В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий ФАДЕЕВ, президент ОАО `РЖД`: Мы должны привыкнуть, что транспортная цепочка теперь находится в едином руководстве Назад
Геннадий ФАДЕЕВ, президент ОАО `РЖД`: Мы должны привыкнуть, что транспортная цепочка теперь находится в едином руководстве
Многолетние планы по созданию единого Минтранса наконец-то претворились в жизнь, правда, немного в измененном варианте. В одно ведомство были слиты Минтранс, Министерство путей сообщения и Минсвязи. Как это отразится на работе отрасли и каковы перспективы развития железнодорожных перевозок? Об этом корреспонденту `Известий` Тимуру ХИКМАТОВУ рассказал президент ОАО `РЖД` Геннадий Фадеев.

- Как вы оцениваете структурные изменения в отрасли?

- Создание мощного единого Министерства транспорта - правильное решение. Государство больше не может допускать дублирования функций. Создаваемых в Минтрансе контрольных и надзорных органов, а также железнодорожного агентства вполне достаточно для того, чтобы решать необходимые вопросы. Я вижу в этом ликвидацию барьеров между всеми видами транспорта. Мы должны привыкнуть, что транспортная цепочка теперь находится в едином руководстве. Министерство призвано решить проблемы, которые возникали на стыке ответственности бывших независимых ведомств. Взять, к примеру, традиционные очереди поездов на подступах к морским портам. В августе прошлого года железнодорожники приняли комфортный для грузоотправителей новый тариф 10-01. Грузопоток увеличился, а мощности портов оказались к этому не готовы. В результате грузы уходят в порты сопредельных государств. В прошлом году мы отметили увеличение объемов перевозок каменного угля и нефти в портах Балтии и Украины.

Несколько лет назад я говорил об опасности проведения подобной реформы. Но сегодняшняя стабильность в экономике и политике - это уникальный шанс, не использовать который было бы преступлением.

- Новый министр пришел из частной транспортной компании. Нет ли у вас опасений, что он станет активно лоббировать ее интересы в ущерб остальным участникам рынка?

- Я лично знаю Игоря Левитина (новый министр транспорта. - `Финансовые Известия`) и поэтому могу уверенно заявить, что это исключено. У меня также хорошее отношении и к компании, где он раньше работал. `Северстальтранс` владеет Коломенским заводом, и то, что инвестор не перепродал акции, а сохранил производство и наметил перспективы его развития, свидетельствует о том, что этот холдинг действует в интересах отрасли. На базе Коломенского завода мы создали программу развития отечественного локомотивостроения.

- Руководители ряда частных компаний-операторов заявляли, что РЖД не пускают их на прибыльные направления. Насколько обоснованы их претензии?

- Судите сами. Никто не станет спорить с тем, что линия Москва-Санкт-Петербург самая прибыльная. В конце прошлого года частная фирма `Агдайл` выйдет на этот маршрут со своим составом. Она уже сегодня для этих целей закупает подвижной состав, модернизирует вагоны. На этой же линии будет работать и `Трансмашхолдинг`. РЖД приветствуют появление таких перевозчиков. Но есть компании, которые стремятся лишь к получению прибыли. Например, ряд частных операторов просит у нас разрешения на прибыльные пригородные перевозки от Москвы до Смоленска. Мы не против, только пусть они приходят со своими составами. А они желают забрать у нас существующую электричку, с уже отлаженной технологией работы.

- Как вы оцениваете перспективы создания в России частных железных дорог?

- Примеры строительства частных железных дорог уже есть. Например, на Дальнем Востоке, на границе с Китаем есть такой участок, но интенсивность движения на нем оставляет желать лучшего. А все из-за того, что частник предложил очень высокий тариф за проезд, отпугивающий потенциальных клиентов как с российской, так и с китайской стороны. Это длится уже на протяжении четырех лет.

Строят частники и в других регионах, например в Коми. Участок с Костамукши с выходом на Мурманский порт протяженностью в 120 километров несколько лет безуспешно строила частная компания. Закончилось тем, что данный проект выкупило правительство Карелии, и это строительство пришлось нам доводить до конца. Думаю, что в ближайшей перспективе особых подвижек в деле строительства частных дорог не будет.

- Руководство ОАО `РЖД` заявляло о том, что главной задачей второго этапа реформирования отрасли станет укрепление позиций компании на грузовом рынке. Каким образом вы намерены этого достигнуть?

