В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей УЛЮКАЕВ: Минфин - это просто кошелек для Минобороны и любого другого ведомства Назад
Алексей УЛЮКАЕВ: Минфин - это просто кошелек для Минобороны и любого другого ведомства
С февраля Минфин перестал детально контролировать расходы других ведомств. Детали этого нововведения, а также ситуацию в макроэкономике и итоги исполнения бюджета за февраль специально для `Финансовых Известий` комментирует в интервью обозревателю Интерфакс-АФИ Светлане НИКИТИНОЙ первый заместитель министра финансов РФ Алексей УЛЮКАЕВ.

- В прошлом году Минфин строго расписывал все расходы ведомств по статьям и разделам: это на оплату горючего, это на довольствие и так далее. Теперь министерства свободны сами распоряжаться средствами?

- Да. Но в рамках выделяемого им объема средств за определенный период, за квартал. Минфин не является распорядителем бюджетных средств. Министерство лишь производит финансирование и потом отражает результаты в отчете об исполнении бюджета. В первом квартале мы, например, всем главным распорядителям перечисляем в среднем 17% от годового объема выделенных им средств. Но как распорядиться этими средствами, чтобы выполнить все стоящие перед ними задачи, они решают сами. Могут самостоятельно принимать решения и передвигать средства в пределах квартала. Это гибкая и прогрессивная система.

- Предприятия по-прежнему упрекают Минфин в задержках финансирования...

- Сетования предприятий на то, что их не профинансировали, это вопрос их отношений с главными распорядителями средств, то есть непосредственно с ведомствами: заключены ли соответствующие договоры, проведены ли тендеры и так далее. Минфин тут никакой роли не играет. Он не является стороной в контрактах.

- Тем не менее были упреки в адрес Минфина в связи с недофинансированием оборонного заказа. В частности, за декабрь прошлого года.

- Упреки не по адресу. Попробую объяснить. В прошлом году Минобороны получало деньги федерального бюджета, но не расходовало их, а накапливало на своих счетах. В течение прошлого года объем остатков на счетах этого ведомства колебался от 7 до 9 млрд рублей. Это вынуждало Минфин проводить финансирование медленнее. Судите сами: зачем перечислять ведомству деньги, если оно их все равно не расходует? Это привело к тому, что гособоронзаказ декабря в сумме 5,2 млрд рублей был профинансирован поздно, в самом конце декабря, и все эти средства не были доведены главным распорядителем до конечных получателей, они остались на счетах Минобороны в виде остатков. В последних числах декабря эти средства, как и положено по Бюджетному кодексу, были подняты обратно на счета Федерального казначейства, а в феврале эта сумма была вновь перечислена Минобороны. В этой ситуации все зависит от Минобороны. Средства перечислены, ими можно распоряжаться, расплачиваться с предприятиями. Нужно только навести порядок в отношениях с контрагентами.

- Сколько в результате получило Минобороны в феврале?

- Мы перечислили 5,2 млрд, что соответствует величине остатков по оборонзаказу декабря прошлого года, кроме того, было перечислено еще 350 млн рублей. Кроме того, оставалось 4 млрд рублей за счет погашения задолженности по гособоронзаказу прошлых лет. Эти средства также были перечислены Минобороны в прошлом году и тоже остались на его счетах в виде остатков. Сейчас они опять будут поступать на счета Минобороны, и мы проводим работу по окончательному согласованию всех документов, чтобы эти средства в ближайшее время довести до предприятий. Таким образом, предприятия, во-первых, уже могут получить средства за исполнение гособоронзаказа декабря прошлого года, во-вторых, в ближайшее время получат все, что им задолжали по предшествующим годам, и, в-третьих, как только будут корректно заключены все необходимые договора, они получат все текущее финансирование. Напомню, что согласно бюджету, мы обязаны в течение первого полугодия профинансировать гособоронзаказ на 40%. И мы это делаем. Главное, чтобы Минобороны вовремя довело средства до своих контрагентов.

- То есть деньги выделены и все зависит от того, как предприятия, выполняющие оборонный заказ, отладят свои взаимоотношения с Минобороны?

- Абсолютно верно. Минфин - это просто кошелек для Минобороны и любого другого ведомства, и не более того.

- Есть ли сейчас задолженность перед оборонным комплексом?

- С момента выверки кредиторской задолженности, то есть с октября 2000 года, мы все работы по гособоронзаказу финансировали полностью.

- С 1 июля повышается довольствие и отменяются льготы для военнослужащих. По-прежнему многие опасаются, что это ухудшит положение служащих в армии.

- Хочу напомнить, что решение о реформе довольствия - пакетное решение. Именно потому, что мы существенно повышаем денежное довольствие, мы и отменяем некоторые льготы, цена которых многократно меньше, чем увеличение денежного довольствия. Подчеркиваю, что это совместное, выверенное, согласованное со всеми заинтересованными ведомствами предложение, которое поддержано президентом.

- Увеличатся ли, по вашим расчетам, доходы военнослужащих?

- Увеличатся значительно. В настоящее время льготами могут пользоваться далеко не все военнослужащие, в то время как увеличение денежного довольствия произойдет абсолютно для всех их категорий. Повышение денежного довольствия военнослужащих и реформа этой системы приведут к тому, что доходы военнослужащих увеличатся в среднем в 1,5-2 раза.

- В феврале в 2,5 раза по сравнению с январем снизилась инфляция. Можно ли ждать дальнейшего снижения темпов роста цен?

- В феврале темпы роста цен составили 1,2%, тогда как в январе цены приросли на 3,1%. Я бы обратил внимание на то, что за два первых месяца этого года цены выросли меньше, чем за два месяца 2001 года. Если в прошлом году за два первых месяца было накоплено 5,1%, то в этом году - 4,3%. Это значит, что переход от пиковой ситуации января к нормальной ситуации произойдет в этом году гораздо быстрее, чем в прошлом. Важно, что значительно ниже была базовая инфляция, определяемая по ценам непродовольственных товаров, мало подверженная сезонным колебаниям. Базовая инфляция в основном и соответствует изменениям денежной политики, денежного предложения. Так вот, по базовому показателю темпы роста цен в феврале составили 0,7%. Этот значит, что есть основания ждать дальнейшего снижения инфляции.

- Как исполнен бюджет февраля? Ведь были опасения, что возникли трудности с поступлением доходов.

- В течение первых двух месяцев года бюджет устойчив и имеет профицит. Расходы распределяются весьма аккуратно, план по доходам выполняется. Профицит за два месяца составил 5,7% ВВП, что также больше, чем профицит первых двух месяцев прошлого года. Это при том, что бюджетные расходы в феврале возросли. Например, значительную сумму - более 50 млрд рублей - мы выплатили по обслуживанию и погашению внешнего долга.

- Реальный курс рубля продолжит свое поступательное движение?

- Темпы укрепления реального курса национальной валюты стали ниже по сравнению с прошлым годом. В феврале, например, номинальный курс снизился на 1%, а инфляция составила 1,2%. Эти показатели сблизились. Если мы сохраним февральскую динамику, то реальное укрепление рубля в этом году будет очень небольшим. И это будет в большей степени отвечать интересам нашей промышленности.

14.03.2002

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-414http://nvolgatrade.ru/

Док. 199946
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 389

  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``