В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий БУКАЕВ: Государственная регистрация предприятий будет передана налоговым органам Назад
Геннадий БУКАЕВ: Государственная регистрация предприятий будет передана налоговым органам
Несколько лет назад Налоговый комитет был преобразован в Министерство по налогам и сборам (МНС), в том числе для того, чтобы налоговики могли заняться законотворчеством. После кризиса эта сторона деятельности министерства не была на виду. Теперь, судя по всему, МНС намерено ситуацию изменить. Специально для `Финансовых Известий` министр по налогам Геннадий БУКАЕВ отвечает на вопросы корр. ИНТЕРФАКС-АФИ Р. АБДУЛЛИНА.

- Как будете решать проблему налогового контроля за вновь создаваемыми предприятиями?

- Возможно, с 1 июля функция государственной регистрации предприятий и организаций будет передана от органов юстиции налоговым органам, и тогда ситуация, надеюсь, изменится.

Правительство должно до этого времени своим решением определить ведомство, которое будет осуществлять эту работу. Проект соответствующего постановления находится на согласовании с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Я полагаю, что широко разветвленная по всей территории России сеть налоговых органов позволяет успешно вести такую работу. Для этого МНС потребуется только ввести дополнительную численность сотрудников в отделы учета территориальных налоговых органов. Сейчас по России насчитывается порядка 4500 регистрирующих органов и процедурой регистрации занимаются в каждом муниципальном образовании. Такое большое количество регистрирующих органов, по моему мнению, затрудняет контроль за законностью самой регистрации и приводит к тому, что из более чем 3 млн зарегистрированных в стране юридических лиц примерно треть не сдает отчетности в налоговые органы.

Мы не скрываем свой интерес в случае получения функций регистрирующего органа - навести порядок в этой сфере. Ежегодно в стране появляется около 350 тыс. новых юридических лиц. Кроме того, более 120 тыс. предприятий в течение года прекращают свою деятельность. Таким образом, в течение года осуществляется порядка 500 тыс. актов государственной регистрации юридических лиц.

- Регистрация регистрацией, но и само налоговое законодательство часто позволяет уходить от уплаты налогов...

- К сожалению, надо признать, что правовых пробелов в действующем законодательстве предостаточно. Например, существуют определенные трудности при осуществлении налогового контроля за расходами физических лиц.

Для повышения эффективности налогового контроля мы подготовили предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Госдуме. Предложения МНС предусматривают, в частности, необходимость вменить в обязанность налогоплательщика документально подтверждать источники и размер доходов, а также суммы уплаченного налога.

В том случае, если физическое лицо не подтвердило источники доходов, министерство предлагает предоставить право налоговым органам самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и исчислять с него налог.

Кроме того, наши предложения предусматривают определение минимального размера стоимости приобретенного имущества, при превышении которого гражданин будет обязан подавать специальную декларацию. В частности, мы предлагаем установить такой порог в 1 млн рублей для недвижимого имущества и в 100 тыс. рублей для автомобилей. В настоящее время такой стоимостной порог законодательством не предусмотрен, и поэтому налоговые органы вынуждены осуществлять налоговый контроль за совершением всех указанных в действующем законодательстве операций, независимо от их стоимости. Такие условия проведения налогового контроля существенно снижают эффективность выявления фактов уклонения граждан от уплаты налога с полученных доходов.

Напомню, что в 2001 году физическими лицами было подано 541,5 тыс. специальных деклараций. В результате проведенных проверок налоговыми органами привлечено к уплате налога на доходы 4,5 тысячи налогоплательщиков. Сумма доначисленного налога составила 12,1 млн рублей. Остальные декларанты полностью подтвердили свои доходы, которые позволили им совершить такие сделки.

- Правительство довольно результатами работы вашего ведомства в прошлом году?

- В бюджеты всех уровней поступило 1 трлн 955,8 млрд рублей налогов и сборов, что на 32% превышает аналогичный показатель 2000 года. Таким образом, в 2001 году налоговые поступления в консолидированный бюджет составили сумму, равную 21,5% ВВП, в то время как в 2000 году этот показатель не превышал 21% ВВП. При этом из всего объема налоговых платежей в федеральный бюджет направлено 986,7 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. В эту сумму вошли также поступления по тем налогам, которые собирает министерство, однако контроль за ними осуществляют другие ведомства.

Что касается поступления налогов в федеральный бюджет в 2001 году, непосредственно контролируемых МНС, по сбору которых министерству установлено задание, то они по сравнению с 2000 годом возросли в 1,5 раза и составили 961,65 млрд рублей, что на 8,1% превышает увеличенное годовое задание, установленное правительством Российской Федерации и Минфином в размере 889,35 млрд рублей. Результаты неплохие.