- Все уже привыкли, что `Российские железные дороги` являются основным транспортным агентом предприятий - гигантов металлургии, угольной промышленности. Но сегодня нельзя делать разницу между мелким и крупным грузоотправителем: для всех должны быть созданы одинаково комфортные условия. Поэтому мы намерены сделать крен в сторону небольших организаций, производящих продукцию в малых объемах. РЖД должны `охотиться` за такими структурами. Залог упрочения позиций на этом рынке - качественное обслуживание, скорость доставки грузов, тесное взаимодействие с морскими портами. Недопустима ситуация, когда грузы неделями простаивают на колесах.

Сегодня мы работаем над интеграцией с Европой, куда заметно увеличилось количество маршрутов. В скором времени пойдут поезда с автоматическими устройствами изменения колеи на границах. Нонсенс, когда пассажир должен выйти на перрон и вынести свой груз, ожидая, когда вагон переставят на другие тележки. Это каменный век.

- А можно ли сделать прибыльными пассажирские и пригородные перевозки?

- Мы смогли преодолеть тенденцию спада в области пассажирских перевозок. За первые 5 месяцев работы ОАО `РЖД` они увеличились на 8%. Однако сделать их полностью прибыльными никогда не удастся. Фирменные комфортабельные поезда с этой задачей справятся. Но нельзя ставить золотые поезда на короткие пригородные расстояния. Главное в пригородном сообщении - простота и удобство. Это принятая мировая практика.

В любой стране правительство дотирует пригородные перевозки. В Англии даже после создания частных компаний государство ежемесячно выплачивало им по полтора миллиарда фунтов стерлингов за льготы, предоставляемые пассажирам. Проблема нерентабельности пригородных перевозок пока полностью не решена ни в одной стране мира.

В России электрички `привезли` в прошлом году почти 27 млрд. убытков. Чтобы снизить убыточность этих перевозок, мы решили совместно с администрациями регионов создавать пригородные компании. Первая - `Экспресс-пригород`, в качестве эксперимента была создана на Западно-Сибирской железной дороге в мае 1998 года. По ее примеру на этой же дороге в конце прошлого года были организованы и успешно работают еще три перевозчика - `Омск-пригород`, `Алтай-пригород` и `Кузбасс-пригород`. Сейчас мы рассматриваем 19 бизнес-планов по созданию пригородных пассажирских компаний.

- Одна из главных проблем ОАО `РЖД`, по мнению экспертов, износ основных фондов. Как вы намерены решить этот вопрос?

- Мы разработали `Программу создания и освоения производства новых локомотивов в 2004-2010 годы`. Первые локомотивы появятся уже в этом году: это грузовой тепловоз 2ТЭ70 и грузовой электровоз 2ЭС5К, производством которых займутся Коломенский завод и Новочеркасский электровозостроительный завод. До 2010 планируем поставить на производство 14 типов новых локомотивов. Сегодня РЖД вынуждены проводить модернизацию существующего парка, но без обновления долго прожить мы все равно не сможем. Начиная с 2005 года необходимо вливание `свежей крови`. Мы удержим ситуацию с динамикой прогнозируемого роста грузоперевозок до 2010 года лишь с учетом того, что в 2005-2006 гг. начнется поступление новых составов. Всего РЖД планирует закупить к 2010 году 2106 локомотивов.

- Футбольные болельщики ждут обещанного матча спонсируемого российскими железнодорожниками `Локомотива` с английским `Челси`, принадлежащим Роману Абрамовичу. Когда он все-таки состоится?

- Честно говоря, я рассчитывал, что эти команды встретятся в рамках Лиги чемпионов. Но в Европе, оказывается, правом назначать пенальти обладают даже боковые арбитры. Нашим ребятам тяжело было сражаться против французского чемпиона в меньшинстве. А так как удаление было несправедливое, то я не считаю, что `Локомотив` проиграл. Тем не менее в этом году с `Челси` мы сразимся только в товарищеском матче. Я поддерживаю инициативу чукотского губернатора и владельца `Челси` Романа Абрамовича об организации этого матча. Но дата его проведения пока остается открытой.

15.03.2004

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-799896
Тимур ХИКМАТОВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199960
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 466

  • Фадеев Геннадий Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``