В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (справка-анализ нормативной базы) Назад
Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (справка-анализ нормативной базы)
Права, обязанности и ответственность
участников образовательного процесса
(справка-анализ нормативной базы)


Е.А. Зайцев, Л.И. Семина

ОТ АВТОРОВ

Несколько последних лет российская школа и те, кто с нею тесно связан, работают над созданием по существу нового курса. В разных регионах и у разных авторов он называется по-разному. Объединяет же эти усилия уверенность многих в том, что правовое образование должно стать частью школьного.

С каких позиций строить курс? Что и почему должно стать его сердцевиной? Чему должна быть подчинена в этом курсе юридическая, политологическая и иная информация, которую сообщат школьнику? К поиску ответов на эти вопросы присоединились и мы. Один из проектов Института `Открытое общество` называется `Школа - правовое пространство`. Цель его - не только содержание правового образования, ни и создание таких условий, которые порождали бы правовые отношения между всеми участниками школьной жизни.

Мы убеждены, что это не утопия, а долгая и кропотливая работа. Потому что кроме многих и многих примеров произвола есть сегодня и подтверждение тому, что наши задачи имеют решение. Многим знакомо Общество защиты прав потребителей. Оно настойчиво и успешно работает над тем, чтобы отношения в сфере потребления товаров и услуг складывались в соответствии с законом. Оно разъясняет человеку, в чем именно заключаются его права как потребителя, объясняет, какие именно нормы закона человек должен соблюсти сам, чтобы в случае ущемления его интересов или нарушения его прав он смог защитить их в суде (если пожелает - то и с помощью Общества). Это и есть прецедент правовых отношений, созданный силами общественной организации. Сейчас Конфедерация обществ защиты прав потребителей апробирует разработанный ими курс и учебное пособие в 36 школах. Первые результаты показали, что курс востребован, интересен для школьников (и их родителей); летом выйдет первый тираж учебного пособия.

Вернемся к правовому образованию и правовым отношениям. Мы осмеливаемся предложить коллегам взять за основу в этой работе права человека. Но чтобы права человека стали не декларацией, а реальностью, они должны быть, во-первых, известны, а во-вторых, востребованы. Иными словами, мало узнать о законе, надо захотеть и научиться применять его.

Надеемся, что брошюра, которую Вы сейчас держите в руках, будет интересна и полезна многим из тех, кто работает над проблемами правового образования.

Считаем необходимым дать следующие пояснения:

1. В тексте даны ссылки на нормы правовых актов:

в отношении норм кодексов - аббревиатура наименования кодекса и номер статьи (например: `Уголовный кодекс РФ, ст. 74` в тексте обозначен - УК, ст. 74);

в отношении других правовых актов: заглавная буква означает раздел списка-приложения, цифра после запятой - порядковый номер акта в списке нормативных источников и следующая цифра после тире означает номер статьи, параграфа, пункта (например, Закон РСФСР от 25.10.95 г. `О языках РСФСР` - (А, 13-8).

2. Предлагаемый материал иногда выходит за рамки темы и характеризует не только правоотношения в образовательной сфере, но и, например, жилищные права ребенка. Разумеется, школа не занимается контролем за соблюдением этих прав, сам ребенок (будучи недееспособным) тоже не может отстоять свои права, но мы посчитали необходимым расширить перечень прав ребенка именно потому, что речь идет о его правоспособности. Школа же может раньше других узнать, ущемлены ли те или иные законные права и интересы ребенка, и помочь ему защитить их.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

В Заключительном Хельсинкском акте СБСЕ 1975 года государства-участники совещания отметили, что уважение прав и основных свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества как между ними, так и между всеми государствами (Б,47).

Московская конференция по человеческому измерению СБСЕ 1991 года в итоговом документе подтвердила, что `вопросы, касающиеся свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ международного порядка` (Б,48).

Новая Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием (А,1-2,18).

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах.

