В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Красиво жить не запретишь и монахам Назад
Красиво жить не запретишь и монахам

Красиво жить не запретишь и монахамПатриаршее благословение политикам, бизнесменам и просто рабам Божиим.
Вчера в Троице-Сергиевой лавре под Москвой открылся VIII Всемирный Русский Народный Собор. Его тема `Россия и православный мир`. Но главная интрига двухдневного собрания - принятие `Свода нравственных принципов и правил хозяйствования в условиях рыночной экономики`. Вопреки ожиданиям, президент Путин в Сергиев Посад не приехал, однако накануне открытия Собора сделал его главе Алексию II дорогой подарок.
Священнослужители и монахи будут отныне получать пенсию в полном объеме, как и все прочие граждане государства, которое, не забудем, отделено от Церкви. `Соглашение о сотрудничестве` скрепили подписями Патриарх и председатель правления Пенсионного фонда России Михаил Зурабов.

Только наивный наблюдатель может подумать, что речь идет о случайном совпадении двух очень разных по смыслу и целям событий. Но в практической политике, равно как и в религиозном опыте, случайностей не бывает. Да, государство у нас отделено от Церкви. Да, священнослужитель является, как и в большинстве стран мира, говоря строго, наемником, которого содержат прихожане. Да, одним из иноческих обетов было и остается нестяжание: монах не смеет иметь ничего своего - ни денег, ни квартиры, ни дачи, ни машины. Древняя монашеская традиция - своими руками построить себе `домовину`, гроб, в который, хочешь не хочешь, а когда-нибудь ляжешь. Но в жизни часто случается иначе. И в современной России не только каждому архиерею, но и монаху, сделавшему какую-никакую карьеру, по чину полагаются дача с машиной. А чем хуже монахов `белое`, женатое и, как правило, многодетное духовенство? Церковные каноны запрещают пастырям пользоваться покровительством светских властей, но как прикажете прожить без их протекции и щедрых приношений? Да ведь и не поймешь толком, кто к кому больше льнет: государство к Церкви или наоборот? `Соглашение о сотрудничестве` Патриархии и Пенсионного фонда лишь свидетельствует, что никто пока не отменил одну из статей Закона о свободе вероисповедания 1990 г., согласно которой священнослужители включены в единую систему пенсионного обеспечения. Точно так же и подписание на Соборе `Свода нравственных принципов и правил хозяйствования в условиях рыночной экономики` - лишь документальное оформление нерушимого союза передового монашества и православного предпринимательства.

За десять лет существования Всемирный Русский Народный Собор, увы, не оправдал своего громкого имени и не осуществил высокой миссии реального объединения всех сил, озабоченных судьбами России, как выражался Чапаев из кино, `в мировом масштабе`. В силу того что у каждой из этих сил своя забота (и своя Россия), ВРНС остался организацией по преимуществу декоративной, чьи инициативы и решения слишком часто походили на выпуск пара. Соборяне обсуждали вопросы здоровья нации, связь духовных традиций с экономическими перспективами России, взаимоотношения православия и ислама, церкви и мастеров культуры, даже проблемы обороноспособности. В интервалах между созывами Собора проводились рабочие заседания его президиума и научно-практические конференции в регионах. Лица, поистине воплощающие честь и совесть отечества, такие, как композитор Георгий Свиридов и академик Николай Скатов, были вынуждены восседать бок о бок с маргиналами. Политики, как повелось, использовали трибуну для популистских и провокационных заявлений. Так, на VII Соборе г-н Жириновский предложил включить в Конституцию положение о том, что русский народ является государствообразующим, а православие - главной религией. В свою очередь тов. Зюганов возмущался отсутствием в зале Собора `министров-капиталистов`: `У меня такое ощущение, что в правительстве ни одного русского человека!`.

Следует воздать по заслугам заместителям главы Собора, живому воплощению баснословных коня и трепетной лани, - председателю Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) и председателю правления Союза писателей России Валерию Ганичеву. Довольно скоро поняв, что вписать всех и вся говорящих от имени матушки России в православный контекст - задача неподъемная, они озаботились вписыванием православия в современный контекст. По их замыслу, нынешний Собор первоначально предполагалось посвятить концепции национальной безопасности. Но затем повестку дня вдруг изменили - отчасти дабы избежать противопоставления нас `коварному Востоку и лицемерному Западу`, отчасти чтобы, напротив, обозначить на глобусе третий полюс. Мол, нам чужого не надо, но и вы, пожалуйста, знайте наших.

Об этом без экивоков сказал, открывая Собор, Алексий II: `Пора переосмыслить роль Православия в мировой истории, в начертании судьбы человечества. Вызовы времени естественным образом заставляют объединяться страны и нации, близкие по культуре, мировоззрению, духовной традиции. Набирают силу интеграционные процессы в Европе. Мусульманские государства стремятся консолидировать свои усилия на мировой арене. Могут ли в таких условиях оставаться разобщенными страны с многовековой православной культурой? Допустимо ли положение, при котором разрозненные голоса православных народов теряются в многоголосье мировых дискуссий?`

Слову патриарха почтительно внимали полномочный представитель президента России в Центральном Федеральном округе Г. Полтавченко, заместитель председателя Совета Федерации А. Торшин, заместитель председателя Государственной думы Л. Слиска, министр иностранных дел И. Иванов, министр по вопросам национальной политики В.Зорин, лидер блока `Родина` С. Глазьев, председатель ЦИК КП РФ Г. Зюганов, председатель РДП `Яблоко` Г. Явлинский и другие высокие лица.

Еще позавчера патриарх для всех них был носителем древних традиций, живым напоминанием о том, что у России есть великое прошлое, не более того... но теперь он говорил с ними как власть имущий. Русская идея, которую все они так долго искали, оказывается, лежала на поверхности. И никто из них с патриархом спорить не стал. Потому что одно дело, когда с тобой говорит монах, и совсем другое, когда перед тобой госчиновник, имеющий равное с тобой право на пенсию.


Михаил Камышин, `Новые Известия`

`ЗАО `Газета Новые Известия`http://nvolgatrade.ru/

Док. 201352
Опублик.: 18.03.04
Число обращений: 61


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``