В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Вахруков: Решение вопроса по объединению Тюменской области будет решаться с участием населения Назад
Сергей Вахруков: Решение вопроса по объединению Тюменской области будет решаться с участием населения

Сергей Вахруков: Решение вопроса по объединению Тюменской области будет решаться с участием населенияНакануне Президент России подписал указ о назначении федеральных инспекторов по Тюменской области Сергея Сметанюка и Свердловской области Виктора Байдукова в состав Квалификационных коллегий. Согласно новому закону, в Квалификационные коллеги судей помимо самих служителей Фемиды входят представители общественности и Президента России. Кроме того, накануне же в Тюмени губернаторы Тюменской области Сергей Собянин и ЯНАО Юрий Неелов обсуждали вопросы экономического сотрудничества и подписали ряд документов, связанных с более тесной интеграцией этих двух субъектов РФ. Многие заговорили о том, что сделан первый шаг, пока экономический на пути объединения Тюменской области с автономиями в один субъект. О первых итогах судебно-правовой реформы и реформы по разграничению полномочий журналистам рассказал первый заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Сергей Вахруков.

Вопрос: На сколько важно создание нового состава квалификационных судей и включение в них представителей общественности и представителей Президента РФ?

Сергей Вахруков: Я считаю, что это серьезный шаг. Квалификационные коллегии в новом составе значительно более качественно будут подбирать судей, и это скажется на качестве и эффективности работы судебной системы. Мы в этом году поставили цель - проанализировать, как работают квалификационные коллегии в новом составе и по новому закону. Мы подведем итоги, рассмотрим их вместе с судьями. Нам важно понять, не являются ли квалификационные коллегии способом воздействия на работу самого судьи.

Вопрос: Институт мировых судей. Насколько они разгрузил суды общей юрисдикции?

Сергей Вахруков: Мировые судьи взяли на себя огромную нагрузку с судов общей юрисдикции. На самом деле мировые судьи находятся ближе к человеку. С их появлением выполнен один из принципов судебной реформы - суд стал ближе к населению. Федеральный судья, во-первых, их намного меньше, а во-вторых, это человек, который был постоянно загружен, причем, как правило, рассмотрением больших дел. Уголовные дела, они сами по себе очень сложные, некоторый административные дела бывают очень сложными. А рутинные дела, связанные с гражданско-правовыми отношениями, уходили на третий план. Люди часто не видела к себе внимания со стороны судов, не потому что судьи не хотели рассматривать эти дела, в потому что у них просто не хватало времени на все это. Нагрузка была запредельная. А сейчас человек по месту жительства может прийти к мировому судьи и в очень короткое время, неделя-две, получить решение своего вопроса. Причем он может обжаловать решение этого вопроса в суде общей юрисдикции. Могу сказать, что качество решений, которые принимают мировые судьи, очень высокое. Менее 10% обжалуется. То есть люди удовлетворены тем, как работают мировые судьи. В УрФО работает 550 мировых судьи, это огромная армия, которая квалифицированно может решать вопросы. И что не маловажно, этих судей назначают законодательные органы власти субъектов Федерации. Ведь не все необходимо концентрировать на федеральном уровне. Есть федеральная судебная система, которая состоит из Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Их подразделения есть в регионах. Но есть и институт мировой юстиции, которая фактически является региональной системой. Субъекты Федерации отвечают за кадры. У них есть судебные департаменты, который подбирают эти кадры, и сами на законодательном собрании их назначают. А затем сами могут с них спросить. Регионы сами частично финансируют содержание мировых судей. В данном случае регионы отвечают за судебную защиту граждан, которые проживают на этой территории. Я считаю, что это правильно сделано.

Единственный вопрос - нагрузка на мировых судей. В некоторых субъектах она стала запредельной. Мировые судьи стали рассматривать в 5-6 раз больше дел, чем федеральные судьи. Естественно, здесь возникает вопрос со сроками рассмотрения дел. Плюс ко всему мировой судья не может передавать дела другим, у него нет второго человека, он один на своем участке. Если судья заболеет, уйдет в отпуск, его дела копятся. И сейчас мы подготовили свои предложения и они были рассмотрены на заседании комиссии по судебной-правовой реформе. Мы обсудили, каким образом надо изменить закон о мировых судьях, чтобы увеличить количество участков в зависимости не только от численности населения, но и интенсивности обращения в суд. Чтобы сразу сейчас снять проблему нагрузки на мировых судей. Думаю, что в ближайшее время закон будет пересмотрен. Количество участков увеличится, и ситуация стабилизируется.

Вопрос: Как вы относитесь к межрегиональной интеграции? На сколько это положительно влияет на ситуации в стране?

Сергей Вахруков: Мы единое государство. И когда несколько лет назад субъекты федерации стали создавать свои таможни, свои границы, ничего хорошего от этого не было. Сейчас единое экономическое пространство восстановлено. Причем, интеграционные процессы не ограничиваются только рамками одного округа или региона. Мы стараемся взаимодействовать с другими федеральными округами и не собираемся мешать регионам взаимодействовать с регионами из других федеральных округов.