В Конституции Российской Федерации особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (А,1-17), то есть в сфере регулирования и защиты прав и свобод действуют как национальные, так и международные нормы, причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора (А, 1-15).

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним. Другие международные документы в виде деклараций и резолюций носят рекомендательный характер и учитываются государствами в их законодательной и административной практике как общепринятые принципы и правила.

Итак, отношения в обществе и правила поведения его членов регулируются нормами права и нормами морали.

Нормы внутреннего права закрепляются в нормативных правовых актах, правом издания которых наделены определенные органы.

Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые образуют правовую систему и состоят между собой в определенной иерархии.

Конституция - нормативный акт высшей (после признанных международных договоров, пактов и т.п.) юридической силы, определяющий основы конституционного строя, правового статуса личности, федеративных отношений. Конституция является базой для всей системы нормативных актов, которые не должны противоречить конституционным нормам. Нормы конституции являются нормами прямого действия и могут применяться непосредственно, если в самой конституции не говорится, что порядок применения конкретной нормы устанавливается законом (А, 1 - 15).

Законы - нормативные акты, обладающие после конституции наибольшей юридической силой. Они принимаются только законодательными (представительными) органами власти при соблюдении определенной процедуры. Законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов Федерации. На федеральном уровне законы принимаются по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению центра и субъектов Федерации. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо указанным в тексте конституции (здесь - наиболее сложная процедура принятия). Законы субъектов России (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Законы могут иметь разные названия: `законы`, `кодексы`, `основы` и др.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации по предметам исключительного или совместного ведения действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, отнесенным к предмету ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта Российской Федерации.

Законы изменяются и дополняются только законодательными (представительными) органами, их принявшими.

По обращениям государственных органов, должностных лиц и граждан законы или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным Судом России не соответствующими Конституции, и потому они утрачивают силу (А, 1 - 71, 72, 76, 125).

Подзаконные акты - к ним относятся Указы Президента России, постановления Правительства России, акты центральных министерств, государственных комитетов и ведомств (приказы, инструкции, положения и др.), а также нормативные акты государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, нормативных актов Президента РФ и не должны им противоречить.

Президент Российской Федерации может отменять постановления Правительства России, а также приостанавливать действие нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации до решения вопроса соответствующим судом. Конституционный Суд РФ имеет полномочия проверять конституционность нормативных актов органов исполнительной власти; другие суды, столкнувшись с противоречием закона и нормативного акта государственного органа, применяют закон или могут (в определенных случаях) признать подзаконный акт недействительным (А, 1 - 85, 115, 120, 125; ГК - 13).

Особое место среди нормативных актов занимают Указы Президента РФ, которые принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, и действуют на всей территории России. Однако Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам России. В противном случае действуют нормы Конституции или федерального закона. Конституционный Суд может проверить конституционность Указов Президента, в случае признания их противоречащими Конституции РФ они утрачивают силу (А, 1 - 90, 125).

В системе нормативных актов все большее значение приобретают нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций (А, 1 - 132).

Акты общественных организаций и объединений (уставы, договоры и др.) устанавливают правила, имеющие значение только для членов или сотрудников этих организаций.

На территории России по вопросам, не урегулированным российским законодательством, могут применяться законы и подзаконные акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству России.

Помните, что нормативный акт любого уровня, затрагивающий права и свободы человека, но не опубликованный, не имеет юридической силы (А, 1 - 15).

2. Права и свободы многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Они всегда связаны с удовлетворением интересов в личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни и должны соответствовать реальным возможностям общества.

В важнейших международно-правовых актах и в Конституции страны закреплены основные фундаментальные права и свободы человека и гражданина. Во внутреннем законодательстве на основе и во исполнение этих актов регулируются другие, производные от основных, права человека и устанавливаются механизмы их защиты и реализации. Конституционные нормы определяют основной статус личности во всех сферах жизни общества и государства, а более конкретно положение личности регулируется нормами почти всех отраслей внутреннего права - трудового, гражданского, жилищного, семейного, земельного, наследственного и др.

