционная сделка за всю историю России - слияние ТНК и ВР. Действия правоохранительных органов в отношении ЮКОСа наносят удар не только по этой компании, но и по новому образу инвестиционной привлекательной, экономически успешной России.

Во-вторых, становящееся все более очевидным несоответствие масштабов и последствий `операции` для экономики и деловой репутации России амбициям инициаторов `дела ЮКОСа`. Показательна публичная позиция вице-премьера правительства РФ Виктора Христенко, который заявил о том, что с ситуацией вокруг ЮКОСа надо `как можно скорее разобраться`. Вице-премьер подчеркнул: `Лебедев мне не друг, но истина дороже`. По мнению В.Христенко, как Генпрокуратура, так и защита должны `представить больше аргументов для того, чтобы быстрее прийти к выводу, кто прав, кто виноват`. Неудивительно, что администрация президента в этой ситуации подчеркнуто дистанцируется от конфликта, апеллируя к принципу независимости судебной системы. Однако и представитель администрации признал возможный негативный эффект от происшедшего и выступил за его минимизацию: `Чтобы минимизировать ущерб страны, важно, чтобы в максимально короткие сроки состоялось окончательное судебное решение, и расследование не затянулось на долгие годы. В противном случае будет нанесен ущерб имиджу страны`. Сам Ходорковский явно не склонен идти на обострение - его задачей является микширование конфликта, видимо, за счет непубличного диалога с властью и выстраивания системы компромиссов, в частности, за счет уменьшения своей политической активности.

Правоохранительные органы стали инструментом решения двух главных задач в отношении ЮКОСа. Во-первых, нанести удар по репутации компании с целью ухудшения перспектив привлечения иностранного инвестора, что в свою очередь воспрепятствует процессу экономической и политической автономизации ЮКОСа и поставит в более благоприятные конкурентные условия нефтяные компании, близкие к государству. Вторая задача состоит в предупреждении главе ЮКОСа Ходорковскому в связи с `не совсем верной` стратегией его поведения за рамками непосредственного управления компанией. В то же время вряд ли дела имеют серьезную судебную перспективу - в самом неприятном для компании случае дело может ограничиться `символическим` условным приговором (с возможным изменением меры пресечения уже в ближайшее время) и, возможно, частичной ревизией приватизации `Апатита`.

httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/358.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 201598
Опублик.: 23.03.04
Число обращений: 134


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``