Сейчас одним из элементов экономики УрФО является ТЭК. Но для его развития возможностей только одной Тюменской области явно недостаточно. Поэтому трубы изготавливаются в Свердловской области, оборудование для буровых тоже в Свердловской. Теперь уже в Свердловской, а не покупается за рубежом. Вот это пример интеграции, которая положительно влияет на эффективность, в том числе и добычи нефти, потому что дешевле получается. Плюс сотрудничество в Пермской областью, с Центральным федеральным округом. Все же заинтересованы в том, чтобы ТЭК в России развивался. Наши металлурги покупают оборудование в других субъектах федерации. Важно не тормозить интеграционные процессы, а создавать условия, чтобы бизнес между собой разных субъектов Федерации взаимодействовал. Сегодня уже немало компаний вертикально-интегрированных, горизонтально-интегрированных, как Трубная Металлургическая компания. И этот бизнес диктует власти создание условий, чтобы была занятость населения, чтобы были поступления в бюджет, чтобы был рост ВВП.

Вопрос: Сейчас идет процесс разграничения полномочий в Тюменской области, и очень много говорят о возможности объединения юга Тюменской области и автономных округов в один субъект. На ваш взгляд, на сколько это будет оправдано?

Сергей Вахруков : На самом деле Тюменская область была единым субъектом Федерации. Это было не так давно. И освоение Ямала и Югры шло из Тюмени. А затем были созданы три субъекта Федерации - это юг Тюменской области, ЯНАО и ХМАО. У них есть все сопутствующие субъекту Федерации полномочия. В прошлом году был принят закон `Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в субъектах Федерации`, ввели статью 26.6, где сказано, что субъект Федерации с входящими в него автономными округами может устанавливать свои взаимоотношения либо внутренним договором либо в соответствии с федеральным законодательством. Если федеральный закон или договор не предусматривает взаимное делегирование полномочий, то большая часть полномочий осуществляет область. А у автономных округов остается где-то 5-6 полномочий из 40-ка. Сейчас идет интенсивный переговорный процесс, создана рабочая группа из трех субъектов Федерации. Группа определяет, на сколько эффективно отдать те или иные полномочия из области в автономные округа. Процесс идет не без противоречий. Все прекрасно понимают, что никто не хочет ограничивать свои права и полномочия. Тем более ХМАО и ЯНАО это далеко не Коми-Пермяцкий АО. Их возможности намного выше, чем у юга Тюменской области. И сегодня бюджетная обеспеченность этих округов выше, чем в целом по России и выше, чем в целом по УрФО. Терять возможность влиять на экономику, терять собственный бюджет, собственные полномочия, естественно, властные элиты не хотят. Сейчас в рамках созданной группы обсуждается, как эффективнее в этом субъекте Федерации, одном из самых больших и самых богатых, сделать так, чтобы власть работала в интересах граждан. Для нас принципиально, чтобы не пострадало население, чтобы население только выиграло, чтобы не было перекосов.

У нас в разных субъектах Федерации очень разный уровень жизни. Причем чаще всего это не заслуга местных властей, которые эффективно работают, а те или иные преимущества в недрах, те преференции, которые центр дал региону в рамках разграничения полномочий. Я уверен, что процесс разграничения полномочий в Тюменской области в ближайшие 3-4 года перейдет в конкретную стадию, так как уже начинается работа над бюджетом 2005 года. И бюджет-2005 должен окончательно ответить на вопрос, будет ли это единый бюджет Тюменской области или это три бюджета трех субъектов Федерации. Причем будут рассматриваться не только чисто экономические вопросы, но и вопросы полномочий: какие полномочия будут у Тюменской области, а какие у автономных округов. И под эти полномочия будут подсчитываться финансовый ресурс. Исходя из этого будет проводится процесс разграничения полномочий - это одна из основных частей административной реформы.

Вопрос: А вы собираетесь как-то вмешиваться в процесс объединения Тюменской области?

Сергей Вахруков: Для на важно, чтобы не нерешенные вопросы, который обсуждаются на комиссии, между губернаторами не выплескивались в виде эмоциональных пассажей на население. Для нас важно, чтобы люди получили объективную информацию о том, как идет процесс. Сейчас мы настраиваем на это органы власти субъектов Федерации, и сами над этим работаем. Но мы все прекрасно понимаем, что решение вопроса по объединению Тюменской области, если он, конечно, возникнет, будет решаться как в Пермской области, с участием населения. Главное не дезинформировать население, чтобы не создавать раньше времени иллюзий о том, что если пройдет процесс объединения, то люди потеряют в своем жизненном уровне.

Вопрос: Как вы относитесь к инициативе объединения Свердловской, Челябинской и курганской областей?

Сергей Вахруков : Эти предложения звучат неоднократно, чаще они звучат из уст одного человека. Никакие серьезные реакции они не вызывают сегодня. Потом уже полгода грозятся познакомить с какими-то расчетами, но никто с ними почему-то не знакомит. Может, их нет на самом деле, или они очень секретные. Области живут самостоятельной жизнью, развиваются и очень не плохо. Даже Курганская область по итогам прошлого года показал прирост промышленного производства. И мы заинтересованы в том, чтобы территории развивались нормально. Какое будет принято дальнейшее решение, это дело времени. И сегодня мы работаем в рамках действующей Конституции. Если по Тюменской области федеральный законодатель прописал определенные процедуры и полномочия, то по Свердловской, Курганской и Челябинской областей ничего подобного нет. Они являются самостоятельными субъектами Федерации. Те, кто озвучил эту идею должны аргументировать, как, зачем, в чьих интересах необходимо объединении.

Редакция благодарит ТК `Ермак` за предоставленные материалы.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199965
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 712

  • Вахруков Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``