Основные права и свободы условно подразделяются на:

политические и гражданские;

экономические, социальные и культурные.

К политическим и гражданским правам и свободам относятся:

право на свободу слова;

право на свободу мысли, совести и религии;

право на участие в ведении государственных дел и в правосудии;

право на равенство перед законом и судом;

право на жизнь, свободу и безопасность личности;

право на неприкосновенность жилища и частной жизни;

право на защиту от произвольного ареста, задержания и изгнания из страны;

право на свободу передвижения и выбор места жительства;

право на гласное, справедливое, без неоправданной задержки рассмотрение дела беспристрастным, компетентным, независимым и созданным на основании закона судом и др. (А,1, ст.ст. 19-33; Б, 44, 45, 60).

Гражданские и политические права и свободы, перечисленные выше, имеют особую природу; характер их осуществления предполагает защиту от любого вмешательства, в том числе и со стороны государства.

В числе основных социальных прав в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах названы:

право на труд и свободный выбор профессии;

право на жилище;

право на социальное обеспечение;

право на защиту от безработицы;

на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением;

право на отдых и досуг;

право на образование;

право на участие в культурной жизни общества;

право на защиту материнства и детства;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

право на охрану законом частной собственности и др. (А, 1, 34-44; Б, 44, 45, 60).

Социальные права, в отличие от гражданских и политических прав и свобод, могут быть осуществлены в пределах экономических возможностей и культурных условий жизни страны.

Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязались принять в пределах имеющихся ресурсов все меры к тому, чтобы обеспечить признаваемые в Пакте права всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (Б, 44-2).

Процесс становления и реализации прав, особенно в социальной сфере, протекает в России непоследовательно и болезненно, что связано с кризисными ситуациями в различных областях жизни, падением производства, усиливающимся расслоением общества по уровням дохода, несовершенством российского парламентаризма, трудностями в установлении федеральных связей и т.д. Однако определенные надежды на улучшение ситуации в сфере прав и свобод человека вселяют принятые Россией обязательства при вступлении в Совет Европы, закрепленная в Конституции России обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также растущая в общественном сознании необходимость построения гражданского общества и правового государства.

Одним из факторов, влияющих на соблюдение общепринятых принципов и норм в сфере прав человека могла бы стать правовая грамотность населения, знание своих прав и способов их защиты.

3. Общепризнанно, что права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями индивида перед обществом и его членами.

В статье 29 Всеобщей декларации прав человека записано: `Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности`.

Обязанности - это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности.

Основные конституционные обязанности:

соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

не нарушать права и свободы других лиц;

платить законно установленные налоги и сборы;

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природным богатствам;

защищать Отечество (для граждан России);

не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

не заниматься запрещенной законом экономической деятельностью;

проявлять заботу о своих детях и нетрудоспособных родителях;

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

беречь памятники истории и культуры (А,1-15, 17, 29, 34, 36, 38, 57, 58, 59).

Каждый (а в определенных случаях только гражданин Российской Федерации) должен исполнять или нести только те обязанности, которые установлены законом или иным нормативным актом.

Возложение или требование исполнять обязанности, не установленные законами и иными нормативными актами, является нарушением прав и свобод человека (А, 28).

Права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции, законодательных и иных нормативных актах, определяют правовой статус личности (А, 1-64).

Россия в своей Конституции, как и цивилизованные страны, признала, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (А, 1-17).

Одним из основополагающих принципов является равенство всех в пользовании правами и свободами и несении обязанностей. Государство, согласно международно-правовым актам и Конституции, обязано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (А, 1-19).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ни при каких условиях не могут быть ограничены права и свободы

на жизнь,

на достоинство личности,

на защиту от пыток и насилия,

на неприкосновенность частной жизни,

на личную и семейную тайны,

на защиту своей чести и доброго имени;

на свободу совести и вероисповедание,

на свободное использование имущества,

на жилище,

на соблюдение процессуальных прав в уголовном правосудии (А, 1-55, 56).