- МНС по-прежнему делает ставку на крупнейших налогоплательщиков?

- Работа с крупнейшими налогоплательщиками остается одним из приоритетных направлений деятельности министерства. Согласитесь, что результаты ее весьма ощутимы. В прошлом году только ОАО `Газпром`, РАО `ЕЭС России` и МПС направили в бюджеты всех уровней 355,9 млрд рублей федеральных налогов и сборов, а это 21,4% от общей суммы поступлений указанных налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Практически в течение прошлого года уровень уплаты налоговых платежей, в частности, ОАО `Газпром` и РАО `ЕЭС России`, превышал 100% от начислений. Так, поступление федеральных налогов и сборов от ОАО `Газпром` в 2001 году составило 263,0 млрд рублей, что на 13,2% превышает начисленную сумму, а от РАО `ЕЭС России` - 61,3 млрд рублей, что на 15,4% больше, чем начислено.

Это результат работы с крупнейшими налогоплательщиками. Такая работа предусматривает в первую очередь индивидуальный контроль за деятельностью такой категории налогоплательщиков, их мониторинг со стороны налоговых органов, а также создание специализированных налоговых инспекций, позволяющих глубоко вникать в технологические процессы производства.

- А как активно работали кредитные и страховые организации, если, конечно, судить по их налоговым платежам?

- Что касается банковских организаций, то поступления от них возросли на 5,7%, однако их удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета не превысил 2,1%. 2001 году мощный рост налоговых платежей отмечался у страховых компаний - 32,9% к уровню 2000 года, хотя их удельный вес в общей сумме налоговых доходов бюджетной системы остается крайне низким и составляет 0,3%. У банков и страховых организаций, к сожалению, незначительные оборотные средства, что сказывается на небольших налоговых платежах в бюджет.

- Несколько лет назад налоговики объявили войну банкам, которые задерживали налоговые платежи клиентов в бюджет. Но бизнес на неплатежах живет и здравствует...

- Ситуация немного изменилась в лучшую сторону, если судить по статистике. Объем зависших в банках таких налоговых платежей в прошлом году снизился на 3,3 млрд рублей и составил к 1 января этого года 38,2 млрд рублей. В эту сумму вошли также платежи во внебюджетные фонды и территориальные дорожные фонды.

Я думаю, что взаимодействие МНС, Центробанка России и АРКО в пресечении проведения платежей налогоплательщиков в бюджет через неплатежеспособные банки все-таки дало положительный результат. По сути прекратился рост налоговой задолженности по `зависшим` платежам в кредитных организациях. В 2001 году министерство совместно с АРКО и банками предпринимали ряд мер по погашению налогового долга в рамках подписанных мировых соглашений. Только в результате досрочного погашения реструктуризированной задолженности банка `Российский кредит` по состоянию на 1 января этого года в бюджетную систему поступило 1,4 млрд рублей.

- Планируете учащать проверки банков, чтобы было меньше нарушений?

- Только за 9 месяцев 2001 года налоговые органы провели более 18 тысяч таких проверок, в том числе около 1000 проверок совместно с правоохранительными органами. В результате проверок было выявлено более 1,6 млн случаев несвоевременного исполнения поручений на перечисление налоговых платежей клиентов.

Проверки показали, что основные причины задержек перечисления налоговых платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды региональными кредитными организациями связаны с отсутствием средств на расчетных счетах налогоплательщиков. И только в 0,3% выявленных случаев причиной задержки платежей являлось отсутствие средств на корреспондентских счетах кредитных организаций и их филиалов. Однако в ходе проверок банковских организаций у МНС России появилось много вопросов, связанных с перечислением единого социального налога. Например, были установлены списанные в прошлые годы со счетов, но не поступившие по назначению платежи во внебюджетные фонды на общую сумму более 1,3 млрд рублей.

- Есть шанс, что все мы научимся, привыкнем честно платить налоги?

- Я верю, что через какое-то время это обязательно произойдет. Уже сегодня радует то, что с введением единой 13-процентной ставки налога на доходы граждан постепенно начали выходить из `тени` так называемые `серые` зарплатные схемы, а граждане - почти в 1,5 раза больше платить налога. Мы должны привыкать жить цивилизованно: когда государство создает равные условия для ведения бизнеса и получения доходов, а владельцы этих доходов полностью платят с них налоги.

05.03.2002

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-440http://nvolgatrade.ru/

Док. 199948
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 408

  • Букаев Геннадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``