Ни при каких условиях не может быть отменен запрет на распространение информации о частной жизни.

4. Правила о юридической ответственности также являются составной частью правового статуса личности в обществе и государстве.

Под юридической ответственностью понимается применение мер принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Определять меру принуждения, предусмотренную законом, могут только правомочные органы в установленном для этого процедурном порядке.

Различается несколько видов юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и материальная.

Уголовная ответственность применяется за совершение действий (бездействия), которые определены в законе как уголовные преступления, с назначением наиболее строгих мер государственного принуждения - уголовных наказаний. Уголовная ответственность может применяться только судом в порядке уголовного судопроизводства. Регулируется Уголовным, Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами.

Административная ответственность применяется за совершение указанных в законе административных правонарушений с назначением административных взысканий. Применяется судами и другими указанными в законе государственными органами и должностными лицами (административные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, государственные инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством и другие). Регулируется Кодексом об административных правонарушениях, другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Федерации.

Дисциплинарная ответственность применяется за дисциплинарные проступки - нарушение установленных правил трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Применяется администрацией предприятия, учреждения, организации в отношении своих сотрудников, вышестоящими должностными лицами в отношении подчиненных, дисциплинарными коллегиями в отношении некоторых категорий должностных лиц. Регулируется Кодексом законов о труде, уставами о дисциплине и другими законодательными актами.

Гражданско-правовая ответственность применяется за причинение вреда личности или имуществу гражданина или организации (неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских, изобретательских и других гражданских прав). Устанавливается в виде возмещения вреда, принудительного восстановления нарушенных прав и применения других санкций материального порядка. Применяется судами и другими полномочными органами. Регулируется Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами и другими нормативными правовыми актами.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в виде возмещения причиненного вреда в пределах части должностного оклада, заработной платы. Применяется в административном порядке администрацией предприятия, учреждения, организации. Регулируется положениями о материальной ответственности и другими нормативными актами.

Любой вид юридической ответственности строго регламентирован в нормативных правовых актах, в которых должны указываться конкретные признаки преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка, виды и размеры уголовных наказаний, административных и дисциплинарных взысканий.

Любой вид юридической ответственности возможен лишь при наличии вины привлекаемого к ответственности лица, которому должна быть предоставлена возможность защиты от предъявляемого обвинения или претензий и возможность обжалования принятых решений.

Ниже более подробно освещаются вопросы прав и свобод всех участников школьной жизни - детей, родителей, педагогов.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны - Конституции и в специальном Федеральном законе `Об образовании` (А, 1-43; А, 2-1).

Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

В стране должна действовать Федеральная программа развития образования, о ходе реализации которой Правительство России обязано ежегодно представлять доклад палатам Федерального собрания и публиковать его в официальном печатном органе.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение производит возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием, на основании решения суда по иску государственного органа управления образованием и в соответствии с рекламацией государственной аттестационной службы (А, 2-49).

Государственная политика в области образования исходит из принципов

гуманистического и светского характера,

свободы и плюрализма,

демократического характера управления образованием.

Одним из принципов организации образования является автономность образовательных учреждений, которые живут в соответствии с разработанными ими уставами и другими локальными актами с учетом типовых положений об образовательных учреждениях разных видов и ступеней.

Содержание образования должно быть ориентировано на:

развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;

воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

бережное отношение к окружающей среде (А, 1-43; А, 2 гл.1; Б, 46, 54, 59, 61).

В рамках Хельсинкского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.

III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего

Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Б, 53).

Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста,

в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет,

при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (А, 1-60; Б, 53; А, 3-17, 21, 27; А, 4-53).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей.

Каждый ребенок
в соответствии с нормами внутреннего
и международного законодательства
обладает следующими правами и свободами
в сфере общих гражданских
и политических прав:

С момента рождения - право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (А, 1-1, 62; А, 34).

На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов (А, 4-56).

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд (А, 4-56).

На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Б, 54-33).

На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Б, 54-32).

На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Б, 54; А, 4).

На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей (А, 1-27; А, 38-8, 20, 21).

На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений - лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (А, 1-30; А, 2-50; А, 20-1, 4; Б, 54-15).

На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (А, 1-24; Б, 54-17; А, 17; А, 18).

На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста) (А, 1-31; А, 21; Б, 54-15).

На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (А, 1-28; А, 16; Б, 54-14; Б, 44-18).

Каждый ребенок
в соответствии с нормами внутреннего
и международного законодательства
обладает следующими правами
в области семейных отношений:

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

на воссоединение с семьей, в случаях необходимости - получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей;

на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (А, 4-54, 55, 56, 60; Б, 54-8, 9, 10).

Каждый ребенок
в соответствии с нормами внутреннего
и международного законодательства
обладает следующими правами
в области образования:

на уважение своего человеческого достоинства;

на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом;

при прекращении деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования - на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;

на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);

по достижении возраста 15 лет - на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образованием);

получающий образование в семье - на любом этапе обучения при положительной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих).

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами (А, 2; А, 13; А, 14 и 15; А, 36; Б, 45, 46, 54).

Каждый ребенок
в соответствии с нормами
внутреннего законодательства
обладает следующими правами
в области социального обеспечения:

на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей (А, 26-50, 113); на всех детей - ежемесячные пособия (А, 11); детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет - бесплатное получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание (завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных учреждений (А, 41,42).

Каждый ребенок
в соответствии с нормами
внутреннего законодательства
обладает следующими правами
в области жилищного права:

ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (А, 4-71);

дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства (А, 37);

при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений (А, 9-132; А, 15-12);

Каждый ребенок
в соответствии с нормами
внутреннего законодательства
обладает следующими правами
в сфере имущественных отношений:

право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (А, 4-60);

право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет - совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (А, 3-26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (А, 3-26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (А, 3-28).

Каждый ребенок
в соответствии с нормами внутреннего
и международного законодательства
обладает следующими правами
в сфере трудовых отношений:

учащиеся общеобразовательных школ могут работать в свободное от учебы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет, в исключительных случаях - достигших 15 лет (А, 7-173, 174; А-23; Б, 50);

лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время и к сверхурочным работам (А, 7-48, 54; А, 23; Б, 51, 52 и 53);

по согласию родителей несовершеннолетний в возрасте 16 лет и признанный полностью дееспособным может заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом (А, 1-34; А, 3-2);

общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно (в том числе и платно) проводить профессиональную подготовку учеников; начальная профессиональная подготовка может проводиться с согласия учеников и их родителей (А, 2-19); привлечение учащихся гражданских образовательных учреждений без согласия самих учеников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (А, 2-50);

несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите (А, 24 - 3, 5 и 23).

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним

Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (А, 2-19);

несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (А, 10-1);

в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (А, 10-8, 9);

в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (А, 10-10);

после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу (А, 1-59);

по международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Б, 40; Б, 54);

контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (А, 39-3, 6 и 13).

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Ответственность несовершеннолетнего

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Согласно ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др. (А, 5-20).

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних (А, 6 - 391-402);

в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса (А, 35-17).

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, приобретение самогона и др.), а к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.) - на общих основаниях в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (А,8-13,14). Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14 лет - в спецшколу, в возрасте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище (А, 8-18).

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из данной школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы может быть произведено только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (А, 35-10).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие (А, 3-26, 28).

2. Права, обязанности и ответственность родителей

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности (А, 4; Б, 54).

Права родителей

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия (А, 4 - 61).

Родители имеют право:

на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования (А, 2 - 50);

выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях (А, 2; Б, 61);

на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования (А, 2-5);

на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства (А, 2-16);

на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (А, 2-16);

участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети (А, 2-52);

на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей (А, 2-15);

на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации (А, 2-52);

выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе (А, 2-14);

при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение (Б, 61 - 68);

на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей (А, 11, 12; Б, 54-18);

обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями (Б, 48-5);

проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка (А, 4 - 66);

защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий (А, 4 - 6);

на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Основные обязанности родителей

Родители обязаны:

обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (А, 4 - 65);

обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении (А, 2 -52);

выполнять Устав образовательного учреждения (А, 2 - 52);

не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя (Б, 61 -67);

обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка (Б, 54 - 27);

содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке) (А, 4 - 80).

Ответственность родителей

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

злоупотребляют родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (А, 4 - 69, 70).

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него (А, 4 - 73).

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления (А, 4 - 77).

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф)

в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (А, 35 - 19).

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (А, 6 - 150, 151, 156, 157).

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет) (А, 3 - 28).

3. Права, обязанности
и ответственность работников образовательных учреждений

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением (Б, 61).

В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности (А, 1 - 44). Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Работники образовательных учреждений имеют права:

на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством (А, 2 - 48);

создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями (Б, 61-10);

иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность (Б, 61 - 53);

на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний ( Б, 61 - 32);

на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя (Б, 61 - 61);

на защиту профессиональной чести и достоинства;

создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций (А, 1 - 30; А, 19 - 3, 7; Б, 60 - 2, 3; Б, 61 - 2);

на участие в забастовках (А, 1 - 37; А, 25 - 2, 5, 13);

на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения (А, 2- 55);

на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия (А, 2 - 55);

на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями (А, 2; Б, 61);

на участие в управлении образовательным учреждением (А, 2 - 55);

на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников (А, 2 - 55; Б, 61 - 61).

Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации (А, 1 - 44).

Обязанности работников
образовательных учреждений:

стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

проходить периодические бесплатные медицинские обследования;

принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися (А, 2-15; Б, 61, 70-74).

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

Ответственность работников
образовательных учреждений

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников (Б, 61 - 47; А, 2 - 55).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность (А, 5-156).

IV. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке (А, 1 - 45).

За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица (А, 1 - 46; А, 28);

в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств) (А, 1 - 125);

в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;

в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя (А, 1 - 33; А, 22). Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (А, 1 - 103).

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки (А, 1 - 30, 31, 37; А, 21, 25).

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах (но не в Пакте об экономических, социальных и культурных правах) (Б, 45).

С присоединением России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признанием юрисдикции Европейского суда российские граждане получат право направить петицию о защите нарушенных прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в Комиссию по правам человека через Генерального секретаря Совета Европы.

Петиция может быть подана только после исчерпания всех правовых средств для защиты прав в своем государстве. При определенных условиях петиция после рассмотрения ее в Комиссии и Кабинете министров Совета Европы может быть передана на рассмотрение Европейского суда по правам человека, в том числе по просьбе лица, направившего петицию в Комиссию (Б, 60).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В краткой справке невозможно полно и подробно осветить вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина даже в такой ограниченной сфере правоотношений, как образование. Эти права и обязанности участников отношений, связанные с жизнью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими правами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов.

Необходимо также отметить, что очень важно преодолеть скептическое отношение к проблеме прав и свобод человека, не сводить ее только к экономическим и социальным вопросам, реализация которых в современной обстановке пока приносит определенные разочарования.


Приложение Nо 1

Список нормативных источников, использованных при составлении справки

А. Внутренние нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. `Об образовании` в редакции от 13.01.96 г. (СЗ РФ, 1996, Nо 3, ст. 150).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г.

4. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1961 г.

7. Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 г.

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г.

9. Жилищный кодекс РСФСР 1983 г.

10. Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. `О воинской обязанности и военной службе` (ВВС, 1993, Nо 9, ст. 325; СЗ РФ, 1995, Nо 18, ст. 1597).

11. Федеральный закон от 19.05.95 г. `О государственных пособиях гражданам, имеющим детей` (СЗ РФ, 1995, Nо 21, ст. 1229).

12. Постановление Правительства РФ от 04.09.95 г. Nо883 `Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей` (СЗ РФ, 1995, Nо 35, ст. 3628).

13. Закон РСФСР от 25.10.91 г. `О языках РСФСР` (ВВС, 1991, Nо 50, ст. 1740).

14. Закон РФ от 25.06.93 г. `О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации` (ВВС РФ, 1993, Nо 32, ст. 1227).

15. Постановление Правительства РФ от 17.07.95 г. Nо713 `Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации` (СЗ РФ, 1995, Nо 30, ст. 2939); Постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 г. Nо 1030-43 `О регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области`.

16. Закон РСФСР `О свободе вероисповедания` (ВВС, 1990, Nо 21, ст. 240).

17. Закон РФ от 27.12.1991 г. `О средствах массовой информации` (ВВС, 1992, Nо 3, ст. 300).

18. Федеральный закон от 25.02.95 г. `Об информации, информатизации и защите информации` (СЗ РФ, 1995, Nо 8, ст. 609).

19. Федеральный закон от 19.05.95 г. `Об общественных объединениях` (СЗ РФ, 1995, Nо 21, ст. 1930).

20. Федеральный закон от 28.06.95 г. `О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений` (СЗ РФ, 1995, Nо27, ст. 2503).

21. Указ Президента РФ от 25.05.92 г. `О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования` (ВВС, 1992, Nо 22, ст. 1216).

22. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. `О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан` в редакции от 04.03.80 г. (ВВС СССР, 1980, Nо 11, ст. 192).

23. Основы законодательства Российской Федерации `Об охране труда` от 06.08.93 г. (ВВС РФ, 1993, Nо35 ст. 1412).

24. Закон РФ от 19.04.91 г. `О занятости населения в Российской Федерации` в редакции от 20.04.96 г. (ВВС РСФСР, 1991, Nо 18, ст. 565)

25. Федеральный закон от 23.11.95 г. `О порядке разрешения коллективных трудовых споров` (СЗ РФ, 1995 г., Nо 48, ст. 4557).

26. Закон РСФСР от 20.11.90 г. `О государственных пенсиях в РСФСР` (ВВС РСФСР, 1990, Nо27, ст. 351).

27. Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.92 (ВВС РФ, 1992, Nо 46, ст. 2615).

28. Закон РФ от 27.04.93 г. `Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан` (ВВС РФ, 1993, Nо 19, ст. 685; СЗ РФ, 1995, Nо 51, ст. 4970).

29. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20.11.80 г. (ВВС РСФСР, 1980, Nо 48, ст. 1596).

30. Закон РФ от 19.02.93 г. `О беженцах` (ВВС РФ, 1993, Nо 12, ст. 425).

31. Закон РФ от 19.02.93 `О вынужденных переселенцах` (ВВС РФ, 1993, Nо 12, ст. 427).

32. Закон от 27.11.91 г. `Об основах налоговой системы в Российской Федерации` (ВВС РФ, 1992, Nо 11, ст. 527).

33. Закон РСФСР от 19.12.92 г. `Об охране окружающей природной среды` (ВВС РФ, 1992, Nо 10, ст. 457).

34. Закон РФ от 28.11.91 г. `О гражданстве Российской Федерации` (ВВС РФ, 1992, Nо 6, ст. 243; СЗ РФ, 1995, Nо 7, ст. 491).

35. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. `Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних` (ВВС РСФСР, 1976, Nо 23, ст. 536).

36. Указ Президента РФ от 08.07.94 г. Nо 1487 `О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования`.

37. Закон РСФСР от 04.07.91 г. `О приватизации жилищного фонда в РСФСР` (ВВС РСФСР, 1991, Nо 28, ст. 959).

38. Закон РФ от 15.08.96 г. `О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию` (СЗ РФ, 1996, Nо 34, ст. 4029).

39. Федеральный закон от 13.12.96 г. `Об оружии` (РГ, 18.12.96 г.).

40. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г.

41. Указ Президента РФ от 05.05.92 г. Nо 431 `О мерах по социальной поддержке многодетных семей` (ВВС, 1992, Nо 19, ст. 1044).

42. Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. Nо890 `О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами` (СЗ РФ, 1994, Nо 15, ст. 1791).

Б. Международные акты

43. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г.

44. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 19.12.1966 г.

45. Международный пакт о гражданских и политических правах, 19.12.1966 г. и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12.66 г.

46. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, нации и культуры 14.12.1960 г.)

47. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 01.08.75 г. (раздел 4. Сотрудничество и обмены в области образования).

48. Итоговый документ Московской конференции по человеческому измерению государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1991 г.

49. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака (Резолюция 1763 А Генеральной Ассамблеи ООН от 07.11.62 г.).

50. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) Nо 138 `О минимальном возрасте для приема на работу`, 26.06.73 г.

51. Конвенция МОТ Nо 79 `Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах`, 09.10.46 г.

52. Конвенция МОТ Nо 90 `О ночном труде подростков в промышленности`, 10.07.48 г.

53. Декларация прав ребенка (Резолюция 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.

54. Конвенция о правах ребенка, 1989 г.

55. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (Провозглашена резолюцией 3318 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.74 г.).

56. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 18.12.79.

57. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (`Пекинские правила`). Резолюция 40/33 Генеральной Ассамблеи от 23.11.85 г.

58. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях (Рекомендована резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.86 г.).

59. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (Резолюция 2037 (ХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 07.12.65 г.).

60. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 04.Х1.50 г. (и протоколы к Конвенции Nо 1-11).

61. Рекомендации о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО.

62. Конвенция МОТ Nо 87 `О свободе ассоциаций и защите права на организацию`, 09.07.48 г.

63. Конвенция МОТ Nо 98 `О праве на организацию и заключение коллективных договоров`, 01.07.49 г.

64. Конвенция МОТ Nо 111 `О дискриминации в области труда и занятий`, 1958 г.

65. Конвенция МОТ Nо 100 `О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности`, 29.06.51 г.

В. Иные источники

66. Указ Президента РФ от 18.08.94 г. Nо 1696 `Об утверждении Федеральной программы `Дети России` в качестве президентской программы в составе целевых программ `Дети-инвалиды`, `Дети-сироты`, `Дети Севера`, `Дети Чернобыля`, `Планирование семьи`, `Одаренные дети` (СЗ РФ, 1994, Nо 17, ст. 1955; 1996, Nо 9, ст.779).

67. Указ Президента РФ от 14.09.95 г. Nо 942 `Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)` (СЗ РФ, 1996, Nо 3, ст. 195).

68. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ `О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год` (М.: Юридическая литература, 1994).

69. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ `О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1994-95 годах` (М.: Юридическая литература, 1996).

70. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (М., 1996).

71. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.94 г. Nо 1008 `Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении` (с изменениями от 09.09.1996 г.) (СЗ, 1994, Nо 19, ст. 2221; 1996, Nо 38, ст. 4430).

Приложение Nо 2

Указатель сокращений

1. ВВС СССР - Ведомости Верховного Совета СССР.

2. ВВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР.

3. ВС РСФСР, РФ - Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и РФ.

4. САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

5. СЗ РФ - Собрание законодательных актов Российской Федерации.

6. ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации 1994, 1996 гг.

7. ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.

8. ЖК - Жилищный кодекс РСФСР.

9. ЗК - Земельный кодекс РСФСР.

10. КЗоТ - Кодекс законов о труде РСФСР.

11. СК - Семейный кодекс РФ.

12. СП - Собрание постановлений правительства РСФСР.

13. УК - Уголовный кодекс РФ, 1996 г.

14. УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

15. КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.http://nvolgatrade.ru/

Док. 201506
Опублик.: 23.03.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``